Ключевые слова: мораль, нравственность, молодежь, воспитание, Россия.

Прибегая к истории, изначально, на том или ином этапе развития общества, культура, нравственность, имели совсем другой окрас. В древние времена, для людей живших небольшими общинами, важное место занимало выживание, а не то, смогут они принести кому-то еще пользу или нет. Постепенно все общины стали объединяться в более крупные сообщества, и начала меняться форма взаимоотношений. Люди не являющиеся друг другу родственниками, но жившие в определенном государственном объединении, выступали в случае определенной угрозы защитниками друг для друга. Но, в то же время, говорить еще о таковых терминах как «духовность» или «нравственность» было рано. Отношения между людьми регулировались общественным мнением на словесном уровне, без определенных, закрепленных правовых или религиозных норм.

С появлением различных религиозных учений в разное время у разных народностей, человеческое бытие начинает регулироваться религиозными канонами и предписаниями, за их не выполнение, человека или общество в другом мире ожидало высшее наказание, но хуже чем любое из наказаний на Земле. Уверование в такой расклад вещей, позволяло духовенству управлять не просто обществом, не только трактовать религиозные предписания, но и управлять государственными делами. Через долгое время, церковь была отделена от власти. Активно начинает развиваться наука, жизнь человека и общества начала совершенствоваться и кардинально меняться.

Любое нравственное и духовное развитие становиться вариантом, выбором для человека. Правовая система, дало человеку больше прав и больше выбора в плане морально-нравственного развития, чем религиозные предписания, по-мнению общества, некоторые индивидуумы даже прочувствовали вседозволенность что ли…. Каждая наука по- своему трактует определение нравственности, духовности и якобы помогает человеку сделать правильный выбор. В Советское же время Правительством было сделано все, чтобы исчезли границы отличающие народности друг от друга по какому-либо признаку, все сводилось к некоторому однообразию в людях, через само общество воспитывалось в людях полезность для общества и преданность государству.

В настоящее время, можно сказать, что особенность современного российского общества заключается в том, что оно ценностно дезориентировано. В том смысле, что в погоне за материальным успехом человек забывает о нечто более важном – о духовности. Общество, через СМИ пропагандирует другие ценности, что завораживает сознание более молодого поколения и общепринятые одни ценности сменяются на другие, что далеко важным и не представляется, например: приобретение последней модели айфона или, у кого больше подписчиков на страницах в соц. сетях. Это ничто, по сравнению с уважением к старшим, к родителям, послушание, заботой об окружающем мире, оказание помощи ближнему, проявления патриотизма и стремление к внутренней гармонии.

Тем не менее, нельзя не отметить процесс возрождения духовности, которое большинством людей понимается, как религиозное, поскольку духовная сфера традиционно осваивалась именно в религии. В светском понимании, духовность – это тяга людей к вершинам культуры, развитие творческого потенциала. В особенных случаях людям искусства, по результатам их деятельности, присваивают «духовный статус». Но только при условии, что итог труда экзистенционально выстрадан, а не является непрерывным производством [1].

С религиозной точки зрения духовность – это присутствие Духа Божьего в человеке. Но тут возникает небольшая заминка, получается, что если человек атеист, то духовности в нём нет. Наличие духовности не зависит от принадлежности к религии, и не является прерогативой только верующего человека. Духовность – не только религиозное понятие [2].

Психологи под духовностью понимают: «индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: познания и социальной потребности жить, действовать для других». Особенно важным моментом в этом определении является сочетание двух аспектов: когнитивный и социальный. Духовность в общественном понимании, это важнейшее свойство сознания, которая проявляется в связи с необходимостью формирования системы общественных отношений. В личностном контексте духовность можно рассматривать как комплекс важных явлений в человеческой психике, который выражает нравственное, эстетическое, интеллектуальное и т. д. и утверждает подлинно человеческое в людях. Не смотря на ряд внутренних противоречий, человек, все – таки стремиться гармонизировать свою жизнь. Это своего рода рост собственного «Я» – стремление к внутреннему спокойствию, согласию с самим собой и с собственной совестью. Духовность способна преображать человека. Только человек духовен, все остальные создания не способны конкурировать в этом [3].

Благодаря духовности человек постигает такие высокие понятия, как «добро», «красота», «истина». Во время этого постижения человек начинает мыслить творчески, а не утилитарно, происходит соотнесение своих действий с чем-то «величественным». Существует дисбаланс в знаниях об окружающем мире и о самом себе, это придаёт противоречивость формированию человека как духовного существа [4].

Современная духовная ситуация, не только в России, но и во всём мире, достаточно противоречива. С одной стороны мы живем с надеждой на лучшее, а с другой стороны – столько тревог и опасений! Отдельный человек чрезвычайно одинок. И противоречия нарастают в процессе того, как развивается наука, техника, увеличивается финансовое могущество. Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Я боюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И мир получит поколение идиотов» [5]. Духовность не может развиться через компьютер, отношения не могут строиться через социальные сети, а любовь не может зародиться при взгляде на фотографию. Человек утерял нить общения. Несмотря на лёгкую доступность любой информации, человек перестал воспринимать эту информацию, он просто её «скачивает» и иногда прочитывает. Вот и всё. Для внутреннего роста человеку не обойтись без книги. Мужчины потеряли свою мужественность, а женщины потеряли свою женственность. «Очарование девушки не в броской одежде, а в её одухотворённой женственности, в её умении сострадать и светить окружающим [6]. К великому сожалению, в школе этого не преподают, и дети не всегда принимают основы родительского воспитания как должное. Уже сейчас можно сказать, что XXI век убивает людей, прежде всего в духовном плане и потом влечет к раннему физическому прекращению существования. Поколения можно возродить, уйдёт старое, придёт новое. Но какое оно придёт и в каком количестве, если современное поколение пребывает в духовном упадке? Надо отдать должное, попытки выхода из упадка предпринимаются и предпринимает их, в первую очередь, религия.

На территории России традиционными религиями являются Православие и Ислам [7]. Религии, которые распространены на территории РФ всеми силами пытаются вывести духовную жизнь граждан из кризиса. Можно предположить, что за кризисом последует новый расцвет, ведь кризис – это своего рода толчок к чему-то новому. Вера, разум, просвещение – всегда значимый фактор духовной жизни человечества. Увлечения большими возможностями человеческого разума дали не только положительные результаты, но также и губительные. Есть и не заметные на первый взгляд последствия. Например, тотальная автоматизация в XX веке скрыла в себе опасность вытеснения из трудового процесса творческие начала. Компьютер, конечно, несёт в себе творческие начала человека, но при этом несёт и возможность контроля массового сознания. Появляются люди, которые обладают уникальными знаниями в технике, но кроме знаний в них таится и гигантский творческий потенциал. Без возможности его раскрытия он принимает достаточно уродливую форму – хакерство [8]. И так в различных областях деятельности человека.

Человек, в погоне за улучшением мира, забыл параллельно улучшать себя. И это приводит к плачевным последствиям. В особенности, когда еще речь идет о борьбе с экстремизмом и терроризмом. В борьбе с этим злом сейчас направлены практически все силы, что есть у государства. Создаются департаменты, различные общественные объединения, совершенствуется законодательство, одновременно включены в работу религиозные организации, которые призваны по своей сути урегулировать внутренние межнациональные, межрелигиозные конфликты и воспитать в молодежи более полезные и нужные качества и моральные- нравственные черты и т.п. Даже то, что мы все с Вами организовываем такие круглые столы с разной воспитательной и просветительской направленностью, уже является ярким показателем того, что мы стремимся только к лучшему и хотим достичь некого баланса, гармонии, между злом и добром, что нас окружает.

Список использованных источников
1. Гончарова Е. О., « Духовность в современном обществе». Эл.ресурс: http://sociosphera.com/publication/conference/2014/228/duhovnost_v_sovremennom_obwestve/ дата обращения- 15.02.2017г.;
2. Духовность. Хоть обпейся святой водой…Эл.ресурс: https://gremyachiy.com/dukhovnost/article_post/khot-upeysya-svyatoy-voditsy дата обращения- 14.02.2017г.;
3. Шабанова Н.С., Духовность в современном мире: аспекты рассмотрения. Эл.ресурс:
http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2139 дата обращения- 14.02.2017г.;
4. Гринева Е.А., Давлетшина Л.Х., К вопросу о сущности понятий «Духовность. Нравственность. Духовно- нравственный потенциал», Электронный научный журнал: «Современные проблемы науки и образования». https://science-education.ru/pdf/2013/1/387.pdf дата обращения- 16.02.2017г.;
5. Эйнштейн А., эл.ресурс: https://ru.wikiquote.org/wiki/Альберт_Эйнштейн дата обращения- 14.02.2017г.;
6. Гончарова Е. О., « Духовность в современном обществе». Эл.ресурс: http://sociosphera.com/publication/conference/2014/228/duhovnost_v_sovremennom_obwestve/ Дата обращения- 15.02.2017г.;
7. Религия в России. эл.ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Религия_в_России дата обращения- 14.02.2017г.;
8. Лифинцева Н.И., Психологические риски и возможности технологизации образования, эл.ресурс: http://www.scientific-notes.ru/pdf/010-15.pdf- дата обращения- 14.02.2017г.;