Ключевые слова: финансовый менеджмент, деньги в малом бизнесе, кредит, ликвидность фирмы, финансовый и денежный рынки.

Между крупным и малым бизнесом имеются существенные различия, что требует серьезного пересмотра основных принципов «большого» финансового менеджмента применительно к малым предприятиям — иначе эти принципы в малом бизнесе просто не работают[1, с. 97]. Наиболее важные (и тесно связанные между собой) различия состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей, несомых рисках и в уровне ликвидности. Ликвидность является самым больным местом фирмы в малом бизнесе. Поэтому наиважнейшей целью финансового менеджмента малого бизнеса является грамотное управление оборотным капиталом: запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает его платежеспособным [1, с. 98].

Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий чрезвычайно затруднён. Из-за дороговизны кредитов, вследствие рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории, малым предприятиям чаще всего не удаётся их получить. А об эмиссии акций в большинстве случаев и речи быть не может. В таких условиях предприятию малого бизнеса остается надеяться лишь на талант руководителя, его ловкость и изобретательность в «добыче» достаточного для деятельности объема денежных средств [2, с. 41].

Стоимость малого бизнеса публично не оценивается финансовым рынком, поэтому ее очень трудно определить. Владельцы малых предприятий чрезвычайно заинтересованы в максимизации рыночной стоимости своих предприятий: одни хотят рано или поздно выпустить акции; другие – как можно дороже продать свою небольшую фирму крупной компании. Часто встречается и другая мотивация деятельности — сугубо личная, но заслуживающая не меньшего уважения: «Хочу быть себе хозяином/господином». В таком случае, вопрос о максимизации рыночной стоимости предприятия и повышения его рентабельности отходит на второй план. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать курс акций, показатель капитализации (суммарную курсовую стоимость акций) и уровень дивиденда [2, с. 41].

Когда малое предприятие преобразуется в акционерное общество и выходит на фондовый рынок, различие в дивидендной политике также сохраняется. 74 % таких предприятий не выплачивают дивидендов в течение года после первичного размещения своих акций [3, с. 66].

Обращаясь за кредитом, руководителю предприятия необходимо не только четко определить, как будут потрачены деньги, но и проанализировать и ответить на следующие вопросы:

1. Какова самая большая проблема предприятия? Бизнес без проблем не существует по определению, но если руководитель не желает указать на «ахиллесову пяту» предприятия, то он демонстрирует закрытость по отношению к банкиру и не заслуживает доверия.

2. Почему требуются дополнительные деньги? Почему предприятие не генерирует достаточно средств для своей деятельности? Одно дело, если кредит объективно необходим для наращивания оборота, для расширения бизнеса, попавшего в ловушку «рентабельность или ликвидность». Совсем другое — если речь идет о латании дыр в бюджете предприятия, порожденных непрофессионализмом, расточительностью или нерадивостью.

3. За счет чего будет возмещена ссуда и выплачены проценты? Если ставка делается на рост выручки, то насколько реалистичен прогноз объема продаж? Если сбыт подвержен сезонным колебаниям, то сообразуется ли срок возмещения кредита со временем притока денежных средств на пред-приятие? Насколько грамотно и эффективно ведется дебиторский контроль, а также управление запасами? Если выручка не подвержена серьезным сезонным колебаниям, то достаточна ли валовая маржа для возмещения кредита и процентов (проценты, как известно — условно-постоянные затраты)[4, с. 143]?

Основываясь на практике финансового менеджмента, основные балансовые структурные пара-метры российских предприятий малого бизнеса в настоящее время близки к американским и западно-европейским. Исходя из этого можно обратиться к данным по малым и крупным предприятиям, полученным американскими исследователями У. Уокером и Дж. У. Петти. Эти данные представлены в таблице:

В результате анализа данных, приведённых в таблице, можно сказать, что у малых и крупных предприятий совершенно разная дивидендная политика. Это свидетельствует не только о неодинаковых возможностях, но и о различных целях малых и крупных предприятий [4, 132].

В завершение важно отметить пониженную ликвидность малых предприятий по сравнению с крупными (средний коэффициент текущей ликвидности для малого бизнеса показывает двукратное превышение текущих пассивов текущими активами, а для крупного — почти трехкратное). Это значит, что малое предприятие испытывает гораздо большие трудности с мобилизацией «живых денег» для выполнения своих текущих обязательств по кредиторской задолженности и банковскому кредиту, т. е. в целом оказывается менее платежеспособным, нежели крупное.

В малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запасы и дебиторскую задолженность (об этом говорят и более высокие показатели оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности). Также у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства (83,70% суммарной задолженности против 62,99% у крупных предприятий), что позволяет сделать вывод, о том, что малое предприятие оказывается менее ликвидным, чем крупное [5, с. 87].

Таблица 1. Среднее значение показателя

Список использованных источников

1. Соколова И.С. О мерах государственной поддержки российского малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса/ Соколова И.С., Белова Г.В// Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции «Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов». Пенза: филиал Финуниверситета. – 2016.– С. 97-99
2. Соколова И.С. Кластерный подход в формировании конкурентных преимуществ субъектов малого предпринимательства/ Соколова И.С.//М.: Российское предпринимательство, № 5, 2010 – С. 40-44.
3. Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Т.Г. Попадюк, проф. Б.Н. Чернышева. – 2-е изд. – М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2014. – 296 с.
4. Соколова И.С Как повысить эффективность бюджетирования на предприятии/ Соколова И.С., Соловьева С.В. // Актуальные вопросы права, экономики и управления: проблемы и пути решения сборник статей II Международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 125-127.
5. Лескина О.Н., Томаева Е.В. Проблемы поддержки и развития малого бизнеса в России// Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: сборник научных статей IVМеждународной научно-практической конференции/ под ред. В.В. Бондаренко, В.П. Линьковой. – Пенза: Пензенский филиал Финансового университета, ИП Тугушев С.Ю., 2013.