Ключевые слова: промышленный комплекс, промышленная система, фактор развития.
В современном мире наиболее значимыми факторами экономического развития региона являются мировой экономический кризис и экономические санкции. В связи с этим, необходимо детально изучать феномен санкций и влияние кризисных тенденций на развитие регионального промышленного комплекса.
Мнения по поводу сущности экономических санкций различны. Так, например, М. Даоуди и М. Дажани [5] считают, что санкции это односторонние или массовые действия против страны, которую считают «нарушителем» норм интернационального права. Целью использования санкций, соответственно, является принуждение страны-нарушителя к соблюдению «нарушенных» норм закона. Защищая интересы государства на международном уроне, разные страны пользуются двумя источниками ресурсов: военная сила и экономическая сила. Таким образом, санкции выступают инструментом политики отдельных государств и средством ее реализации. В большинстве случаев, экономические санкции выступают в форме лимитирования международной торговли странынарушителя, ее денежных операций и перемещений отдельных граждан этой страны. В результате экономические санкции способны минимизировать международные инциденты с наименьшими расходами.
Таким образом, экономическими санкциями можно назвать юридические ограничения, которые используются со стороны одного государства или нескольких государств против одной страны или группы стран, в целях ограничения их экономической, денежной, торговой активности и создания новых общественно-социальных норм и образцов поведения для данных стран.
В 2014 году, вследствие того, что Российская Федерация, приняла итоги общекрымского референдума и поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым, а так же и приняла её предложение о вхождении в состав России, ряд стран (США, Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия, Канада и др.) ввели в действие пакет санкций против нашей страны ( в том числе экономических). Данные меры предусматривали следующие ограничения: замораживали активы и водили визовые ограничения для лиц, включённых в особые списки; запрещали предприятиям стран, наложившим санкции, поддерживать экономические отношения с лицами и предприятиями, включёнными в списки ограничений. Помимо этого, были свернуты действующие контакты и прекращено сотрудничество с Российской Федерацией в различных сферах.
Данные санкции затронули почти все регионы РФ, в том числе и Пермский край. В первую очередь экономические санкции повлияли на промышленность, сельское хозяйство, банковский сектор, химическое производство, предпринимательство и многие другие сферы экономики. В результате были развернуты широкие мероприятия в направлении импортозамещения. Тем не менее, до сих пор есть продукты ,которые невозможно заменить местными, в результате они присутствуют на рынке в недостаточном объеме [2].
Кроме того, представляется целесообразным отметить несколько точек зрения местных производителей по поводу изменившихся условий на рынке. Так, например, в связи с введением санкций в лесной промышленности, сократилось число иностранных компаний-конкурентов, что привело к росту рыночной доли местных производителей.
Помимо этого, в пищевой промышленности ограничение ввоза продукции иностранных поставщиков благоприятно сказывается на региональных производителях. А именно, эмбарго способствует развитию молодых предприятий, а также обеспечивает более стабильное развитие рынка в целом.
Тем не менее, несмотря на ряд положительных эффектов от действия экономических санкций, экономический кризис в целом сказался негативным образом на ряде показателей развития отраслей промышленности: в 2014 году обработка древесины составила 84,7%, пищевое производство – 88,7%, производство резиновых и пластмассовых изделий – 96,3%, производство транспортных средств и оборудования – 98,4% [4]. Прибыль в химическом производстве сократилась на 3,9%. Кроме того, по данным статистики средняя экспортная цена тонны хлористого калия на начало сентября 2014 г. снизилась на 27,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [4].
В результате, снизилось и качество жизни регионах. Например, стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по Пермскому краю в конце декабря 2014 года достигла 3159,9 рубля (в расчёте на одного человека в месяц). С начала 2015 года стоимость набора выросла на 13,2%.
Также стоит отметить, что на 1 октября 2014 года общая сумма кредитов и займов в корпоративном секторе экономики составила 377,6 млрд. руб., что ниже соответствующего периода прошлого года на 4,3%[1].
Структура экономики Пермского края такая, что экономический кризис оказал различное влияние на разные отрасли промышленности [3]. Положительное влияние испытали те отрасли, которые относятся к «первичному сектору экономики» [2], то есть, связаны со сбором и добычей природных ресурсов это сельское хозяйство, добывающая промышленность и лесозаготовительная отрасль.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Девальвация рубля, экономические санкции привели к подъему сельскохозяйственной отрасли в регионах за счет ограничения доступа на российский рынок импортных товаров. В результате выросло производство многих продуктов сельскохозяйственной отрасли: мяса(в том числе птица),молока, яиц, картофеля, овощей, зерновых и др. Тем не менее, для Пермского края данный положительный эффект в масштабах развития всей экономики является минимальным (сельскохозяйственная отрасль Пермского края произвела приблизительно в 25 раз меньше продукции, чем промышленного сектора).
Стоит отметить, что экономический кризис затронул лесозаготовительную отрасль Пермского края, девальвация рубля повлияла на эту отрасль также положительно, так как Пермский край считается нетто-экспортером древесной продукции. В частности, в первом квартале 2015 года объем лесозаготовок возрос на 49%, а во втором понизился в 2 раза, но в целом динамика роста в 2015 году положительная.
Для добывающей промышленности экономические санкции также привели к ряду положительных тенденций, связанных со снижением конкуренции на внутреннем рынке.
Все обозначенные факторы проявились в 2014 году и наблюдаются до сих пор, понижение потребления одна из самых сильных оснований финансового спада 2014–2015 года.
В Пермском крае приняты антисанкционные меры, которые закреплены в Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012– 2016 гг. содержащей мероприятия по решению обозначенных экономических проблем и предотвращению их развития. Например: создание сети социальных отделов, в которых будут продаваться товары первой необходимости с минимальной торговой надбавкой; организация постоянно действующих продуктовых ярмарок для продажи товаров местного производства без посредников; разработка механизма доступа мелких сельхозпроизводителей в торговые сети на льготных условиях и выстраивание конструктивных отношений с профсоюзами через заключение соглашений и создание новых профорганизаций на предприятиях торговли. Кроме того, предложено предоставить предпринимателям выгодные условия для реализации собственного бизнеса с производством местной продукции.
Среди антикризисных мер также стоит отметить: пересмотр плана экономического развития, проведение ревизии стратегии и тактики, поиск новых сегментов рынка, поиск максимально рентабельных направлений развития, отказаться передача ряда функций на аутсорсинг, разработка программы продвижения товаров и услуг, отказ от неэффективных каналов сбыта.
Таким образом, можно подвести итог, что региональные органы власти заинтересованы в минимизации последствий действия экономических санкций и экономического кризиса. Но данные реализация конкретных предложений и мероприятий долгосрочны, поэтому оценки их эффективности на сегодняшний день носит априорный характер.
Список использованных источников
1. Губанов С. С Системный кризис и выбор пути развития России / Прогнозы / Россия [Электронный ресурс]// http://worldcrisis.ru/crisis/wcht_prognos (дата обращения: 12.05.2017).
2. Кернякевич П. С. Воспроизводство в первичном секторе экономики России (На примере минерально-сырьевого комплекса) : Дисс. канд. экон. наук: 08.00.01 : Томск, 2004 165 c. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края [Электронный ресурс].URL: http://agro.permkrai.ru (дата обращения: 12.04.2017).
3. Урасова А. А. Развитие инновационной социоэкономической системы как фак- тор повышения конкурентоспособности региона: автореферат дисс. канд. экон. наук: 08.00.05: Пермь, 2012. 26 с.
4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс].URL: http://permstat.gks.ru/ (дата обращения: 13.03.2017).
5. Daoudi M.S.,Dajani M.S. Economic Sanctions:Ideals and Exhe- rience.London,1983.P.5-8.