Ключевые слова: малый и средний бизнес, влияние кризиса, развитие предпринимательства, государственная поддержка.
Малое и среднее предпринимательство являются неотъемлемыми элементами современной рыночной системы, без которых невозможно нормальное функционирование не только экономики, но и общества в целом. Эффективная работа рынка возможна тогда, когда в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур.
Как и в любом другом секторе, в малом и среднем предпринимательстве имеются специфические проблемы, которые находятся в прямой зависимости от характера, содержания и поддержки экономической политики. Проблемы предпринимательства можно разделить на группы:
— организационные, связанные с оформлением и регистрацией;
— материально-техническое обеспечение: нехватка производственного оборудования, квалифицированного персонала;
— финансовые: затруднение в легализации капитала для регистрации бизнеса, проблема формирования стартового капитала;
— кредитная обеспеченность;
— слабое развитие внутреннего рынка;
— экономическая политика государства.
Для роста эффективности деятельности сектора малого предпринимательства необходимо обеспечить наиболее оптимальное сочетание интересов субъектов предпринимательства, государства и потребителей. Для этого следует ввести упорядоченную нормативно-правовую базу малого и среднего предпринимательства, которая будет стимулировать рост предпринимательского бизнеса, контролировать и создавать благоприятные условия дальнейшего развития.
Кризис оказал существенное негативное влияние на сектор малого и среднего бизнеса. В боль-шей степени от кризиса пострадали промышленные и строительные предприятия, а также предприятия сферы услуг. Основными причинами послужили снижение спроса на продукцию и рост издержек. Несмотря на влияние экономического кризиса можно отметить положительную динамику. Согласно данным Федеральной налоговой службы, число зарегистрированных коммерческих организаций в 2015 году увеличилось на 4% – до 4,15 млн., а зарегистрированных индивидуальных предпринимателей – на 2,5% – до 3,5 млн.
В связи с этим в 2015 году государством был реализован ряд мероприятий, направленных на оказание дополнительной поддержки сфере малого и среднего бизнеса в рамках антикризисного плана Правительства РФ, принятого 27 января 2015 г. Для реализации Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году приняты следующие решения:
– увеличены в два раза предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволило расширить круг организаций, имеющих право принимать участие в государственных и муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства и пользоваться установленными преференциями;
– законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по снижению налоговых ставок для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» с 6 до 1 %;
– органы местного самоуправления наделены полномочием снижать ставку налога в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 15 до 7,5 %;
– расширен перечень видов деятельности, при осуществлении которых возможно применение патентной системы налогообложения (с 47 до 63);
– право на применение 2-летних «налоговых каникул» распространено на впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг. Эта мера будет способствовать вовлечению в экономику физических лиц, занимающихся в настоящее время неофициальной предпринимательской деятельностью без привлечения наемных работников. Каникулы будут действовать в 2015-2020 годах в виде налоговой ставки в размере 0%. В 2015 г. «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения или упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в научной, производственной или социальной сферах, введены в 81 субъекте РФ.
Так в рамках данной программы к концу 2015 года всего за счет государства было создано 250 организаций инфраструктуры поддержки, в т.ч.: 139 бизнес-инкубатора, 104 центра поддержки малых и средних предприятий в сфере инноваций и промышленного производства, 35 центров инжиниринга, 29 центров кластерного развития, 17 центров прототипирования, 6 центров сертификации и стандартизации, 5 промышленных парков, 2 технопарка и др. Объем финансирования программы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса за счет средств федерального бюджета в 2015 году составил 18,5 млрд. рублей.
Повышение Центральным Банком ключевой ставки, санкции, ослаблении курса рубля — существенные проблемы, вставшие в настоящее время перед бизнесом. Для сохранения сектора малого и среднего бизнеса государству необходимо предложить бизнесу действенные механизмы, направленные на смягчение отрицательных последствий принимаемых мер.
Список использованных источников
1. Соколова, И.С. Страхование предпринимательских рисков/ Соколова И.С., Минаева Е.//Финансовая политика инновационного развития России: проблемы и пути решения. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — 2015 – Уфа: Аэтерна. – С. 93-96
2. Соколова И.С. О мерах государственной поддержки российского малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса/ Соколова И.С., Белова Г.В// Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции «Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов». Пенза: филиал Финуниверситета. – 2016.– С. 97-99
3. Худякова, Т.А. Основные подходы к оценке экономической устойчивости предприятия в условиях вариабельной среды функционирования/Т.А. Худякова, А.В. Шмидт//Экономика и менеджмент систем управления. -2015. -Т. 15. -№ 1.2. -C. 281-286.
4. Соколова И.С. Развитие малого предпринимательства в региональной экономике (на примере Пензенской области) //диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Москва, 2011
5. Ефимова М.Г., Худякова Т.А. Анализ влияния внешней среды на стоимость предприятия с позиции экономической устойчивости // Экономика и менеджмент систем управления. — 2015. — Т. 16. — № 2.1. — С. 132-138.
6. Буньковский Д.В. Оптимизация взаимодействия крупного, среднего и малого предпринимательства в промышленности / Д.В. Буньковский // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2012. – №6. – С. 148-152.
7. Колганова Н.В. Система господдержки и регулирования малого бизнеса в Пензенской области/ Колганова Н.В.// Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции посвященной памяти профессора А. Ф. Блинохватова. : Образование, наука, медицина: эколого-экономический аспект.2005.С.163-164.
8. Колганова Н.В. Аспекты развития малого бизнеса в условиях экономического кризиса /Колганова Н.В. //Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции: проблемы экономики в общегосударственном и региональном масштабах.- 2015. — С. 34-38.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.