Регалии. О.Г. Станкевич, заведующий кафедрой экономического и финансового права ЧУО «БИП – Институт правоведения».

Ключевые слова: финансовая культура, социальные права, финансовое обеспечение.

Согласно Конституции Республики Беларусь государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси. Закрепляя данное положение, статья 21 Основного закона нашей страны устанавливает прежде всего обеспечение прав и свобод граждан в качестве высшей цели государства, а также право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Указанное право – своеобразный конституционный акцент, демонстрирующий социальную составляющую в конституционных основах деятельности государства и развития белорусского общества. Вместе с тем, право каждого на достойный уровень жизни в совокупности с конкретизирующими его другими социальными и экономическими конституционными правами представляет собой основополагающее конституционное начало для функционирования бюджетной системы, а также некоторых внебюджетных фондов.

Обеспечение государством реализации любого конституционного права или свободы требует соответствующего финансирования (как минимум на функционирование государственных органов и учреждений). Однако реализация отдельных социальных прав возможна только при условии осуществления государством эффективной финансовой деятельности. Так, статья 45 Конституции устанавливает гарантии права граждан Республики Беларусь на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Обеспечение данного права предполагает финансирование государством не только расходов государственных учреждений здравоохранения на оказание бесплатных медицинских услуг населению, но и расходов на фундаментальные и прикладные научные исследования в области медицины и здравоохранения, международное сотрудничество (в том числе научно-техническое), расходов на медицинское оборудование и т.п. Другой пример – статья 47 Конституции, гарантирующая гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и других случаях, предусмотренных законом. Для обеспечения реализации данного права требуются значительные финансовые ресурсы (как бюджетные, так и средства внебюджетного Фонда социальной защиты населения). Яркими примерами социальных конституционных прав граждан, реализация которых возможна только при условии адекватной финансовой активности государства, являются право на жилище (в том числе бесплатное), закрепленное в статье 48 Основного закона, право на образование (статья 49) и др.

Финансовое обеспечение реализации указанных выше и иных установленных Конституцией социальных прав находится в прямой зависимости от качества управления государственными финансами, сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. В свою очередь одной из предпосылок повышения качества управления государственными финансами, в том числе обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетов различных уровней, является правильное осознание участниками финансовых правоотношений (индивидуальными и коллективными) своей роли и значимости в данном процессе. В идеале каждый субъект, включенный в процесс финансовой деятельности государства, должен иметь достаточный уровень правосознания в виде финансово-правовых знаний и правовой убежденности, мотивирующих его правомерное поведение в сфере государственных финансов. Иными словами, достижение результата в обеспечении реализации ряда установленных Конституцией социальных прав и свобод граждан обусловлено, в частности, уровнем финансовой культуры субъектов финансовых правоотношений.

Финансовая культура – относительно новая и малоизученная категория. В современной научной литературе она исследуется в основном в микроэкономическом аспекте. Но ее значимость в макроэкономическом масштабе при этом не умаляется. Так, к примеру, Е.В. Ломанова, предложив в рамках диссертационного исследования собственную концепцию управления формированием финансовой культуры промышленного предприятия [1], особо отмечает, что финансовая культура может рассматриваться не только применительно к предприятию или отдельной личности, но и в рамках региональной, национальной и мировой экономики.

Встречаются отдельные работы, специально посвященные финансовой культуре на общенациональном уровне. Однако проблемы юридического характера в них затрагиваются косвенно.

А.И. Фатихов и Р.Т. Насибуллин, исследуя вопросы формирования финансовой культуры населения России с позиций социологии, трактуют финансовую культуру как «…совокупность традиций, норм и идей, отражающих уровень финансовой грамотности, навыки и поведение людей в области финансовых отношений, финансового планирования и распределения денежных средств при существующем уровне развития в обществе инфраструктуры рынка, финансовых институтов и различных ценностей финансовой сферы, имеющих материальное воплощение и созданных целенаправленным воздействием людей» [2, с.236]. Таким образом, правовой компонент финансовой культуры не исключается, но и не подчеркивается. Вместе с тем некоторые выводы, сформулированные данными авторами в результате проведенных социологических исследований, имеют значение для финансово-правовой науки, поскольку относятся к сфере финансовых отношений населения и государства. Так, результаты одного из социологических опросов позволили ученым выделить такой важный аспект современной финансовой культуры россиян, как «…широкое распространение убежденности, что государство должно компенсировать инвестиционные транзакции населения» [2, с.241]. Данный вывод в полной мере соответствует и современной финансовой культуре белорусских граждан. Самым ярким примером является убежденность граждан в обязанности государства компенсировать потери по депозитам в банках, имеющая известные исторические корни.

Вследствие интенсивно развивающихся в начале 90–х годов инфляционных процессов, в Республике Беларусь, как и во всех бывших республиках СССР, произошло резкое обесценение сбережений населения, размещенных во вклады в банках. В этой связи начиная с 1991 года на основании решений Президента и Правительства в Республике Беларусь систематически проводились мероприятия по некоторому восстановлению сбережений населения, размещенных ранее во вклады, за счет средств республиканского бюджета. Для каждого отдельного вкладчика (или его наследника) выплачиваемый размер компенсации был незначителен в силу установленного порядка расчета соответствующей суммы, а для республиканского бюджета данные компенсации в совокупности представляли собой немалую часть расходов. Однако убежденность населения в необходимости подобных компенсационных мер была одним из весомых оснований для правовых решений о выделении на эти цели бюджетных средств вплоть до конца 2007 года, несмотря на существующие проблемы дефицита бюджета и растущего государственного долга.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Финансовая культура различных субъектов в контексте осуществления государством финансовой деятельности более глубоко исследована в части налогообложения. Речь идет о категории «налоговая культура», изучению которой посвящены многочисленные труды экономистов и отдельные правовые исследования.

Внимание научного сообщества к проблемам формирования налоговой культуры обусловлено прежде всего той ролью, которую играют налоги как главный фискальный инструмент государства. И поскольку проблемы уклонения от уплаты налогов не только не утратили своей актуальности, но и приобрели еще более острый характер, потенциал налоговой культуры как одного из главных элементов системы предупреждения налоговых правонарушений должен изучаться постоянно с учетом динамики налоговых отношений.

Налоговая культура рассматривается многими авторами как часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, знание своих прав, исполнение своих обязанностей, складывающаяся из понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налогов [3, с. 5.].

Налогообложение является наиболее конфликтной сферой общественных отношений, затрагивая с одной стороны финансовые интересы государства, а с другой – экономические интересы и конституционные права собственников (плательщиков налогов). В этой связи исключительно важный акцент в определении понятия налоговой культуры сделал российский ученый Д.О. Касимов, – «налоговая культура представляет собой специфический финансово-социальный институт, главным императивом которого является гармоничное сочетание государственных интересов и интересов налогоплательщиков на основе формирования партнерских отношений в процессе исчисления и уплаты налогов и сборов» [4]. Путь к такой гармонии не может быть простым, о чем свидетельствуют, к примеру, многочисленные дискуссионные вопросы, обсуждаемые в контексте мер, предпринимаемых белорусским государством по предупреждению социального иждивенчества.

Не умаляя значение налоговой культуры как экономической и правовой категории, стоит все же заметить, что она не охватывает значительную часть действий государства и других субъектов в сфере государственных финансов, от которых зависит сбалансированность и устойчивость бюджетной системы (в частности, не позволяет рассматривать проблемы культуры исполнения финансовых обязательств перед бюджетом неналогового характера, актуальные вопросы субсидирования государством отдельных расходов населения, образования семейного капитала, проблемы нецелевого использования бюджетных средств, вопросы государственных долговых обязательств и многие другие).

Именно финансовая культура как категория более высокого уровня позволяет анализировать поведение всех участников финансовых правоотношений на всех без исключения этапах финансовой деятельности государства сквозь призму их правовых, политических, психологических, нравственных и иных установок, а также обнаруживать важные индикативные показатели, которые необходимо учитывать в ходе совершенствования финансового законодательства и практики его применения.

Развитие финансовой культуры в контексте финансовой деятельности государства – сложный и многоплановый процесс, требующий, на наш взгляд, незамедлительного концептуального решения на уровне государства, позволяющего начать поэтапное «реформирование» правосознания всех участников финансовых правоотношений.

Возвращаясь к социальным правам граждан, еще раз обратим внимание на то, что обеспечение их реализации зависит от сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Понимание участниками финансовых правоотношений своей роли и значимости в процессе достижения этой устойчивости должно постепенно привести к осознанию ими ответственности не только государства, но и каждого гражданина, каждой организации за состояние бюджетной системы, а также к исключению иждивенчески пассивного отношения к ней. В условиях реформирования системы управления государственными финансами в нашей стране развитие финансовой культуры участников финансовых правоотношений должно стать одной из приоритетных задач правового воспитания.

Список использованных источников

1. Ломанова, Е.В. Управление формированием финансовой культуры промышленного предприятия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / Ломанова Елена Владимировна; [Рыбинская государственная авиационная технологическая академия им. П. А. Соловьева]. — Рыбинск, 2006. — 24 с.
2. Фатихов, А.И. Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований / А.И.Фатихов, Р.Т. Насибуллин // Вестник ТОГУ. – 2010. — №2. – С.235-244.
3. Леонова, Е.Д. Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России / Е.Д. Леонова, Г.Я. Чухнина // Налоги и налогообложение. — 2008. — № 9. — С. 5-7.
4. Касимов, Д.О. Институциональные основы формирования и развития налоговой культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/232213/institucional._nye-osnovy-formirovaniya-i-razvitiyanalogovo… Дата доступа: 30.09.2016.