Ключевые слова: Пензенская область, сельское хозяйство, АПК, инвестиции, государственная поддержка, субсидии.
На сегодняшний день в Пензенской области в целях поддержки сельского хозяйства осуществляется Государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014 — 2020 годы», которая основывается на положениях Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»[1].
В рамках данной программы планируется реализовать 11 подпрограмм, каждая из которых регламентирует развитие конкретной отрасли сельского хозяйства. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы на 2014 – 2020 годы составляет 36 млрд 377 млн 67,9 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 13 млрд 866 млн 301,5 тыс. рублей, бюджета Пензенской области – 7 млрд 551 млн 251 тыс. рублей, бюджетов муниципальных образований – 86 млн 555 тыс. рублей, внебюджетные средства – 14 млрд 872 млн 960,4 тыс. рублей [2].
Основными подпрограммами являются:
– подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», на которую из средств бюджета Пензенской области выделено 1 341 213,2 тыс. руб. [3] с целью повышения конкурентоспособности региональной продукции растениеводства, сырья и продовольствия как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
– подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства». На её осуществление предоставляются субсидии в размере 2 101 912,1 тыс. руб. в целях повышения эффективности производства, а также повышения конкурентоспособности пензенской животноводческой продукции;
– подпрограмма «Развитие мясного скотоводства», на которую из средств бюджета Пензенской области выделено 133 243,8 тыс. руб. в целях повышения его конкурентоспособности [3].
Приоритетными задачами, требующими незамедлительного решения в сельскохозяйственной отрасли Пензенского региона, являются развитие профильных учебных учреждений для подготовки специалистов, внедрение новых технологий в процессы производства продукции сельского хозяйства, привлечение квалифицированных работников путём повышения зарплат в данном секторе. Выполнение данных задач позволит повысить эффективность работ предприятий АПК.
Проведенный комплекс таких мероприятий как повышение доступности кредитов, создание благоприятного инвестиционного климата в Пензенской области позволил увеличить ежегодный объём инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных предприятий в 1,9 раза (начиная с 4,7 млрд. руб. в 2010 г. до 9,1 млрд. руб. в 2014 г.). В первом квартале 2015 г. объем инвестиций в основной ка-питал сельского хозяйств составил 2,7 млрд рублей, что превышает уровень 2014 г. в 2,8 раза. В агропромышленном секторе Пензенского региона продолжается реализация ряда крупных инвестиционных проектов [4].
Основным видом государственной поддержки малых форм хозяйствования в Пензенской области является предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам на развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности. В рамках реализации подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» из средств бюджета Пензенской области выделено 393 427,8 тыс. руб.[3]. К таким формам относятся крестьянские хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельским хозяйством и др.
На данный момент динамика развития основных показателей сельского хозяйства характеризуется следующими данными: согласно графику (см.рисунок 1) заметно уменьшение поголовья скота начиная с 2012 г., что может быть обусловлено вступлением России в ВТО и снижением таможенных пошлин на импорт свинины, живых свиней.
Изменчивость показателей общего сбора основных сельхоз культур (см. рисунок 2) объясняется нестабильностью урожайности зерновых, которая зависит от ряда объективных факторов, например, природно-климатических и природно-географических условий. Так, засуха в 2010 г. и 2012 г. в цен-тральной России и Поволжье привела к гибели значительного объёма урожая.
Успешное развитие сельского хозяйства зависит от объективных и субъективных факторов. Объективные факторы – это условия, не зависящие от деятельности людей, например, природные. Субъективные факторы объясняются деятельностью человека. Инновационный процесс в этой отрасли проявляется в гораздо меньшей степени, чем в промышленности. А степень привлекательности сельского хозяйства для инвесторов по-прежнему остаётся низкой. Поэтому роль государственной поддержки в этом секторе экономики велика, и она должна быть достаточной, чтобы обеспечить устойчивое и стабильное развитие всех отраслей сельского хозяйства.Список использованных источников
1. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Пензенской области URL:http://www.mcx-penza.ru/
2. Официальный интернет-портал Министерство сельского хозяйства РФ URL:http://www.mcx.ru/
3. Постановление Пензенской области Об утверждении государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014–2020 годы» от 18 сентября 2013 года № 691 – Пп г. Пенза:[Электронный ресурс]. URL: http://pnzreg.ru/ 4. Официальный сайт Правительства Пензенской области URL:http://pnzreg.ru/
5. Официальный сайт службы государственной статистики по Пензенской области URL: http://pnz.gks.ru/
6. Барбашова С.А. Бюджетная политика в период кризиса /С.А. Барбашова, Ю.К. Юмагулова// Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: сб. науч. ст. VI международной научно-практической конф. студентов, аспирантов и преподавателей.– Пенза: ПГУ, 2015.– С.83-85.
7. Гуляев Г.Ю. Тенденции развития рынка труда в Пензенской области // Экономика и управление: проблемы, решения, 2016. №3. С. 62-67.
8. Гуляев Г.Ю. Влияние экономического кризиса в России на социально-экономическое развитие Пензенской области // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2016. С. 97-99.