Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Деятельность музея по формированию гражданской идентичности и этнокультурной толерантности в контексте историко-культурного стандарта»

Аннотация. На сегодняшний день возникла новая этническая и социально- психологическая ситуация, которая характеризуется усложнением межэтнических отношений и в связи с этим – расширением потенциальной почвы для возникновения межэтнических конфликтов. Таким образом, встает вопрос о формировании у граждан толерантности по отношению к иной культуре, уважения к своему и другим этносам, их истории, традициям и обычаям.

Ключевые слова: культура, музей, стандарт, толерантность.

Сегодня важной целью образования является создание благоприятных условий для полноценного включения школьника в социальную жизнь общества. Особая роль при этом уделяется формированию общероссийской идентичности, выступающей основой патриотизма, любви к Родине, развития гражданских качеств личности. Формирование гражданской идентичности обучающихся выступает приоритетной задачей современного российского образования, что закреплено в положениях Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.

Существует множество понятий гражданской идентичности. Но в первую очередь гражданская идентичность – это самоопределение человеком своей принадлежности к сообществу граждан какого-либо государства на основе осознания признаков, объединяющих людей разных взглядов, социального положения, языка, религии в единую гражданскую нацию. Если рассматривать факторы формирования гражданской идентичности, то это, прежде всего, единая история и общая историческая память; общие культурные ценности; отсутствие языковых барьеров; объединяющее людей совместное переживание эмоциональных состояний; способы подачи информации институтами социализации.

В условиях многонационального характера российского общества процесс самоидентификации тесно связан с формированием другой важной составляющей социальной идентичности личности – национальной, или этнокультурной, идентичности. Важно, чтобы общегражданская и национальная идентичность не вступали в конфликт между собой, а органично дополняли друг друга.

У нас в стране, как и во всем мире на сегодняшний день возникла новая этническая и социально-психологическая ситуация, которая характеризуется усложнением межэтнических отношений и в связи с этим – расширением потенциальной почвы для возникновения межэтнических конфликтов. И здесь остро встает вопрос о формировании у граждан толерантности по отношению к иной культуре, уважения к своему и другим этносам, их истории, традициям и обычаям.

В процессе решения данной задачи неизбежно возникает потребность поиска таких форм подачи знаний об истории и культурном многообразии народов России, которые воспринимались бы современными школьниками и студентами. Конечно, знание культурных традиций и отдельных фактов истории других народов само по себе не решает проблему межэтнической толерантности. Однако это способствует созданию определенных предпосылок для уважения к представителям другой национальности, достижения взаимопонимания с ними. Расширение кругозора школьников в данной области необходимо, так как конкретные представления о народах, проживающих в России, у них практически отсутствуют (да и о своем собственном народе, тоже).

Задачи формирования гражданской идентичности на основе представлений о многонациональном характере российского народа нашли яркое отражение в содержании Историко-культурного стандарта, прошедшего широкое общественное обсуждение единый историко- культурный стандарт и утвержденного Российским историческим обществом. Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, формирование единого культурно- исторического пространства Российской Федерации.

Хотелось бы остановиться на той роли, которую может сыграть в реализации идей Историко-культурного стандарта деятельность музеев.

Потенциал музея сегодня необычайно важен для образовательных и воспитательных задач школы. В предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования. По сути, сам принцип функционирования музеев, которые хранят в своих фондах подлинные материальные предметы, отражающие общечеловеческие ценности и культурные реалии прошлого, построен на принципе «диалога культур».

Современное осознание роли музея в социокультурном пространстве связано с расширением и углублением его образовательной функции. Являясь органической частью исторически определенного социокультурного пространства, ориентированного на общепедагогические задачи развития, воспитания и образования, музей осуществляет свою образовательную деятельность в рамках  музейно-педагогического процесса.

Музей является социокультурным институтом, который должен чутко реагировать на изменения, происходящие в обществе. Приоритетной задачей деятельности музея в данном направлении должен стал поиск эффективных форм и методов работы с подрастающим поколением, позволяющих совершенствоваться и адаптироваться к новым условиям в меняющемся мире.

В связи с этим на базе Тамбовского областного народного музея образования, действующего на базе областного института повышения квалификации работников образования, в 2007 году была создана лаборатория музейной педагогики. Музей образования не только хранит следы  прошлого,   но   и   является   центром   научно-методической работы. Основное внимание сосредоточено не только на детской и подростковой аудитории, а также на помощи учителям-предметникам.

Одно из значимых для нас мероприятий стал проект «Формирование культуры межэтнических и межконфессиональных отношений подростков и молодежи». В рамках проекта создан сайт, на платформе которого размещен «Календарь дат и событий духовно-нравственной и культурно- исторической жизни Тамбовщины». Календарь знакомит обучающихся и педагогов об этническом, культурном, конфессиональном многообразии Тамбовского края, стимулирования интереса к традициям и этнокультурным особенностям своего собственного и других народов (адрес сайта http://tolerantnost. 68edu. ru/). Также к календарю выпушены методические рекомендации для учителей по работе с ним.

Воспитание этнической толерантности должно начинаться как можно раньше. С этой целью был проведен областной конкурс фотографий учащихся «Мы все разные и мы вместе». Конкурсные фотографии были размещены на сайте «Толерантность», где любой желающий мог проголосовать за наиболее понравившуюся фотографию, отражающую идею конкурса (результат голосования посетителей сайта дополнил собой оценку фотографий экспертами, позволил определить приз зрительских симпатий).

Уже не первый год музеем проводится интеллектуальная игра «Моя многонациональная Тамбовщина». В игре принимают участие команды из всех школ области. Важно подчеркнуть, что ключевой целью игры являлась не только и не столько проверка знаний в игровой форме, сколько расширение культурного кругозора учащихся в данной сфере и пробуждение живого интереса к национально-культурному многообразию страны.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

С формированием интереса и уважения к многонациональному историко-культурному наследию родного края было связано также проведение ежегодного образовательного квеста на местности «Столетия над Цной». Наряду с вопросами краеведческого характера, способствующими объединению старшеклассников как жителей областного центра, в программе квеста были задания, относящиеся к нашим землякам – представителям разных национальностей и их роли в истории края.

Являясь методической базой, музей организовал и провел семинары по вопросам воспитания культуры межэтнических отношений для педагогических работников области. На семинарах был представлен позитивный опыт использования образовательных практик, направленных на формирования установок этнокультурной толерантности, открытости к межкультурному диалогу, гармонизацию межэтнических отношений в подростково-молодежной среде.

С целью выявления, распространения и поддержки опыта педагогов, успешно использующих в работе с обучающимися современные методики формирования этнокультурной толерантности и готовности к межкультурному диалогу, был проведен конкурс методических разработок

«Уроки толерантности». В нем приняли участие педагогические работники общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, а также организаций дополнительного образования Тамбова и Тамбовской области.

Проводя все эти мероприятия, мы считали целесообразно с педагогической точки зрения совместить две задачи – расширение представлений школьников о культурно-историческом наследии Тамбовского края, с одной стороны, и формирование представлений о национально – культурном многообразии России – с другой.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «»Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №273).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17 декабря 2010г. №1897).
3. http://tolerantnost.68edu.ru/
4. http://museumipk.68edu.ru/muzeynye-proekty/

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

771

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке