Ключевые слова: кадастровая стоимость, кадастровая оценка, земельный налог, обжалование кадастровой стоимости, исковые заявления.
В настоящее время актуальной темой является кадастровая стоимость земельных участков, как известно, рассматриваемая стоимость является результатом кадастровой оценки земель.
Можно утверждать, что развитие земельного рынка и реформирование систем налогообложения земельных участков требуют создания современной системы оценки земли.
Государственная кадастровая оценка земель, содержит в себе комплекс мероприятий по установлению кадастровой стоимости земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка – величина в денежном выражении, которая определяется по утвержденной в установленном порядке и методике, и отражение представления о ценности земельного участка при существующем его использовании [1,3].
Для расчета кадастровой стоимости земельных участков могут предназначаться удельные показатели кадастровой стоимости, представляющей собой кадастровую стоимость единицы площади.
Кадастровая оценка земель используется в таких целях, как:
- для налогообложения недвижимости, установления ставок земельного налога и величины арендной платы;
- для поддержки информации рынка земли, фондового рынка ценных земельных бумаг и ипотеки;
- для оценки эффективности существующего функционального использования территории;
- для предоставления информации заинтересованным лицам.
Размер земельного налога рассчитывается как налоговая ставка (в процентах) от кадастровой стоимости земельного участка. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами и не могут превышать следующих процентов:
- 0,3 % в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- переданных для ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства [2,5];
- 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
Данный подход дает возможность улучшать социально-экономическое развитие края в зависимости от существующей структуры земельного фонда.
Оценку кадастровой стоимости земли проводят в сроки от 3-х до 5-ти лет.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии. Они могут быть оспорены как физическими, так и юридическими лицами, если результаты данной оценки затрагивают права и обязанности этих лиц [6,8].
При обжаловании кадастровой стоимости заинтересованным лицам необходимо обратиться непосредственно в саму комиссию с заявлением и требуемыми документами. Комиссии созданы и функционируют при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации. Оспаривание кадастровой стоимости в суде осуществляется при рассмотрении судебных споров.
Причем для оспаривания физическими лицами в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Для юридических лиц в отношении объекта недвижимости, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде возможно только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, либо в случае, если заявление ей не рассмотрено [4,7].
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
По данной теме можем рассмотреть статистику споров о результатах определения кадастровой стоимости в Краснодарском крае. В период с 01.01.2017 по 31.08.2017 в судах было возбуждено 7131 споров о величине кадастровой стоимости в отношении 12 783 объектов недвижимости. По указанным спорам ответчиками выступают территориальные органы Росреестра и комиссии, которые в рассматриваемый период привлекались 219 раз.
При мониторинге исковых заявлений от физических лиц, их было принято 3624, от юридических 2918, от органов местного самоуправления 327 и 26 исков от органов государственной власти.
Исходя из мониторинга исковых заявлений, мы можем выделить следующие основания рассматриваемых исков:
- кадастровая стоимость объекта недвижимости устанавливается в размере его рыночной стоимости (6274 исков, что составляет 91% от общего количества);
- изменение кадастровой стоимости в связи с причиной обнаружении недостоверных сведений об объекте оценки, а так же исправление технической и (или) кадастровой ошибки (138 исков, что составляет 2% от общего количества);
- оспаривание решений, принятых комиссией, по рассмотрению споров (483 исков, что составляет 7% от общего количества).
По результатам рассмотрения споров были удовлетворены 3502 исков (49%), не удовлетворены
- 423 (6%) исков, находится на рассмотрении 3206 (45%) исковых требований.
Исходя из вынесенных судом решений, мы можем наблюдать снижение суммарной кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, приблизительно 42% из принятых решений:
- суммарная величина кадастровой стоимости до оспаривания составляла около 639,7 млрд. руб.;
- после оспаривания – около 371,3 млрд. руб.
На основании данных показателей видим, что споры, возникающие в отношении кадастровой стоимости, все чаще решаются в пользу истцов. В результате чего можно предположить, что наиболее объективным решением обозначенных проблем является пересмотр методик проведения государственной кадастровой оценки земель. Это поможет методике добиться более эффективной земельнокадастровой оценки и адекватного распределения налогообложения.
Список использованных источников
1. Панченко А.Ю. Анализ работы предприятия ФГУП «Ростехинвентаризация федеральное БТИ» по Краснодарскому краю Калининского района / Панченко А.Ю., Криворотова А.А. // Современные научные исследования и разработки. 2016. № 6 (6). С. 418-421.
2. Криворотова А.А. Текущее состояние кадастровой карты на примере Краснодарского края / Криворотова А.А., Лисуненко К.Э., Разорёнова А.А. // в сборнике: роль и значение современной науки и техники для развития общества сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 130-133.
3. Криворотова А.А. О принудительном изъятии земель сельскохозяйственного назначения / Криворотова А.А., Лисуненко К.Э., Костюк А.А. // в сборнике: динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 30-32.
4. Симоненко Е.В. Мониторинг земель дистанционным зондированием территории / Симоненко Е.В., Лопырев А.А., Криворотова А.А. // в сборнике: новая наука: теоретический и практический взгляд международное научное периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 205.
5. Гришко Л.А. Реестровые ошибки и пути их решения / Гришко Л.А., Криворотова А.А. // в сборнике: единство и идентичность науки: проблемы и пути решения сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 41-43.
6. Криворотова А.А. Неправомерное использование сельскохозяйственных земель / Криворотова А.А., Мизина А.С., Якушева Е.О. // в сборнике: Приоритетные направления развития науки Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 32-38.
7. Криворотова А.А. Самовольный захват земель / Криворотова А.А., Шутенко Н.А., Овсянников А.В. // в сборнике: Приоритетные направления развития науки Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 101-104.
8. Ручкина Г.И. Динамика увеличения площади МО г. Краснодар в зависимости от роста численности населения / Ручкина Г.И., Криворотова А.А. // Современные научные исследования и разработки. 2016. № 6 (6). С. 446-448.