Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионах России как стратегическое направление развития страны»

Аннотация. В статье рассматриваются основные управленческие инструменты формирования благоприятного инвестиционного климата в регионах России, используемые как федеральными, так и региональными властями; с акцентом на выявление основных экономических проблем российских регионов и путей их разрешения с помощью предложенных инструментов. Даётся краткая характеристика современного экономического положения регионов России, приводятся примеры применения различных инструментов повышения инвестиционной привлекательности регионов, делается вывод по итогам рассмотрения.

Ключевые слова: регионы, развитие, инвестиции, стратегия, экономика, кластер.

Россия сегодня, безусловно, является частью мировой экономики, и поэтому на финансово-экономический климат в стране влияют процессы, имеющие как внешние, так и внутренние источники происхождения. Экономические подъёмы и спады, кризисы и «санкционные войны» являются неизбежной платой за глобализацию в нынешнем мире.

Всё это отражается не только на экономике страны в целом, но и на её регионах, многие из которых сегодня находятся в весьма неустойчивом финансово-экономическом положении и, в отличие от федерального уровня власти, имеют значительно меньше инструментов влияния на экономические процессы. Однако экономический кризис – это всегда точка бифуркации – из него всегда есть несколько выходов: можно оставить всё как есть, не осуществляя серьёзных изменений в структуре экономики, не занимаясь её диверсификацией и модернизацией (для регионов – пассивно надеяться на помощь федерального центра); но поскольку этот путь тупиковый, ведущий к дальнейшему падению конкурентоспособности как проблемного региона, так и страны в целом; то очевидно, что гораздо более полезным и жизненно необходимым для дальнейшего социально-экономического развития становится другой путь – путь использования возможностей, которые предоставляет время, и здесь нестабильная экономическая ситуация может стать мощным побудительным стимулом для реализации стратегических планов по развитию региональных экономических систем России, так как за счёт этого и формируется общий вклад в экономику страны, в её модернизацию и выход из кризисной ситуации. В этой связи тема повышения инвестиционной привлекательности субъектов федерации как целостных финансово-хозяйственных единиц имеет очень высокую степень актуальности.

Федеральный центр, если оставить в стороне субъективные мотивы проведения политической линии по отношению к регионам (так называемая оппортунистическая модель, по классификации А.В. Стародубцева), и рассматривать объективный и непредвзятый взгляд на развитие страны (по классификации А.В. Стародубцева, идеологическая модель), может выбирать между двух основных стратегий: выравнивающей или развивающей. Первая (выравнивающая) направлена на относительное выравнивание всех регионов страны с целью недопущения больших разрывов в их уровнях социально-экономического развития, как это имеет место в России на сегодняшний день (может достигаться, например, путём большего предоставления бюджетных трансфертов отстающим регионам и меньшего – опережающим, а также «вытягивания» на приемлемый уровень депрессивных регионов со слабой степенью развития промышленности, высоким уровнем безработицы и другими плохими социально-экономическими показателями). Вторая (развивающая) ориентирована на поддержку более успешных регионов с целью концентрации в них финансовых, промышленных и человеческих ресурсов, что и должно, согласно логике этой стратегии, не только создать «регионы-локомотивы» роста, но и втянуть в орбиту влияния таких «регионов-ядер» соседние, менее развитые и выявляет необходимость разработки продуманной кластерной политики. Иными словами, если использовать терминологию неоинституциональной парадигмы, в частности, Э. Даунса, речь идёт  о дилемме «равенство или эффективность».

Прежде чем анализировать выбор стратегий и управленческих инструментов развития, применяемых руководством уже непосредственно самих субъектов федерации, следует рассмотреть более подробно структуру распределения регионов России по превалирующим отраслям хозяйства и  типу  бюджетно-экономических  отношений с федеральным центром. Так, в 2016 году, согласно Приказу Минфина России от 29.10.2015 г. № 409 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации»1, не являются получателями дотаций из федерального бюджета только 14 регионов (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Калужская, Московская, Ленинградская, Самарская, Сахалинская, Свердловская Тюменская и Ярославская области, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа). Все остальные субъекты федерации, т.е. 71 регион, являются получателями дотаций. Таким образом, на 2016 год в России 71 дотационный регион и 14 регионов-доноров. Если рассмотреть структурные характеристики последних, то можно увидеть, что кроме крупных мегаполисов федерального уровня – Москвы и Санкт-Петербурга,  а также традиционно «сильных» нефтегазодобывающих (таких, как ХМАО И ЯНАО) и «старопромышленных» регионов (т.е. таких, в которых развитая промышленность, дающая региону стабильный поток финансовых и человеческих ресурсов, появилась ещё во времена Российской империи или СССР и существует до сих пор (например, Свердловская и Самарская области)); есть и несколько регионов с довольно высокими экономическими показателями, не обладавшими в исторически обозримой ретроспективе крупными промышленными кластерами общегосударственного значения (например, Калужская, Ярославская, Ленинградская области).

При изучении того, как эти и другие относительно экономически успешные субъекты федерации планируют и осуществляют развитие своей экономики, можно выделить несколько базовых инструментов:

1. Продуманная комплексная стратегия развития региона, включающая такое важное направление, как маркетинг и брендинг территорий (в России этот вид деятельности региональных властей ещё только начинает зарождаться, но как показывает опыт, например, европейских стран, грамотная политика в этом направлении способна привлечь потенциально большое число заинтересованных инвесторов). Так, во многих регионах были разработаны стратегии развития до 2020 года (по аналогии с принятой в 2008 г. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.1), в которых заложены принципы формирования имиджа региона и его  маркетинга  на российском и международном рынках. Сейчас идёт разработка аналогичных стратегий развития уже до 2030 г., как на федеральном уровне, так и в регионах. Создание новых и грамотная эксплуатация уже устоявшихся региональных экономических брендов (таких, как, например, вологодское масло и кружево, тульские пряники, ивановское текстильное производство) также может являться привлекательным стимулом для инвесторов (в том числе, иностранных).

2. Важнейшее направление – создание различного рода особых экономических зон и индустриальных/промышленных/технопарков, в которые, благодаря грамотному территориальному маркетингу, можно привлекать инвестиции на выгодных для обеих сторон (власти и бизнеса) условиях. Среди стимулов для бизнеса на территории таких зон или парков выделяется в первую очередь, отсутствие необходимости вкладываться в инфраструктуру (подведение всех транспортных и энергетических коммуникаций – задача инициаторов проекта – органов региональной и муниципальной власти той территории, где расположен(а) такая зона или парк, и непосредственно его (её) (зоны/парка) дирекции). Кроме того, на территории таких зон/парков инвесторам гарантируются существенные налоговые льготы (в первые годы существования предприятия они могут достигать 100% (в зависимости от объёма и срока окупаемости инвестиций)) и упрощённый порядок подачи разрешительной документации на регистрацию своих предприятий.

В России первая попытка создания Свободных  экономических зон (СЭЗ) была сделана ещё в 1990-х гг., однако не продумана была политика их размещения по территории страны, носившая, по существу, хаотический характер (не было выработано критериев отбора потенциальных  свободных  экономических  зон и условий деятельности компаний на территории СЭЗ), и поэтому в 1996–1997 гг. под давлением Министерства финансов все они были ликвидированы как убыточные для региональных бюджетов. Возрождение этого проекта было осуществлено в 2005 г. с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»1, который предусматривает на сегодняшний момент возможность создания четырёх типов ОЭЗ на территории России: 1) промышленно-производственные 2) технико-внедренческие 3) портовые 4) туристско-рекреационные. В мировой практике также известны торговые, офшорные и комплексные виды ОЭЗ.

Необходимо отметить создание в 2011 году  по  инициативе  В.В. Путина, занимавшего тогда пост председателя правительства РФ, Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, которое сделало большой вклад в разработку и продвижение многих перспективных проектов в регионах России. Кроме того, в 2012 г. АСИ разработало Региональный инвестиционный стандарт, для внедрения которого в 2013 г. была создана соответствующая интернет-площадка – Инвестиционный портал регионов России. Это даёт возможность для плодотворной совместной работы федеральных и региональных органов власти по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах. Кроме того, в 2010 г. была создана Ассоциация индустриальных парков России, которая с февраля 2011 года ввела возможность добровольной сертификации таких парков (а с 1 сентября 2015 г. появился и соответствующий Национальный стандарт государственного образца).

3. Для координации работы  всех  инвестиционных  площадок, в каждом регионе, где они размещены, и дальнейшего формирования стратегии развития и повышения инвестиционной привлекательности субъектов федерации, в 41 регионе созданы соответствующие органы управления в форме инвестиционных агентств или корпораций развития. В некоторых регионах (например, Республика Коми, Костромская область, Краснодарский край) их функции взяли на себя соответствующие органы исполнительной власти (например, Министерство экономического развития Республики Коми, Управление инвестиционной и промышленной политики администрации Костромской области, Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края). Также аналогичные инвестиционные агентства появились в некоторых крупных городах регионального значения (Череповец в Вологодской области, в котором действуют сразу 2 таких учреждения – «Агентство городского развития» и «Инвестиционное агентство «Череповец»; Улан-Удэ – столица Бурятии, где существует Фонд развития города Улан-Удэ).

4. Очень важный инструмент повышения не только инвестиционной привлекательности, но и финансово-экономической устойчивости региона – это диверсификация его экономики. Те регионы, экономика которых моноструктурна и тем более, зависима от мировой финансово-экономической конъюнктуры, наиболее уязвимы в период кризиса. Хрестоматийным примером в этом отношении можно назвать Вологодскую область, которая в 2000–2008 гг. была одним из регионов-доноров и находилась на одном из самых высоких мест в РФ по уровню собственных доходов бюджета. Однако очень значительную долю налоговых доходов (около 40%) областной бюджет получал от ОАО (с декабря 2014 г. – ПАО) «Северсталь», которая на тот момент владела металлургическими заводами в США и после начала мирового экономического кризиса, в октябре 2008 г., была вынуждена сокращать производство из-за падения спроса и цен на продукцию металлургии, что в свою очередь привело к крайне резкому спаду промышленного производства в Вологодской области в ноябре 2008 г. на 43,8% к ноябрю 2007 г.1 Это самый большой показатель спада за указанный период среди всех регионов России.

В  этой  ситуации  власти  региона,  которым  было  необходимо искать средства для выполнения взятых на себя в экономически благополучный период высоких социальных обязательств, вынуждены были прибегнуть к многочисленным заимствованиям (в основном коммерческого  характера)  под  гарантии  областно-  го бюджета, в результате чего государственный долг Вологодской области в 2013 г. достиг 105,3% от собственных доходов регионального бюджета.2 Город Череповец, в котором находится головное предприятие «Северстали», по структуре своей экономики является классическим моногородом (при этом в период процветания\ «Северстали» в городское хозяйство и инфраструктуру мэрией Череповца и правительством области в сотрудничестве с градообразующим предприятием были сделаны довольно большие инвестиции, что позволило создать в городе довольно благоприятный социально-экономический климат по сравнению с по-настоящему маленькими и слаборазвитыми моногородами, такими, как, например, Пикалёво в Бокситогорском районе Ленинградской области или Красавино в Великоустюгском районе Вологодской области).

Этот пример очень хорошо иллюстрирует уязвимость моноструктурных экономических систем и выявляет острую необходимость диверсификации как региональных экономик, так и экономики всей страны в целом. Это подтверждает и недавнее исследование Фонда развития гражданского общества под названием «Лидеры антикризисной устойчивости»1, по итогам которого выделены 15 российских регионов с наиболее стабильной экономической ситуацией. В пояснительной записке к рейтингу отмечен тот факт, что помимо традиционно стабильных нефтегазовых регионов и регионов, участвующих в исполнении гособоронзаказа; в группу наиболее устойчивых попали и аграрные регионы Черноземья и Юга России, осуществляющие инвестиции в создание импортозамещающих производств в пищевой и сельскохозяйственной сферах, и, что самое главное, те субъекты федерации, экономика которых имеет достаточную степень диверсификации (это, разумеется, Москва и Санкт-Петербург, также территориально близкие к ним Московская и Ленинградская области, и достаточно удалённый, но тем не менее, промышленно развитый Красноярский край). При этом в рейтинге есть и исключения. Так, на втором месте расположился глубоко дотационный и ничего не производящий в силу климатических особенностей Чукотский АО, бюджет которого стабильно пополняется большими по отношению к собственным доходам объёмами федеральных денег вне зависимости от экономической конъюнктуры.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Таким образом, при грамотном подходе к территориально-отраслевому размещению производств по территории субъекта федерации можно добиться создания всех необходимых условий для устойчивого социально-экономического развития региона. Такое грамотное стратегическое планирование с диверсифицированной структурой регионального хозяйства сможет привлекать инвесторов из самых разных отраслей бизнеса, в отличие от концентрации на традиционных моноструктурных рынках.

5. Выявив необходимость диверсификации региональных экономических систем, можно уже перейти к следующему уровню стратегического развития регионов как на собственно региональном, так и на федеральном уровне – формированию полноценной кластерной политики.

Понятие «кластер» включает в себя в себя большую группу иногда даже разнородных экономических субъектов, объединённых на одной территории расположения ради общей выгоды, заключающейся в грамотной территориальной концентрации производств и их развитии (как пример часто используют знаменитую на весь мир Кремниевую долину в Калифорнии (США)). При этом кластеры – это образования более высокого порядка, чем уже упоминавшиеся особые экономические зоны и промышленные или технологические парки; первые значительно превосходят по уровню масштабов вторые и третьи. Кластеры могут объединять усилия не только одного, а нескольких территориально близких регионов, реализуя обозначенную в начале работы «развивающую» стратегию региональной политики.

В российском законодательстве отсутствует однозначное юридическое закрепление понятия «кластер», однако необходимость формирования и реализации кластерной политики в нашей стране констатируется в уже вышеупомянутой Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Удачным примером региональной кластерной политики в России можно назвать Республику Татарстан, которая поделена территориально на 6 экономических зон: Казанская и Набережночелнинская (Нижне-Камская) агломерации, и 4 собственно экономические зоны (Предволжская, Предкамская, Закамская и Юго-Восточная). У каждой из этих зон есть свои «локомотивы роста»: так, в Набережночелнинской (Нижне-Камской) агломерации функционирует ОЭЗ «Алабуга», в Закамской – индустриальный парк «Чистополь», в Юго-Восточной – Инновационно-производственный технопарк «ИДЕЯ – Юго-Восток». Однако самый интересный проект реализует региональная столица – Казань, в которой строится наукоград «Иннополис» с прилагающейся к нему ОЭЗ, по своим масштабам сравнимый только с подмосковным «Сколково».

Для России сегодня очень важен вопрос о переходе в полноценное постиндустриальное общество. XXI век – это век нано-, био-, информационных и даже когнитивных технологий, и от того, какую экономику будет строить Россия, зависит её конкурентоспособность как государства и нации в современном мире. Именно это может стать стимулом для развития в регионах России инновационных производств и целых производственных кластеров, например, по типу подмосковного «Сколково» или казанского «Иннополиса». Самые главные инвестиции – это инвестиции в человека, в формирование человеческого капитала в нашей стране, потому что именно от его качества зависит и всё вышеописанное. В заключение приведу цитату из монографии профессора географического факультета МГУ, доктора географических наук, директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич «Регионы России: неравенство, кризис, модернизация»: «проблемы регионов могут решаться не только с помощью региональной стимулирующей политики (она далеко не всегда успешна даже в развитых странах), а в первую очередь с помощью перераспределительной социальной политики и политики, нацеленной на рост человеческого капитала. Для такой политики есть главное правило – помогать нужно людям, а не регионам».

Список использованных источников

1. Зубаревич Н.В. «Регионы России: кризис, неравенство, модернизация». М., 2010.
2. Исследование «Лидеры антикризисной устойчивости». URL: http:// civilfund.ru/mat/97 (дата обращения: 4.03.2016).
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://government. ru/info/6217/ (дата обращения: 7.03.16).
4. Приказ Минфина России от 29.10. 2015 № 409 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации». URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=79981 (дата обращения: 7.03.2016).
5. Рейтинг российских регионов по уровню долговой нагрузки. URL: https:// ria.ru/infografika/20150303/1050611727.html (дата обращения: 5.03.2016).
6. Стародубцев А.В. Платить нельзя проигрывать: региональная политика и федерализм в современной России. Таблица «Спад промышленного производства в регионах России в 2008–2009 годах» по данным Федеральной службы государственной статистики. Спб, 2014.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ Об особых экономических зонах в Российской Федерации. URL: https:// rg.ru/2005/07/27/ekonom-zony-dok.html. (дата обращения: 8.03.2016).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

975

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке