Ключевые слова: аспирантура, подготовка кадров высшей квалификации, федеральные образовательные стандарты, высшая школа.
Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования представляет собой обновленный процесс формирования высококвалифицированных специалистов, отвечающих потребностям современного общества, региона, государства.
Утверждение в 2014 году федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования для реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ подготовки научно педагогических кадров в аспирантуре по направлениям подготовки кадров высшей квалификации является одним из наиболее серьезных нововведений в процессе реформирования системы образования в вузах. Появление новых образовательных стандартов по программам аспирантуры не только по новому организует процесс подготовки будущих кадров высшей квалификации — кандидатов наук, но и предусматривает подготовку преподавателей для высшей школы.
К основным практическим проблемам реализации федеральных образовательных стандартов в области подготовки кадров высшей квалификации, с которыми сегодня сталкиваются учебные подразделения, в чьем ведении находятся аспиранты можно отнести:
— разработку учебных планов и формирование графика учебного процесса;
— формирование реализации индивидуальных учебных планов аспирантов;
— реализацию форм текущего и промежуточного контроля освоения компонентов основной профессиональной образовательной программы;
— проектирование фонда оценочных средств;
— реализацию программ педагогической практики;
— организацию итоговой аттестации аспирантов.
Кроме этого существует ряд сложностей с подготовкой локальных актов ВУЗов, связанных с частичным отсутствием утвержденных документов федерального уровня. В частности, отсутствие нормативного акта, регламентирующего государственную итоговую аттестацию, затрудняет проведение государственной итоговой аттестации в ВУЗе, а значит и возможность выдачи документа об образовании государственного образца.
Однако, несмотря на ряд проблем в части нормативно-правового и нормативно-методического обеспечения образовательного процесса можно выделить и ряд положительных сторон в реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Во-первых, можно говорить о более четкой регламентации учебного процесса, а также о систематизации научных исследований. Аспиранты получили более наполненный и четкий график учебного процесса. Это способствует не только ужесточению образовательной дисциплины, но и повышению ответственности аспирантов. Обязательное посещение значительного количества занятий помогает подготовить специалиста высшей квалификации не только в рамках определенной отрасли наук, но и компетентного преподавателя для высшей школы. В значительной мере это становится возможным благодаря широкому спектру педагогических дисциплин и значительному объему педагогической практики, предусмотренных в учебных планах.
Во вторых, увеличение срока обучения по очной и заочной формам обучения по техническим и естественнонаучным отраслям на один год позволяет аспирантам выполнить практически весь комплекс диссертационных исследований.
В-третьих, преподаватели и научные руководители получили возможность более строгого контроля над работой аспирантов через систему промежуточной аттестации. Появление такого нормативного акта как порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования в вузе облегчает организацию учебного процесса, как для выпускающих кафедр, так и для учебно-методических подразделений, отвечающих за образовательный процесс в аспирантуре.
В четвертых, важной особенностью образовательных стандартов является использование в них компетентностного подхода, что позволяет говорить о непрерывности образования в высшей школе, а также о реализации компетенций в аспирантуре на качественно новом уровне.
В соответствии с большинством федеральных образовательных стандартов видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники аспирантуры, являются научно-исследовательская деятельность и преподавательская деятельность. Квалификация по данным направлениям получит свое подтверждение после прохождения итоговой аттестации и представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). Таким образом, аспиранту создаются максимально комфортные условия не только для практически полного выполнения диссертационной работы, но и для ее завершения в процессе обучения. В перспективе это означает что эффективность деятельности аспирантуры для вузов помимо вновь приобретенного показателя – выпуска с защитой квалификационной работы, и выдачи диплома не теряет и старого показателя эффективности – выпуска с защитой диссертационной работы в срок.
Все преобразования в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки на сегодняшний день требуют серьезного и системного подхода от всех участников образовательного процесса. Подготовка выпускников с дипломами о высшем образовании с квалификацией «Исследователь. Преподаватель-исследователь» предполагает изменения в традиционном процессе обучения в аспирантуре, а также преодоления возникающих проблем и решения новых задач, стоящих перед системой высшего образования.