Ключевые слова: образование, информационные ресурсы, информационные образовательные ресурсы, информационные единицы, науки о Земле.
Науки о Земле в сфере образования представляют собой научный комплекс, объединяющий фундаментальное научное знание, прикладные науки и производственную деятельность [1, 2]. Этот комплекс связаны со сбором, хранением, обработкой и отображением пространственных данных, с созданием и эксплуатацией ГИС, с производством картографической продукции и иной продукции связанной с пространственным анализом и построениями. Очевидно, что для решения большинства задач в геоинформатике необходимы информационные ресурсы.
Образование в области наук о Земле – это не только отраслевое образование, но и инструмент развития геодезической отрасли. Геодезическое производство – это отрасль, которая имеет специфические отличия от других отраслей. Эти отличия необходимо учитывать при формировании образовательных услуг и обеспечении качества образования. Кроме того, сфера образования в области наук о Земле формирует рынок труда для лиц, получивших геодезическое образование.
Одной из задач любой науки является получение и формирование информационных ресурсов в предметной области данной науки. Современные информационные ресурсы включают различные компоненты: данные, информацию, описания, базы данных, знания и технологические системы [3].
В области наук о Земле информационные ресурсы делятся на общие и специальные. К общим относят: данные, информацию, описания, базы данных, знания и техноло- гические системы. К специальным информационным ресурсам относят: геоданные, геоинформацию, геоописания, базы геоданных, пространственные знания [4], георефернеции [5], цифровые модели, цифровые карты и т.п. Источниками информационных ресурсов являются данные, информация, правила и ограничения предметной области.
Вопросы формирования информационных ресурсов встречаются в практике в разных аспектах. Например, формирование не от- дельных экземпляров, а систем информационных ресурсов. Примерами может служить проектирование моделей, баз данных или баз знаний. В рамках этого подхода под термином «информационный ресурс» понимают завершенный цикл продуктивной деятельности человека или группы. В этом случае необходимо говорить о жизненном цикле информационного ресурса. Завершенность информационного ресурса как системы определяется тремя фазами:
фазой проектирования, результатом которой является информационный ресурс и план его хранения и представления;
технологической фазой, результатом которой является технология применения информационного ресурса;
рефлексивной фазой, результатом которой является оценка результата использования информационного ресурса, оценка его полезности и актуальности.
В настоящее время основой формирования информационных образовательных ресурсов служат информационные и коммуникационные технологии [6]. Информатизация образования позволяет эффективно создавать интеллектуальный капитал учебных заведений [7].
Специфика информационных образовательных ресурсов включает и специфические формы их представления и хранения [8]. Большое количество образовательных ресурсов имеет картографическую форму и визуальную форму (фотоснимки, тепловые снимки, радиолокационные снимки). Это обуславливает разработку специальных методов хранения и поиска информации [9, 10]
При моделировании информационных образовательных ресурсов важно ответить на следующие вопросы.
1. Поддается ли моделированию данная форма ресурса?
2. Какие известные модели можно применить для моделирования данного вида ресурса?
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
3. Какие параметры необходимы для построения выбранной модели?
4. Какие данные необходимы для построения модели?
Модели отражают не только свойства объекта моделирования, но и отношения между объектами. Моделирование дает возможность исследовать эти отношения и использовать их при решении практических экономических и управленческих задач.
При системном анализе информационных образовательных ресурсов их совокупность следует рассматривать как сложную систему Система имеет элементы, такими элемента- ми в информационных образовательных ресурсах являются информационные единицы. Специфика этих информационных единиц определяется функцией сложной системы.
Информационные ресурсы как система взаимодействует с другими объектами во внешней среде. Наличие взаимодействия определяет коммуникативную функцию ресурсов. Эта функция приводит к применению информационных единиц обмена информацией [11].
Необходимость хранения информационных ресурсов определяет функцию хранения ресурсов. Эта функция приводит к необходимости введения информационных единиц хранения информации [12].
Потребность в обработке информационных ресурсов определяет функцию обработки информации. Эта функция приводит к необходимости введения и исследования информационных единиц обработки информации.
Потребность в получении и передачи знания внутри системы определяет функцию анализа содержательности и смысловых значений. Обработка информации с учетом ее семантического содержания влечет образование нового качества. Эта функция приводит к необходимости введения семантических информационных единиц [13].
При формировании автоматизированных систем обучения необходимо создавать лингвистическое обеспечение [14, 15]. Это лингвистическое обеспечение составляет одну из частей информационных образовательных ресурсов.
К числу информационных образовательных ресурсов относят различные технологии. Это непосредственно технологии обучения [16], а также вспомогательные технологии анализа [17, 18] или формирования образовательных сценариев на основе моделей информационной ситуации [19].
В настоящее время при освоении знаний (информационных ресурсов) большое значение имеет интерактивная или эвристическая обработка информации. Это приводит к необходимости моделирования эвристических методов как инструмента оптимального использования ресурса.
Информационный ресурс содержит знание, которое делится на две части: общенаучное и профессиональное. Профессиональное связано с конкретной специальностью и конкретной предметной областью. Общенаучное знание – это знание о наиболее общих понятиях, используемых в разных науках, которое служит базисом для применения специальных знаний. Это такие понятия, как метод, система, структура, анализ, синтез, иерархия.
Современное использование информационных ресурсов связано с информационными технологиями, что приводит к отношениям разработчика ресурса и пользователя ресурса. Использование ресурса может иметь вид сценария [20]. Сценарий задается в виде правил, в соответствии с которыми должны осуществляться все взаимодействия между субъектами и объектами. Взаимодействия, приводящие к нарушению этих правил, запрещаются средствами контроля доступа и не могут быть осуществлены.
Научная картина мира, свойственная любой науке, – это часть окружающего мира, включающая отношения, описания, взаимосвязи и взаимодействия, создаваемая с помощью языковых конструкций с использованием языковых единиц – терминов. При этом, хотя связи и отношения объективной действительности существует независимо от человека, выбор связей и отношении в «кар- тине мира», зависит от языковых систем, которыми владеет человек.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Из этого следует, что система информационных ресурсов, отражающая научную картину мира, будет целостной, если для этого применяется целостная описательная система. Каждую систему информационных ресурсов образует множество объектов-понятий и разных типов отношений между ними. Эти объекты-понятия находят свое отражение в терминах. Поэтому термин с одной стороны это информационная единица языка, с другой это информационная единица научного знания. Таким образом, термин связывает научное знание с языком и является важным инструментом передачи информационных ресурсов, в частности в геоинформатике.
Еще одним путем формирования ресурсов является информационный поиск. В геоинформатике существует специальный вид «пространственный информационный» поиск. Специфическим инструментом поиска и получения новых знаний является геореференция [5, 15]. При этом следует отметить, что результаты поиска в геоинформатике не являются единичными экземплярами, а соотносятся с системой понятий, системами данных, номенклатурой карт и другими информационными упорядоченными системами.
Выводы. Информационные ресурсы в области наук о Земле нельзя рассматривать как отдельные информационные источники или информационные объекты. Для того, чтобы описывать и отражать картину мира, свойственную данной науке, они должны образовать систему ресурсов, в которой по мере возможности должны быть исключены противоречия и неполнота. Для работы с такой системой необходимо разрабатывать правила, а сами ресурсы должны отслеживаться на предмет актуальности и ценности с тем, чтобы при необходимости осуществлять их обновление.
Список использованных источников
1. Tatiana Ozhereleva Geodetic Education // European Researcher, 2013, Vol.(40), № 2-1 р.268-272.
2. Булгаков С.В. Особенности преподавания геоинформатики в МИИГАиК // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – №10. – С.64-68.
3. Иванников А.Д., Кулагин В.П., Мордвинов В.А, Найханова Л.В., Овезов Б.Б., Тихонов А.Н., Цветков В.Я.
Получение знаний для формирования информационных образовательных ресурсов. – М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 2008 – 440 с.
4. Цветков В.Я. Пространственные знания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2013. — №7. – с.43-47.
5. Майоров А.А., Цветков В.Я. Геореференция как применение пространственных отношений в геоинформатике // Геодезия и аэрофотосъемка, 2012. – №3. – С. 87-89.
6. Цветков В.Я Методологические основы применения ИКТ при управлении высшим учебным заведением // Информатизация образования и науки, 2010. – №1(5). – С.25-30.
7. Зайцева О.В. Информатизация образования и интеллектуальный капитал // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – №12. – С.105-109.
8. Майоров А.А. Новые системы хранения пространственной информации // Перспективы науки и образования, 2013. – №5. – С.25-31.
9. Соловьев И.В., Кудж С.А., Дедегкаев З.Н. Об использовании универсального ключа хранения и поиска электронных аэрокосмических снимков и планов // Инженерные изыскания. – 2010. № 9. – С. 62-65.
10. Майоров А.А., Соловьёв И.В., Кудж С.А. О новом подходе к доступу и хранению электронных аэрокосмических снимков и планов // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2011. № 6. С. 80-84.
11. Цветков В. Я. Информационные единицы сообщений // Фундаментальные исследования. – 2007ю. – №12. – С.123-124.
12. Tsvetkov V.Ya. Information objects and information Units // Eurupean Journal of Natural History, 2009, no 2, p. 99.
13. Viktor Ya. Tsvetkov. Semantic Information Units as L. Florodi’s Ideas Development // European Researcher, 2012, Vol.(25), № 7, p.1036-1041.
14. Майоров А.А., Соловьев И.В., Шкуров Ф.В., Купцов А.Б. Разработка концептуальной модели информационно-лингвистического обеспечения компьютерной системы для обучения геоинформационным технологиям специалистов картографо-геодезического профиля методом компьютерной деловой игры игры // Геодезия и аэрофотосъемка. – 2008. – № 6. – С. 74-77
15. Майоров А.А. Лингвистический анализ термина геореференция // Перспективы науки и образования, 2013. – №4. – С.214-219.
16. Кудж С.А., Соловьев И.В., Цветков В.Я. Сходимость как образовательная категория // Дистанционное и виртуальное обучение. – №11. – 2013. – с.10- 15
17. Кудж С.А. Коррелятивный анализ как метод познания // Перспективы науки и образования, 2013. – №5. – С.9-13.
18. Stanislav A. Kuja Geoinformation Analysis // European Researcher, 2013, Vol.(60), № 10-1 , p.2358- 2365
19. Viktor Ya. Tsvetkov. Information Situation and Information Position as a Management Tool // European Researcher, 2012, Vol.(36), № 12-1, p.2166- 2170
20. Буйневич М.В., Кудж С.А. Выбор рационального варианта информационно-технического взаимодействия в распределенных системах // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Технические науки. 2011. № 8. С. 37-47.