Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Формирование резерва управленческих кадров в субъектах приволжского федерального округа: сравнительный анализ»

Аннотация: в статье исследуются особенности формирования кадрового резерва управленческих кадров, даются рекомендации по совершенствованию работы с кадровым резервом в Пермском крае.

Ключевые слова: резерв управленческих кадров, подход к формированию, результативность, опыт регионов, рекомендации.

Одним из важнейших факторов эффективного функционирования государственных институтов и органов муниципальной власти является отлаженный механизм смены управленческих элит, который позволяет, с одной стороны, сохранить преемственность между поколениями руководящего штата, с другой – осуществить обновление управленческого корпуса и обеспечить скорейшую замену неэффективного руководителя [1].

Для этого в органах власти субъектов РФ создается кадровый резерв, а с 2008 года и резерв управленческих кадров. Эти понятия не тождественны. В первом случае резерв формируется для замещения высшей, главной и ведущей групп должностей государственной гражданской службы, во втором – для замещения отдельных государственных должностей, высшей группы должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей руководителей государственных организаций (учреждений и предприятий).

В качестве объектов исследования были выбраны субъекты Приволжского федерального округа, занимающие первые три места в рейтинге социально- экономического развития по итогам 2016 года. Это Республики Татарстан и Башкортостан, Пермский край. Сравнение регионов осуществлялось по следующим критериям:

1) подход к формированию резерва;
2) развитие (обучение) резерва;
3) открытость и прозрачность информации о резерве;
4) применение метода программно-целевого финансирования развития резерва;
5) результативность резерва.

Полагаясь на нормативно-правовую базу субъектов ПФО в этой сфере [3; 5; 6] и информацию, полученную в ответ на обращения в органы власти, в ходе проведения экспертных и телефонных интервью с сотрудниками отделов, ответственных за кадровую политику в изучаемых регионах [2], был проанализирован процесс формирования и развития управленческого резерва, а также выявлены региональные особенности.

1. Выделяется два подхода к формированию резерва: конкурсный и экспертный. Первый – открытый, через объявление конкурса, второй – на основе рекомендаций вышестоящими лицами. Во всех выбранных субъектах резерв формируется смешанным путем, сочетая в себе элементы как конкурсного, так и экспертного подхода. В исследуемых регионах комбинация элементов является схожей. В основном, это централизованное формирование резерва по направлениям из числа самовыдвиженцев и лиц, предложенных первыми лицами субъекта Федерации, впоследствии проходящих конкурсные процедуры.

2. Пермский край меньше остальных уделяет внимание работе с резервом. Республика Татарстан практикует помимо стандартных форм обучения (повышение квалификации и т. д.) наставничество, составление планов индивидуального развития, временные замещения, развивающие поручения, присутствие на совещаниях с участием Президента Республики, реализацию проекта «Кадровый резерв». В Республике Башкортостан также разрабатываются планы индивидуального развития резервиста и применяются стандартные формы развития (краткосрочные курсы повышения квалификации, стажировки, участие в заседаниях Аппарата Правительства Республики). В Пермском крае с 2008 года обучение резерва не осуществляется. Как правило, речь идет о саморазвитии резервиста за счет собственных средств.

3. Информацию об управленческом резерве можно почерпнуть на региональных сайтах и порталах, но она там представлена не в полном объеме. Наиболее полно отражены сведения о резерве в Республике Татарстан, второе место у Республики Башкортостан (имеется специализированный сайт). Менее содержательна информация в Пермском крае.

4. Метод программно-целевого финансирования развития резерва используется только в одном изучаемом субъекте – Республике Татарстан. В Республике Башкортостан финансирование содержания резерва осуществляется за счет средств Администрации Главы Республики. Однако переход к программно-целевому подходу планируется здесь уже в текущем году. В Пермском крае финансирование для развития резерва пока не выделяется, но планируется с момента формирования нового состава управленческого резерва (октябрь 2017 года) [4].

5. Для оценки результативности резерва в исследуемых регионах была определена доля лиц, назначенных из резерва на вышестоящие должности, начиная с 2008 года. В Республике Татарстан она составила 40%, в Республике Башкортостан – 47%, а в Пермском крае – 64%. Таким образом, резервы являются результативными. Однако наблюдается тенденция к уменьшению количества назначений резервистов. Опрошенные эксперты [2] связывают это с тем, что в текущий состав резерва вошли лица, в настоящий момент занимающие высокие позиции (заместители министров, руководители ИОГВ), и замещение ими вышестоящих должностей требует времени, а также с тем, что с момента формирования очередного состава резерва прошло мало времени и кадровые изменения еще не успели произойти.

Проведенное исследование показало, что в Пермском крае система формирования резерва и работы с ним менее развита, край делает только первые шаги на пути развития этой кадровой технологии. Поэтому автором были разработаны рекомендации по ее усовершенствованию. К ним относятся:

1) включение статьи расходов в государственную программу, направленную на развитие государственной гражданской и муниципальной службы в крае, предусматривающую развитие профессиональной и управленческой компетентности управленческого резерва;

2) передача функций по оценке кадров на аутсорсинг государственному бюджетному учреждению: создание центра кадрового тестирования на базе действующего вуза;

3) развитие практики наставничества в системе управленческого резерва;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

4) внедрение таких эффективных форм обучения резерва, как развивающие поручения, участие в развивающих проектах, временные замещения;

5) составление наставником плана индивидуальной подготовки резервиста;

6) создание в крае молодежного резерва управленческих кадров.

Подводя итог, можно сказать, что резерв управленческих кадров – это мощный и высокоэффективный инструмент в системе управления кадрами, который позволит обеспечить не только бесперебойное воспроизводство профессионально обученных кадров, но и увеличить конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность региона за счет роста качества и профессионализма территориального менеджмента.

Список использованных источников

1. Иванова Н. Л., Васильев О. А. Кадровая политика в государственном управлении: проблемы и поиски их решения // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2. С. 171–186.
2. Материалы экспертного и телефонного интервью с органами власти Пермского края, Республики Татарстан и Башкортостан. 01.04.2017–11.05.2017 // Из личного архива автора.
3. О резерве управленческих кадров Пермского края [Электронный ресурс]: Указ Губернатора Пермского края от 5 апреля 2010 года № 17. URL: http://docs.cntd.ru/-document/911526441 (дата обращения: 03.02.2017).
4. О резерве управленческих кадров Пермского края [Электронный ресурс]: Указ Губернатора Пермского края от 24 мая 2016 года № 79. URL: http://docs.cntd.ru- /document/439052789 (дата обращения: 03.02.2017).
5. О формировании и подготовке резерва управленческих кадров Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Башкортостан от 3 октября 2009 года № УП-379. URL: http://docs.cntd.ru/document/463502096 (дата обращения: 25.04.2017).
6. Об утверждении Положения о порядке формирования, подготовки и использования резерва управленческих кадров Республики Татарстан [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Татарстан от 6 октября 2014 года № УП-968. URL: http://gossluzhba.tatarstan.ru/gossluzhba/rezerv.htm (дата обращения: 03.02.2017).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1048

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке