Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Федеральные государственные образовательные стандарты в системе подготовки кадров высшей квалификации»

Аннотация. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования представляет собой обновленный процесс формирования высококвалифицированных специалистов, отвечающих потребностям современного общества, региона, государства.

Ключевые слова: аспирантура, подготовка кадров высшей квалификации, федеральные образовательные стандарты, высшая школа.

Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования представляет собой обновленный процесс формирования высококвалифицированных специалистов, отвечающих потребностям современного общества, региона, государства.

Утверждение в 2014 году федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования для реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ подготовки научно педагогических кадров в аспирантуре по направлениям подготовки кадров высшей квалификации является одним из наиболее серьезных нововведений в процессе реформирования системы образования в вузах. Появление новых образовательных стандартов по программам аспирантуры не только по новому организует процесс подготовки будущих кадров высшей квалификации — кандидатов наук, но и предусматривает подготовку преподавателей для высшей школы.

К основным практическим проблемам реализации федеральных образовательных стандартов в области подготовки кадров высшей квалификации, с которыми сегодня сталкиваются учебные подразделения, в чьем ведении находятся аспиранты можно отнести:

— разработку учебных планов и формирование графика учебного процесса;
— формирование реализации индивидуальных учебных планов аспирантов;
— реализацию форм текущего и промежуточного контроля освоения компонентов основной профессиональной образовательной программы;
— проектирование фонда оценочных средств;
— реализацию программ педагогической практики;
— организацию итоговой аттестации аспирантов.

Кроме этого существует ряд сложностей с подготовкой локальных актов ВУЗов, связанных с частичным отсутствием утвержденных документов федерального уровня. В частности, отсутствие нормативного акта, регламентирующего государственную итоговую аттестацию, затрудняет проведение государственной итоговой аттестации в ВУЗе, а значит и возможность выдачи документа об образовании государственного образца.

Однако, несмотря на ряд проблем в части нормативно-правового и нормативно-методического обеспечения образовательного процесса можно выделить и ряд положительных сторон в реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Во-первых, можно говорить о более четкой регламентации учебного процесса, а также о систематизации научных исследований. Аспиранты получили более наполненный и четкий график учебного процесса. Это способствует не только ужесточению образовательной дисциплины, но и повышению ответственности аспирантов. Обязательное посещение значительного количества занятий помогает подготовить специалиста высшей квалификации не только в рамках определенной отрасли наук, но и компетентного преподавателя для высшей школы. В значительной мере это становится возможным благодаря широкому спектру педагогических дисциплин и значительному объему педагогической практики, предусмотренных в учебных планах.

Во вторых, увеличение срока обучения по очной и заочной формам обучения по техническим и естественнонаучным отраслям на один год позволяет аспирантам выполнить практически весь комплекс диссертационных исследований.

В-третьих, преподаватели и научные руководители получили возможность более строгого контроля над работой аспирантов через систему промежуточной аттестации. Появление такого нормативного акта как порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования в вузе облегчает организацию учебного процесса, как для выпускающих кафедр, так и для учебно-методических подразделений, отвечающих за образовательный процесс в аспирантуре.

В четвертых, важной особенностью образовательных стандартов является использование в них компетентностного подхода, что позволяет говорить о непрерывности образования в высшей школе, а также о реализации компетенций в аспирантуре на качественно новом уровне.

В соответствии с большинством федеральных образовательных стандартов видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники аспирантуры, являются научно-исследовательская деятельность и преподавательская деятельность. Квалификация по данным направлениям получит свое подтверждение после прохождения итоговой аттестации и представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). Таким образом, аспиранту создаются максимально комфортные условия не только для практически полного выполнения диссертационной работы, но и для ее завершения в процессе обучения. В перспективе это означает что эффективность деятельности аспирантуры для вузов помимо вновь приобретенного показателя – выпуска с защитой квалификационной работы, и выдачи диплома не теряет и старого показателя эффективности – выпуска с защитой диссертационной работы в срок.

Все преобразования в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки на сегодняшний день требуют серьезного и системного подхода от всех участников образовательного процесса. Подготовка выпускников с дипломами о высшем образовании с квалификацией «Исследователь. Преподаватель-исследователь» предполагает изменения в традиционном процессе обучения в аспирантуре, а также преодоления возникающих проблем и решения новых задач, стоящих перед системой высшего образования.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1436

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке