Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Государственное регулирование инновационной деятельности на основе проектного подхода в условиях импортозамещения в Белгородской области»

Аннотация. В статье рассматривается процесс государственного регулирования инновационной деятельности с применением прямых и косвенных методов, оценивается роль проектного подхода к государственному регулированию инновационной сферы в регионе, анализируется перспективные направления развития инновационной деятельности в условиях политики импортозамещения в Белгородской области.

Ключевые слова: инновация, проектный подход, государственное регулирование, импортозамещение.

Государственное регулирование инновационной деятельности – многокомпонентный процесс, эффективное осуществление которого возможно при использовании объективных оценок инновационного потенциала региона использованием системы государственно-частного партнерства для реализации инновационных проектов. Учитывая многоаспектность данного процесса, можно определить государственное регулирование инновационной деятельности на основе проектного подхода как совокупность действий властных структур, выраженных в комплексе мер, направленных на развитие и повышение коммерческой эффективности новаторской деятельности, с привлечением механизма проектного управления в условиях четко заданных ограничений по времени, стоимости и вовлекаемым ресурсам.

Государственное регулирование инновационного предпринимательства  осуществляется  с помощью  прямых  и косвенных методов.

К числу прямых методов стимулирования инноваций можно отнести кооперацию промышленных предприятий  в  области  нововведений  и кооперацию университетов с промышленностью, что позволяет довести инновационные разработки до стадии их коммерческой реализации и заинтересовать промышленность в финансировании исследований.

В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы, целью которых является всемерное поощрение сферы научных исследований и создание благоприятных условий в социальном, экономическом и иных аспектах для ведения инновационной предпринимательской деятельности.

К косвенным инструментам государственного регулирования следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление в освобождении  от налогообложения той части прибыли предприятий, которая  была направлена на проведение перспективных инновационных разработок. Исключается та часть финансовых ресурсов научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации инновационной продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов. Доход резидентов от технико-внедренческой деятельности   в технико-внедренческих особых экономических зонах облагается по пониженной ставке налога на прибыль. Но лишь в части налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. В настоящее время во всех существующих технико-внедренческих особых экономических зонах применяется максимально низкая ставка налога на прибыль в размере 13,5%. Снижаются ставки налога на добавленную стоимость до 0% для научных и образовательных организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, имущество и землю для научно-технических организаций. Уменьшению   в течение определенного периода подлежит на сумму понесенных затрат та часть налогооблагаемой прибыли, которая получена фирмами от внедрения изобретений и новых технологий.

Инновационная деятельность в развитых странах на современном этапе характеризуется широким применением концепции проектного управления.  Сущность  проектного  подхода  заключается в представлении любого целевого изменения как проекта, направленного на достижение конкретных социально-экономических целей. Процесс этих изменений, осуществляемых по определенным правилам в рамках установленного бюджета и временных ограничений, представляет собой управление проектами. Необходимым условием применения проектного подхода является расчет и идентификация рисков. Так как инновационная предпринимательская деятельность относится к высокорискованной, возникает основание для утверждения применимости проектного подхода для осуществления данного вида деятельности.

Сложившаяся в экономике кризисная ситуация создает дополнительные препятствия для развития инновационной предпринимательской деятельности в регионе. В этих условиях инновации выступают в качестве источника, опережающего развитие и увеличение прибыльности бизнеса. Применение приемов санкционного ограничения деятельности российских предприятий побудило органы региональной власти к реализации политики импортозамещения, предполагающей проведение комплекса мер по организации производства и продвижения на национальный и зарубежный рынок импортоаналогичной отечественной продукции, которая должна превосходить замещаемую импортную продукцию по эффективности технических решений на основе новых знаний1. В марте 2015 года Губернатором области Е.С. Савченко утвержден перечень инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению, реализуемых и планируемых к реализации на территории Белгородской области на 2015–2016 годы, в который вошли около 100 инвестиционных проектов по приоритетным отраслям. Более 75 проектов реализуются в агропромышленном комплексе, и большинство из них имеют инновационную направленность2. Также Губернатором области перед региональными органами власти поставлена задача доведения доли инновационной импортозамещающей продукции в общем экономическом обороте до 20%, а в настоящее время, по словам Губернатора, объем инновационной продукции в структуре региональной экономики составляет «доли процента»3.

Неразвитость специальных финансовых механизмов поддержки инновационного предпринимательства и самостоятельных инновационных проектов препятствует увеличению инновационного потенциала области. На территории региона действует 4 фонда поддержки инновационной деятельности. Однако в процентном соотношении лишь незначительное число субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства региона сотрудничает с данными фондами (10,83%).

Введение целого комплекса экономических и политических санкций в отношении российской экономики побудило региональные органы власти к реализации политики импортозамещения, однако в регионе отсутствуют специализированные финансовые институты, призванные оказывать содействие развитию инновационного импортозамещения. Введение санкций нельзя однозначно оценивать только как негативный фактор. Принятие эмбарго российским правительством в отношении западных стран может создать дополнительные стимулы для экономической активности производителей внутри страны, особенно в высокотехнологичной отрасли. Санкционный запрет на экспорт и импорт технологий открывает широкие возможности для реализации инновационных проектов, нацеленных на создание новых технологий. Введение эмбарго и санкционные ограничения коснулись таких важнейших отраслей, как сельское хозяйство, информационные технологии. Именно эти отрасли являются приоритетными для экономики Белгородчины. Создание фонда содействия развитию инновационного импортозамещения с государственным участием призвано простимулировать дальнейшее развитие этих ключевых направлений региональной экономики с помощью предоставления дополнительных финансовых средств на расширение инновационных импортозамещающих производств.

По результатам авторского социологического исследования выявлено, что наиболее востребованными формами поддержки инновационного предпринимательства со стороны региональных органов власти являются помощь в поисках инвесторов (28,5%), помощь в поисках финансирования (22,2%). И немаловажную роль в качестве источника финансовых средств призваны сыграть средства фонда содействия развитию инновационного импортозамещения как соответствующей формы финансирования инновационной деятельности. Положительные моменты и объективная необходимость создания фонда в регионе очевидны, но для полноценного успешного завершения  проекта  необходима  заинтересованность  и активная позиция властного ресурса региона.

Данный проект носит характер «инновации развития» и позволит департаменту экономического развития области увеличить долю инновационных импортозамещающих производств в экономике региона, решить проблему недостатка  финансовых средств на этапе роста,  расширения  и  развития  инновационного бизнеса и ликвидировать трудности с поиском инвесторов для финансового обеспечения деятельности инновационных импортозамещающих производств.

Список использованных источников

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности: ФЗ от 19 июня 2007 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 31. – Ст. 3991.
2. Маковеев В.Н. Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности // Молодой ученый. – 2013. – № 4. – С. 263.
3. Импортозамещение: какие возможны сценарии? URL: publication/analytic/importozameshchenie_kakie_vozmozhny_stsenarii (дата обращения: 12.09.2016).
4. Содействие импортозамещению в области: МФО Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. URL: http://www.mb31.ru/index.php/novosti/2668-sodejstvie-importozameshcheniyu-v-oblasti (дата обращения: 14.09.2016).
5. Официальный сайт Губернатора Белгородской области: Белгородская интеллектуально-инновационная система продолжает развитие. URL: http://www.savchenko.ru/events/2051.html (дата обращения : 14.09.2016).

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1018

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке