Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Идейно-эстетическое воздействие литературы и киноискусства на человека»

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты влияния литературы и кино на человека, его мировоззрение, поведенческие стереотипы. Кратко описаны способы манипуляции сознанием человека с помощью современных технологий. Особого внимания заслуживает тот факт, что выполняя функции контроля над восприятием и побуждением зрителя идентифицировать себя с героями фильма, кинематограф участвует в процессе формирования мотивации, типа поведения, ценностной системы личности.

Ключевые слова: человек; литература; кинематограф; сознание; манипуляция; экранизация.

В эпоху интернет технологий человеку стали доступны знания практически обо всем, но при этом стало гораздо легче манипулировать людьми и влиять на их сознание. Такое влияние носит как отрицательный, так и положительный характер. Так кино и книги учат молодых людей искать в образах воплощение идей и мыслей, неоднозначно оценивать и осмысливать героев, находить в них черты образца для собственного поведения  и действий. Поэтому одной из культурных проблем нашего времени является влияние книг и кинофильмов на человека.

Для того чтобы разобраться в проблеме необходимо отдельно рассмотреть влияние книги и кино на общество.

Сейчас понемногу возвращается интерес к чтению и все больше людей начинают увлекаться произведениями как зарубежной, так и классической литературы. При этом формат воспроизведения довольно обширен и может подойти практически любому человеку с его ритмом жизни. Многим нравится чтение именно тем, что оно позволяет человеку некоторые моменты додумывать самому и представлять их в своем воображении, будь то одежда персонажа или его окружение. В книге также большую часть занимает описание чувств и переживаний главных героев, что позволяют читателю погрузиться в произведение практически полностью.

Литература учит человека жизни тому, чего нет ни в одном учебнике. Она учит понимать, наблюдать, искать и думать. Но самое главное литература учит не повторять чужих ошибок в собственной жизни. Книги нужно читать для того чтобы обрести новые знания, найти интересные для себя идеи. Литература формирует личностные ценности и убеждения, мировоззрение и философию, принадлежащую лично каждому человеку, и это не может не сказаться на общем уровне развития многих людей. Книги вдохновляют и мотивируют множество людей на совершенствование себя и вселяют в человека уверенность для достижения новых целей в жизни. Во время чтения любой книги читатель входит в образ главного героя, переживает его страдания и радости вместе с ним, и в будущем может спроектировать свой образ [1].

Открытие же и применение новых технологий в создании и транслировании художественных образов и информации значительно совершенствуют технологии манипулирования с помощью кинематографа. Стремительное распространение Интернета приводит к увеличению доступности кинофильмов, повышению частоты просмотра кинокартин. Выполняя функции контроля над восприятием и побуждением зрителя идентифицировать себя с героями фильма, кинематограф участвует в процессе формирования мотивации, типа поведения, ценностной системы личности [2].

В зависимости от жанра кинофильма изменяется и воздействие на человека. Так при просмотре боевиков для человека важны лишь составляющие части фильма, а не картина в целом. Люди идут ради большого количества спецэффектов и громкой захватывающей музыки. Яркая цветовая гамма акцентирует внимание на внешний вид персонажей и окружение в фильме, не заставляя анализировать происходящие действия в сюжете. Внешность персонажей для зрителей должна быть максимально привлекательна, чтобы в последствие представлять себя на месте главного героя, быть похожим на него. На такие фильмы подходят для эмоционального заряда или для побега от повседневной суеты.

Если же это жанры психологического триллера или детектива, то здесь человек погружается в фильм для того чтобы анализировать события, и найти ответы на интересующие его вопросы. Обычно в таких фильмах не такая насыщенная цветовая гамма, вовсе отсутствуют спецэффекты, а смысл фильма раскрывается в диалогах между персонажами. Порой главные герои размышляют на философские темы, что непосредственно влияет на зрителя, заставляет его задуматься о смысле его жизни или правильности поступков.

Большой популярностью сейчас пользуется экранизация книг, которая является результатом взаимопроникновения и взаимовлияния киноиндустрии и литературы. Экранизация находит живой интерес у многомиллионной зрительской аудитории, благодаря которым интерес к картинам, поставленным по Шекспиру, Толстому или Достоевскому не гаснет, а наоборот возрастает [3].

Хорошая экранизация, которой предшествовало чтение книги, содействует углублению и обогащению впечатлений от литературного произведения. После просмотра кинофильма, многие начинают читать оригинал произведения в книжном варианте, и они невольно уже ориентируются на те зримые и динамичные образы, которые запечатлелись в их сознании, мысленно восстанавливают при чтении эпизоды, отдельные кадры, целые сюжетные куски из просмотренного фильма, вспоминают внешний облик героев каким он воссоздан актёрами.

Таким образом, можно сделать вывод, что воплощение книг в экранизациях является наиболее демократичным общедоступным искусством, которое обладает огромной силой идейно-эстетического воздействия на человека. Она помогает людям вновь привить любовь к чтению, повышая их уровень грамотности, культуры и духовности. А также помочь в формировании жизни и в становлении человека как личности.

Список использованных источников

1. Волкова Е.А. Трансформация чтения студенческой молодежи: автореф.дис… канд.педаг.наук. – Краснодар, 2012. – 34 с.
2. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. – 2003. – № 9. – С. 3-16.
3. Романова Н.П., Скрипкарь М.В. Молодежь и кинематограф. – Чита: ЧитГУ, 2010. –181 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1023

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке