Ключевые слова: инновация, проектный подход, государственное регулирование, импортозамещение.

Государственное регулирование инновационной деятельности – многокомпонентный процесс, эффективное осуществление которого возможно при использовании объективных оценок инновационного потенциала региона использованием системы государственно-частного партнерства для реализации инновационных проектов. Учитывая многоаспектность данного процесса, можно определить государственное регулирование инновационной деятельности на основе проектного подхода как совокупность действий властных структур, выраженных в комплексе мер, направленных на развитие и повышение коммерческой эффективности новаторской деятельности, с привлечением механизма проектного управления в условиях четко заданных ограничений по времени, стоимости и вовлекаемым ресурсам.

Государственное регулирование инновационного предпринимательства  осуществляется  с помощью  прямых  и косвенных методов.

К числу прямых методов стимулирования инноваций можно отнести кооперацию промышленных предприятий  в  области  нововведений  и кооперацию университетов с промышленностью, что позволяет довести инновационные разработки до стадии их коммерческой реализации и заинтересовать промышленность в финансировании исследований.

В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы, целью которых является всемерное поощрение сферы научных исследований и создание благоприятных условий в социальном, экономическом и иных аспектах для ведения инновационной предпринимательской деятельности.

К косвенным инструментам государственного регулирования следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление в освобождении  от налогообложения той части прибыли предприятий, которая  была направлена на проведение перспективных инновационных разработок. Исключается та часть финансовых ресурсов научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации инновационной продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов. Доход резидентов от технико-внедренческой деятельности   в технико-внедренческих особых экономических зонах облагается по пониженной ставке налога на прибыль. Но лишь в части налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. В настоящее время во всех существующих технико-внедренческих особых экономических зонах применяется максимально низкая ставка налога на прибыль в размере 13,5%. Снижаются ставки налога на добавленную стоимость до 0% для научных и образовательных организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, имущество и землю для научно-технических организаций. Уменьшению   в течение определенного периода подлежит на сумму понесенных затрат та часть налогооблагаемой прибыли, которая получена фирмами от внедрения изобретений и новых технологий.

Инновационная деятельность в развитых странах на современном этапе характеризуется широким применением концепции проектного управления.  Сущность  проектного  подхода  заключается в представлении любого целевого изменения как проекта, направленного на достижение конкретных социально-экономических целей. Процесс этих изменений, осуществляемых по определенным правилам в рамках установленного бюджета и временных ограничений, представляет собой управление проектами. Необходимым условием применения проектного подхода является расчет и идентификация рисков. Так как инновационная предпринимательская деятельность относится к высокорискованной, возникает основание для утверждения применимости проектного подхода для осуществления данного вида деятельности.

Сложившаяся в экономике кризисная ситуация создает дополнительные препятствия для развития инновационной предпринимательской деятельности в регионе. В этих условиях инновации выступают в качестве источника, опережающего развитие и увеличение прибыльности бизнеса. Применение приемов санкционного ограничения деятельности российских предприятий побудило органы региональной власти к реализации политики импортозамещения, предполагающей проведение комплекса мер по организации производства и продвижения на национальный и зарубежный рынок импортоаналогичной отечественной продукции, которая должна превосходить замещаемую импортную продукцию по эффективности технических решений на основе новых знаний1. В марте 2015 года Губернатором области Е.С. Савченко утвержден перечень инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению, реализуемых и планируемых к реализации на территории Белгородской области на 2015–2016 годы, в который вошли около 100 инвестиционных проектов по приоритетным отраслям. Более 75 проектов реализуются в агропромышленном комплексе, и большинство из них имеют инновационную направленность2. Также Губернатором области перед региональными органами власти поставлена задача доведения доли инновационной импортозамещающей продукции в общем экономическом обороте до 20%, а в настоящее время, по словам Губернатора, объем инновационной продукции в структуре региональной экономики составляет «доли процента»3.

Неразвитость специальных финансовых механизмов поддержки инновационного предпринимательства и самостоятельных инновационных проектов препятствует увеличению инновационного потенциала области. На территории региона действует 4 фонда поддержки инновационной деятельности. Однако в процентном соотношении лишь незначительное число субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства региона сотрудничает с данными фондами (10,83%).

Введение целого комплекса экономических и политических санкций в отношении российской экономики побудило региональные органы власти к реализации политики импортозамещения, однако в регионе отсутствуют специализированные финансовые институты, призванные оказывать содействие развитию инновационного импортозамещения. Введение санкций нельзя однозначно оценивать только как негативный фактор. Принятие эмбарго российским правительством в отношении западных стран может создать дополнительные стимулы для экономической активности производителей внутри страны, особенно в высокотехнологичной отрасли. Санкционный запрет на экспорт и импорт технологий открывает широкие возможности для реализации инновационных проектов, нацеленных на создание новых технологий. Введение эмбарго и санкционные ограничения коснулись таких важнейших отраслей, как сельское хозяйство, информационные технологии. Именно эти отрасли являются приоритетными для экономики Белгородчины. Создание фонда содействия развитию инновационного импортозамещения с государственным участием призвано простимулировать дальнейшее развитие этих ключевых направлений региональной экономики с помощью предоставления дополнительных финансовых средств на расширение инновационных импортозамещающих производств.

По результатам авторского социологического исследования выявлено, что наиболее востребованными формами поддержки инновационного предпринимательства со стороны региональных органов власти являются помощь в поисках инвесторов (28,5%), помощь в поисках финансирования (22,2%). И немаловажную роль в качестве источника финансовых средств призваны сыграть средства фонда содействия развитию инновационного импортозамещения как соответствующей формы финансирования инновационной деятельности. Положительные моменты и объективная необходимость создания фонда в регионе очевидны, но для полноценного успешного завершения  проекта  необходима  заинтересованность  и активная позиция властного ресурса региона.

Данный проект носит характер «инновации развития» и позволит департаменту экономического развития области увеличить долю инновационных импортозамещающих производств в экономике региона, решить проблему недостатка  финансовых средств на этапе роста,  расширения  и  развития  инновационного бизнеса и ликвидировать трудности с поиском инвесторов для финансового обеспечения деятельности инновационных импортозамещающих производств.

Список использованных источников

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности: ФЗ от 19 июня 2007 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 31. – Ст. 3991.
2. Маковеев В.Н. Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности // Молодой ученый. – 2013. – № 4. – С. 263.
3. Импортозамещение: какие возможны сценарии? URL: publication/analytic/importozameshchenie_kakie_vozmozhny_stsenarii (дата обращения: 12.09.2016).
4. Содействие импортозамещению в области: МФО Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. URL: http://www.mb31.ru/index.php/novosti/2668-sodejstvie-importozameshcheniyu-v-oblasti (дата обращения: 14.09.2016).
5. Официальный сайт Губернатора Белгородской области: Белгородская интеллектуально-инновационная система продолжает развитие. URL: http://www.savchenko.ru/events/2051.html (дата обращения : 14.09.2016).