Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Деятельность административных комиссий органов местного самоуправления на примере муниципального образования»

Аннотация: в статье проведен анализ деятельности административных комиссий органов местного самоуправления, а также приведена статистика на примере крупных российских городов. При этом основной акцент сделан на практику деятельности административных комиссий в г. Екатеринбург.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, государственные полномочия, административные комиссии.

Законодательство об административных правонарушениях относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом создание административных комиссий муниципальных образований в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации, является одной из форм реализации переданных государственных полномочий органам местного самоуправления [1].

Административные комиссии не уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных федеральными законами. Вместе с тем, по количеству рассматриваемых правонарушений, предусмотренных региональным законодательством, административные комиссии вносят существенный вклад в применении к правонарушителям мер административной ответственности. Так, в Свердловской области в компетенцию административных комиссий входит рассмотрение более чем 30 составов, предусмотренных статьями Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» (Далее Закон Свердловской области № 52-ОЗ). [2]

Нормативное наделение органов местного самоуправления полномочиями по созданию административных комиссий с выделением на эти цели соответствующего финансирования в Свердловской области состоялось в середине 2011 года [4, 6]. Также органам местного самоуправления были переданы полномочия по определению перечня должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях [3].

Это повлекло за собой нормативное закрепление порядка создания и деятельности административных комиссий на уровне соответствующих муниципалитетов с последующей реализацией данных государственных полномочий на практике.

В Екатеринбурге созданы семь административных комиссий (по одной в каждом районе города), утверждены составы административных комиссий [8] и перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях [7].

Административные комиссии могут рассматривать материалы по составам правонарушений, перечисленным в статье 44 Закона Свердловской области

№ 52-ОЗ, но при обязательном условии составления протоколов об административных правонарушениях должностными лицами органов местного самоуправления.

Для контроля за соблюдением правил благоустройства города Екатеринбурга на территории районов в 2013 году были созданы Муниципальные казенные учреждения «Служба заказчика» (далее – МКУ «Служба заказчика»). В ходе своей деятельности инспекторы МКУ «Служба заказчика» осуществляют обследование закрепленной за ними территории. По результатам обследования и обнаружения нарушений требований муниципальных правовых актов в сфере благоустройства выдаются письменные уведомления на устранение нарушений. Протоколы об административных правонарушениях, составленные инспекторами МКУ «Служба заказчика», направляются для рассмотрения в административные комиссии муниципального образования «город Екатеринбург». Появление данного института должностных лиц привело к увеличению количества выявляемых административных правонарушений, и, следовательно, к увеличению объема работы административных комиссий.

Аналогичные административные комиссии созданы и в городахмиллионниках соседних со Свердловской областью регионах. В частности, количество административных комиссий в Челябинске, Уфе, Казани, Перми варьируется от 1 до 8. Средний размер штрафа в Екатеринбурге составляет 10 000 рублей, в том время как в Казани – 6 500 рублей, в Челябинске и Уфе – 2 000 рублей.

В городе Челябинск количество административных комиссий снизилось с 8 до 1 единицы, что связано с реформированием местного самоуправления: районы, ставшие самостоятельными, не имеют собственных административных комиссий.

В Пермском крае с 2011 года административные комиссии упразднены, а протоколы, составляемые должностными лицами органов местного самоуправления города Перми, рассматривались мировыми судьями. Вместе с тем, 01.01.2016 вступил в силу Закон Пермского края от 01.12.2015 № 576-ПК, наделивший Пермский городской округ полномочиями по созданию и организации деятельности административных комиссий с 2016 года [5].

В Республике Татарстан КоАП Татарстана наделил административные комиссии полномочием рассматривать 8 составов, в том числе за неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, и за неуплату размещения транспортных средств на платной муниципальной парковке (статья 3.16), вне зависимости от того, каким должностным лицом составлен протокол. Также определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, в том числе сотрудники Министерства юстиции. По административному правонарушению, предусмотренному ст.3.16 в случае фиксации в автоматическом режиме, дело рассматривается без составления протокола в порядке ст.28.6 КоАП РФ [11].

Анализ результатов деятельности административных комиссий городовмиллионников в 2015-2016 гг. демонстрирует следующие показатели [10].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Таблица 1. Показатели работы административных комиссий 2015–2016 гг.

Проведенный анализ нормативного регулирования и результатов деятельности административных комиссий муниципального образования «город Екатеринбург» и административных комиссий иных аналогичных муниципальных образований показывает нестабильность результатов указанных коллегиальных органов, что в большинстве своем связано с коллизиями в законодательстве разного уровня, как по линии работы административных комиссий, так и полномочий органов власти всех уровней, во взаимодействии с которыми осуществляется административное производство.

В частности, на результативность деятельности административных комиссий в г. Екатеринбурге оказало негативное влияние то, что с января 2016 года утратили силу ст.ст. 19-1 (Самовольное оставление транспортных средств, строительного или производственного оборудования на газонах, детских и спортивных площадках) и 24-1 (Нарушение правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом) Закона Свердловской области № 52-ОЗ. В результате, по постановлениям о назначении наказаний в виде административных штрафов, вынесенных по отмененным статьям, в местный бюджет не поступит 5 602 500 рублей, в областной – 2 435 373,36 рублей.

Решением Свердловского областного суда от 26 декабря 2016 года признаны недействующими ряд положений нормативных актов, регулирующих правила благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург» и Закона Свердловской области № 52-ОЗ, что, по сути, отменило ответственность за ряд административных правонарушений компетенции административных комиссий [9]. Данное решение Областного суда в настоящее время обжалуется Екатеринбургской городской Думой в Верховном суде России.

Таким образом, административные комиссии, начавшие свою деятельность в городе Екатеринбурге сравнительно недавно, показывают хорошие результаты, задают определенный уровень.

Вместе с тем, изучение и анализ результатов деятельности административных комиссий муниципального образования «город Екатеринбург» в 2015 и 2016 годах с работой административных комиссий муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации позволяет говорить о еще не полностью раскрытом потенциале данного института. Существует необходимость проведения определенных мероприятий, принятия действенных мер по организации работы районных административных комиссий, включая взаимодействие как внутри муниципального образования «город Екатеринбург», так и внешнее взаимодействие с иными органами.

Список использованных источников

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12125267/ (Дата обращения: 25.04.2017).
2. Закон Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» [Электронный ресурс]. URL: http://ekb4.info/tekst8/zakon17.htm (Дата обращения: 05.05.2017).
3. Закон Свердловской области от 27.12.2010 № 116-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Свердловской области» http://ekb4.info/tekst8/zakon16.htm (Дата обращения: 25.04.2017).
4. Закон Свердловской области от 23.05.2011 № 31-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по созданию административных комиссий» [Электронный ресурс]. URL: http://ekb4.info/text8/zakon16.htm (Дата обращения: 07.05.2017).
5. Закон Пермского края от 1 декабря 2015 г. № 576-ПК «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Пермского края по созданию и организации деятельности административных комиссий» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/perm/678043/ (Дата обращения: 25.04.2017).
6. Постановление Правительства Свердловской области от 24.08.2011 № 1128-ПП
«Об административных комиссиях» [Электронный ресурс]. URL: http://чкаловский.екатеринбург.рф/file/dcb6b98701ce23c93c0043dce29096eb (Дата обращения: 25.04.2017).
7. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 23.08.2011 № 3448
«Об утверждении перечня должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург», уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Законом Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» [Электронный ресурс]. URL: https://екатеринбург.рф/официально/документы/постановления/п_2011/6962 (Дата обращения: 05.05.2017).
8. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 16.11.2011 № 4812 «О создании административных комиссий муниципального образования «город Екатеринбург» [Электронный ресурс]. URL: http://ekb4.info/text5/postanovlenie188.htm (Дата обращения: 25.04.2017).
9. Решение № 3А-429/2016 3А-429/2016~М-505/2016 М-505/2016 от 26 декабря 2016 г. по делу № 3А-429/2016 Свердловского областного суда [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru/regular/doc/zvZuniEdnqLX/ (Дата обращения: 07.05.2017).
10. Материалы заседания постоянной комиссии Екатеринбургской городской Думы по безопасности жизнедеятельности населения от 28.02.2016 // Документ не опубликован.
11. Материалы заседания Коллегии Администрации города Екатеринбурга от 10.08.2016 // Документ не опубликован.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1007

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке