Ключевые слова: устойчивое развитие; концепция; банковская деятельность; принципы; подходы.
Мировое сообщество едино во мнении о необходимости внесении изменений в функционирование банков и понимание их роли на финансовом рынке. Так, по словам В.В. Высокова Председателя Совета директоров Банка Центр-инвест «старая модель банковского бизнеса, основанная на использовании для кредитования временно свободных денежных средств, циркулирующих в расчетной системе, исчерпала себя» [1]. Более того, отечественные экономисты считают неотвратимым переход к новой модели банковского бизнеса, при которой клиент банка будет выступать в другой роли.
За последние несколько десятилетий группа банков, входящих в Глобальный альянс по банковской деятельности, основанной на ценностях (GABV), сформировали принципы банковской деятельности в контексте устойчивого развития [3]:
- «Трехмерный подход» – это суть данной модели. Данный подход представляет собой деятельность, в основе которой три ценности – доход, клиенты и окружающая среда.
- Взаимодействие с регионами, в которых банки работают, обслуживая реальную экономику и создание новых предприятий, в целях удовлетворения потребностей.
- Долгосрочные отношения с клиентами и понимание их хозяйственной деятельности и связанные с ней риски.
- Стремление к долгосрочной, самоподдерживающей и устойчивой к внешним потрясениям деятельности.
- Прозрачность и открытость управления [2].
Банки, руководствующиеся данными принципами, стремятся обеспечить клиента необходимым набором банковских продуктов и услуг для реального сектора экономики в долгосрочной перспективе, и в то же время работают с осознанием необходимости развития экономики и экологических потребностей общества.
Учитывая данные принципы, могут быть сформированы основные подходы к банковской деятельности в контексте устойчивого развития и структура работы банка на современном этапе развития.
Важнейший компонент представленных на рисунке 1 подходов – финансовая устойчивость, которая должна базироваться на сохранении позиций банка в регионе, ориентации на долгосрочную прибыль и долгосрочные отношения с клиентами и сотрудниками, увеличении доходности, стрессо-устойчивости и готовности к работе в меняющихся условиях рынка, а также на антикоррупционной направленности и открытости деятельности банка с акцентом на управление активами, расчеты и кредитование. Достижение финансовой устойчивости возможно путем:
- Избегания необоснованно «раздутых» резервов по кредитам и операционных рисков.
- Согласованную структуру активов и пассивов по объемам, срокам, рискам, доходности и валютам.
- Оптимизации мероприятий, направленных на управление рисками, чтобы обеспечить устойчивые буферы и границы для инвестирования в лучшие услуги и продукты для клиентов.
- Работы на открытых, стабильных и честных рынках.
Анализируя социальную устойчивость в рамках предлагаемых подходов, необходимо отметить, что банк должен способствовать социальному развитию в процессе всей своей деятельности, внутри структуры банка и через управление продуктами и услугами. Данный подход реализуется активным продвижением человеческих прав, справедливых условий труда, культурного многообразия и гендерного равенства, иными словами банку следует:
- Способствовать улучшению репутации как хорошего работодателя на рынке труда.
- Наращивать мероприятия в области прав человека и условий труда с упором на управление денежными средствами и кредитование.
- Продвигать вопросы культурного многообразия и толерантности в обществе через банковские операции совместно с клиентами и акционерами.
- Приобщать к принципам устойчивости через образовательные тренинги и курсы, которые должны быть обязательными для сотрудников банка и добровольными для клиентов банка в регионе присутствия.
Банк, содействующий установлению экологически устойчивой деятельности в процессе своей деятельности, осуществляет грамотную политику управления ограниченными природными ресурсами и придерживается экологических стандартов. Продвижение экологической устойчивости возможно через создание банковских продуктов и услуг в области энергоэффективности, а также использование в своей деятельности принципов энергетической эффективности и стремление к умеренному сокращению потребления природных ресурсов.
Описанные и рассмотренные выше компоненты функционирования банка в контексте устойчивого развития должны быть ориентированы на клиентов, работников, акционеров, общество и планету, а также заложены в культуру управления и работы банка и найти отражение в годовой отчетности и нормо-установливающих документах коммерческого банка.
Принципы, заложенные в деятельность банков, функционирующих в рамках концепции устойчивого развития, обеспечивают долгосрочный и устойчиво доходный банковский бизнес и позволяют говорить о формировании новой прочной модели банковского дела. Жизненно важная роль, которую эти банки играют в развитии реального сектора экономики и их деятельность, направленная на решение экологических проблем, следует принять во внимание для реструктурирования финансовой системы.
Список использованных источников
1. Высоков В.В. Трансформационный банкинг: made in Russia: научно- практическое пособие. Ростов-на-Дону: издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2014. – 200с.
2. Семенюта О.Г., Дудко К.В. Устойчивый социально ответственный банковский бизнес как новая модель развития банковского дела // Финансовые исследования. – 2015. –
№4.
3. Strong and Straightforward: The Business Case for Sustainable Banking banking [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gabv.org.
4. Weber O., Remer S. Social Banks and the Future of Sustainable Finance [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldfinancialreview.com/?p=441.