Аннотация. В докладе приводится примеры о разновидностях экскурсии в музее в целях патриотического воспитания обучающихся, знакомства с культурой и природой родного края, с литературной и историческим прошлым населенного пункта, знаменитыми земляками, географическими и биологическими особенностями местности, объектов производства. Описывается методы и формы ведения экскурсии в урочное и внеурочное время.

Ключевые слова: формы и методы экскурсий, музей, познавательность, оригинальность.

История Уральска представляет собой удивительную и своеобразную летопись разнообразных по масштабу дерзновений и свершений многих поколений. Культура Уральска вобрала в себя все богатство и многоцветье духовного наследия, накопленного в течение многих веков народами, издавна населявшими территорию нынешнего Приуралья. Уральск не обижен ни количеством музеев, ни наличием в них достойных экспонатов, которым может позавидовать любой музей мира. В городе с населением чуть более 309 тысяч человек, действует 11 государственных, 16 ведомственных. 2 общественных музеев различного профиля и республиканский картинно-выставочный зал. В области 155 школьных и 16 музеев в других образовательных учреждениях, в фондах которых также находятся уникальные редкие экспонаты. Как учреждение дополнительного образования Областной центр детско-юношеского туризма и экологии

Западного Казахстана является научно-методическим центром для всех музеев общеобразовательных учреждений области. Школьные музеи постоянно пополняются экспонатами: здесь размещаюся детские работы, коллекции, фотографии и рисунки. Нахождение ребенка в музейной сфере интересное и полезное занятие, расширяет кругозор детей, обеспечивает развитие познавательных интересов и потребностей. Любовь к родному краю, дому, городу невозможно воспитать без определенных  знаний  о  нем. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развития интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным создание такой системы работы, которая бы наиболее успешно способствовала развитию познавательного интереса детей к знаниям о родном крае, чувство гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к малой родине.

Самым доступным способом в привлечении школьного музея в деле дополнительного образования и воспитания школьников является экскурсия.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая с использованием материалов школьного музея, коллективный осмотр музея по намеченной теме под руководством экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные.

Школьные экскурсии бывают: – урочные, проводимые в учебное время в целях патриотического воспитания обучающихся, знакомства с культурой и природой родного края, с литературной и историческим прошлым населенного пункта, знаменитыми земляками, географическими и биологическими особенностями местности, объектов производства.

Внеурочные, проводимые в целях краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, к истории родного края.

Внешкольная экскурсия предусматривает выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток, поэтому необходимо содержать в тексте элемент разрядки – игры, вопрос – ответ, больше должно быть познавательных и воспитательных моментов, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

На экскурсии со школьниками необходимо создавать эффект «погружения в эпоху». Рассказ экскурсовода строится не на перечислении музейных предметов, а на основе словесного рисования и создания образов через описание деталей, изречений и кратких цитат. Воспитательное значение экскурсии заключается в «… расширении своего горизонта путем наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений».

Традиционная форма занятий в музее – экскурсия, в настоящее время заменяется и комбинируется с нетрадиционной, проводятся интерактивные занятия, используются современные технологии (автогид, аудиогид).

Хороший экскурсовод в музее должен знать «профильную» науку о «своем» герое, художнике – если это мемориальные музеи, флоре и фауне региона –если историко-краеведческие, но и обязан быть сведущим и в сферах других знаний, связанных с его объектами – реставрации, архитектуре, искусстве.

Экскурсовод должен осознавать необходимость четкой увязки экспозиции с самим зданием, сохранившимся, реставрированным или воссозданным. К примеру, в музее А. С. Пушкина экскурсию необходимо проводить цитатами из самого поэта, будто ребенка сам поэт проводит по экспозициям, придать элемент театральности:

«Завтра еду к яицким казакам. Пробуду там три дня… » – делится Пушкин своими планами с Наталье Гончаровой.

«Насилу доехал, дорога прескучная… »-далее пишет поэт.

Показать как после долгой пыльной дороги поэт сбросил с себя накидку и цилиндр, поднялся на второй этаж атаманского дома, в «почевальную-спальную» «Тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два  обеда, подпили за мое здоровье, наперерыв давали мне известия, в которых имел нужду, и накормили свежей икрой, при мне изготовленной. »-говорил поэт о гостеприимтсве уральцев.

Знакомя столичного гостя со старинной частью города –«куренным концом», казаки показали Пушкину каменный дом М. Толкачева, где обычно квартировал Пугачев, приезжая сюда из-под Оренбурга. Рядом деревянный, сложенный из могучих бревен, родительский дом «императрицы» Устиньи Кузнецовой (ныне Дом-музей Е. Пугачева).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

В Яицком Кремле (ныне Михайло-Архангельский собор) Пушкин беседовал со священником Червяковым, который 60 лет спустя утверждал, что с ними был настоящий царь Петр Федорович.

Пушкин покинул город через «Большой выезд» «При выезде моем,… вечером пошел дождь, первый по моем выезде: через полчаса сделал дорогу нерпоходимой. Того мало выпал снег, и я обновил зимний путь, проехал верст 50 на санях».

Позже поэт вспоминал:

«Я посетил те места, где произошли главные события эпохи, проверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь проверяя их дряхлеющую память историческою критикой…».

Такая экскурсия поможет ребенку самому пройти путь пребывания  А. С. Пушкина в нашем городе, более достоверно понять свою сопричастность к истории своего города.

В школьном музее № 27 им. Героя Советского Союза Маншук Маметовой не обязательно останавливаться на биографии и подвиге пулеметчицы, а проводить экскурсию по письмам героини с фронта к матери Амине Сулейменовне:

«Прошу прощения, я рвусь на передовую. Никакая немецкая пуля меня не возьмет», – писала Маншук в начале войны. Сколько уверенности у молодой девушке в завтрашнем днем, что наше дело правое и наша страна одержит безоговорочную победу над фашизмом. А тяжелые годы 1943 го писала:

«Идут тяжелые бои за старейший город Невель. Трудно сказать, что буду жива. Если погибну, то только за Родину, за вас и за отца», – из письма 1943 года. Такие экскурсии лучше воспринимаются учащимися, заставляют их сопереживать события далеких сороковых, гордиться своими предками и своей страной.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Музей-один из самых доступных учреждений культуры и образования. Именно здесь каждый может прикоснуться к истории своего Отечества, увидеть щедевры мирового искусства, проникнуть в глубины естественной истории, ощутить себя сопричастными жизни и судьбе великих соотечественников, причастность к национальной культуре своего народа, обрести осознание своей национально-культурной идентичности.

Для проведения музейных занятий необходимо непосредственное тесное взаимодействие школы и музея, школьного музея с муземи города, сельских школьных музеев с районными музеями. Сотрудники государственных музеев ежегодно подготавливают для познавательного обозрения очень интересные альбомы-отчеты о проделанной работе в области краеведения и музейные программы на новый учебный год с перечислением обзорных и тематических экскурсии, тематических вечеров и уроков истории, мужества, праздничные музейные часы. Связующим свеном между музеями являются Центры детско-юношеского туризма и краеведения – организаторы групповых экскурсии, научно – поисковых работ, туристических экспедиции по всему региону. Большую методическую работу по развитию школьных музеев ведут государственные музеи, оказывая помощь в составлении паспортизации, в систематизации имеющихся экспонатов по тематике, в создании научной концепции, структурной и тематико-экспозиционного планов. ОЦДЮТиЭ ежегодно проводит семинары с руководителями школьных музеев и научно-практические конференции по проблемам совершенствования работы школьных музеев, неделя «Музей и дети», областной слет школьных музеев, уроки истории, где музейные занятия можно приравнивать по значению со школьным уроком, при условии содержания соответствующего тематике материала, уроки с использованием фантазии: урок-сказка (к примеру: в музее Г. Тукая по текстам его сатирических сказок), урок-суд (в музее Е. Пугачева «Суд над Пугачевым», где дети сами выносят приговор действиям «мужицкого царя»). В таких случаях дети в силу ситуативности восприятия и мышления воспринимают музейные экспонаты и сам музей как «погружение» в определенную среду. В этнографических музеях экскурсии лучше всего проводить путем театрализации, когда учащиеся экскурсоводы в национальных костюмах представляют те или иные предметы быта, показывают их применение на практике (вышивание, вязание, рисование, изготовление предмета и. т. д).

Во многих музеях работают инфокиоски, очень удобные для использования учащимися, где нажатием на нужную кнопку и программу дети находят нужную тематическую экскурсию. Очень удобен аудиогид, с помощью которого можно нужную информацию прослушать без экскурсовода.

Необходимо активнее развивать и внедрять программы, связанные с музейной программой, так как это позволит улучшить качество образования, уровень культурно-личностного развития обучающихся, привить уважение и интерес к истории края. Школьник любит пощупать, попробовать, поэтому в музее для этой работы часто фигурируют копии музейных экспонатов. При проведении таких музейных занятии, необходимо тесное сотрудничество музеев с музейными работниками, взаимодействие разно профильных музеев.

ОЦДЮТиЭ ежегодно проводит экскурсионное ориентирование по памятникам и историческим местам города в игровой форме с картами, тем самым развивая спортивный туризм и интерес детей к истории своего города.

С каждым годом растет уровень экскурсионного обслуживания по городу с привлечением школьников:

«Наш край в произведениях русских и казахских писателей» с заездом в Музеи: великого классика мировой литературы А. С. Пушкина, основоположника татарской литературы Г. Тукая, классика современности казахского поэта Кадра Мырза Али.

«Флора и фауна Приуралья» с заездом в музей Природы и Экологии.

«Сакен современен всегда или Бунтующий художник» с заездом в музей художника С. Гумарова.

«Памятник старины» с заездом в Дом-музей Е. Пугачева.

«Историко-культурное наследие и шедевры казахского искусства» с заездом в Областной историко-краеведческий музей.

«Бессмертный подвиг и Уральск-прифронтовой» с заездом в Дом- музей Героя Советского Союза М. Маметовой.

«На Дону – казак, на Урале – казах» с заездом в музейный комплекс им. М. А. Шолохова (п. Дарьинское).

«Первый казахский реформатор и ЗКАТУ» с заездом в музей Жангир-хана

«Уральск-вчерашний» с заездом в музей Старый Уральск.

«Краевед-маленький Колумб», – с заездом в музей детского туризма. За годы становления нашего молодого государства многое менялось вокруг нас и в нас самих. Неоднократно переписывалась в угоду идеологии история, даже искажалась. Но неизменным осталось высокое значение нашей работы по сохранению для будущих поколений, для наших детей и внуков сокровищ материальной и духовной культуры, шедевров искусства, памятников старины. Чем больше искажались картины прошлого и настоящего, тем большее значение приобретал музей как вместилище национальной памяти, как свидетель подлинной истории и хранитель истинных ценностей. Музеи служат долговременным, фундаментальным задачам национального духовного строительства и возрождения.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Ведь говорят же: «Не подымется рука уничтожить исторические памятинки того, кто прикасается к прошлому и учится ценить его».

Список использованных источников

1. Чесноков Н. Н. «На Яике – городок, на Урале – город», Уральск,
2. Сарсенгалиев Ф. С. «Воспитание гражданственности и патриотизма через краеведческую работу, Уральск 2017.
3. Фомин В. П., Адилова А. Б. «Духовно-нравственный и гражданско-патриотический потенциал дополнительного образования», Уральск 2017.
4. Доскалиева Н. С., Каирлиева К. Ж., З. А. Габбасова «Мектеп- мұражайы –тәрбие бесігі», Уральск, 2013.