Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Инновации в управлении персоналом современных сельских общеобразовательных школ»

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем и перспектив осуществления инновационной деятельности в сельских общеобразовательных школах. Исследуется роль директора в управлении школьным учреждением. Приведены результаты экспертного опроса, проводившегося в 2015 г. по проблемам инновационного развития системы образования в Холмецком сельском поселении Оленинского района Тверской области. Определены пути совершенствования системы управления образовательными учреждениями в сельской местности.

Ключевые слова: сельская школа, педагогические кадры, инновационное управление, экспертный опрос.

В настоящее время особое значение отводится внедрению инноваций в деятельность организаций. Инновации важны практически в каждой сфере, они являются движущей силой социального развития. Создавая и открывая что-то новое, человек развивается и совершенствуется, а вместе с ним становится лучше и среда, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность.

Особая роль в настоящее время отводится инновациям в сфере образования. Под инновациями в образовании принято понимать процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательного процесса в любом учебном заведении [5].

Особенно актуальной является проблема использования инноваций в управлении и работе педагогического персонала современных сельских общеобразовательных школ в силу своей малоизученности, с одной стороны, и своей особой роли в социально-экономическом и культурном развитии современного российского села, с другой стороны.

Следует отметить, что управленцем в сельской школе является ее директор. Деятельность руководителя школы полифункциональна по своей природе: и по функциям управления, и по двойственности положения директора (он — и руководитель школы, и, одновременно, учитель, то есть исполнитель).

Директор в сельских школах осуществляет контрольные, направляющие и организующие функции, но, в то же время, и учительский состав вносит значительный вклад в организацию работы учреждения. Отличительной чертой руководителя сельской школы является его умение чутко реагировать на каждое действие своих подчинённых, он постоянно советуется с ними, умеет прислушиваться к мнению трудового коллектива, поддерживать творческую инициативу педагогов. Поэтому, сплочённость и взаимодействие педагогического коллектива в сельской школе нередко оказывается более выраженной, чем коллектива городской школы.

Управление педагогическими работниками характеризуется наличием множества отличительных особенностей [1]:

— управление такими работниками осуществляется по определённому государственному заказу;
— яркой чертой управления является его воспитательный характер;
— управление осуществляется в сложной системе;
— в процессе управления появляется большое количество сложноуправляемых информационных потоков;
— эффективность управления в большой степени зависит от аналитических способностей и действий руководителя;
— в управленческую деятельность входит также организация и контроль учебных занятий;
— управление характеризуется наличием большого количества целей, так как много объектов управления с разными целями;
— управленческая деятельность также характеризуется полипрофессионализмом не только руководителя, но и педагогов;
— сложный процесс управления с небольшим аппаратом управленцев (в сельских школах – один директор);
— деятельность управленца должна опираться на выполнение задач педагогического коллектива.

При управлении сельским педагогическим коллективом руководитель должен сочетать в своей управленческой работе как общие традиционные методы управления, используемые во многих сферах, так и частные методы, учитывающие специфику образовательной деятельности.

Деятельность по управлению педагогическим коллективом протекает в таких условиях, где большая роль отводится осуществлению учителями самой педагогической деятельности и где его решения, учитывающие специфику образовательной сферы, становятся гарантией успешной реализации педагогами своих функций. Соответственно, руководитель должен учитывать влияние воздействия особенностей педагогической деятельности на поведение и сознание персонала школы.

Однако, исследователи отмечают, что в современных сельских школах, как правило, инновации применяются довольно редко из-за отсутствия необходимой информации, источников для получения данной информации и необходимых знаний, из-за минимально комфортных условий труда, а инновационное управление персоналом осуществляется неграмотно, либо управление вообще производится только традиционными методами.

По мнению С.В. Сидорова и М.В. Саранцевой, можно выделить следующие направления управленческой работы по инновационному развитию персонала сельской школы [3; 4]:

— взаимодействие с персоналом школы (руководитель должен изучать квалификационно-компетентностные потребности школы, обусловленные спецификой вводимых нововведений; руководитель сельской школы должен организовывать повышение профессиональной компетентности каждого члена педагогического коллектива);

— изменение схемы всего управления в сельской школе (руководитель должен провести улучшение системы управления педагогами, развить систему самоуправления, повысить управленческую активность самих педагогов, а также учеников и их родителей);

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

— осуществление работы с семьями учеников школы (руководитель должен знать условия, в которых воспитываются учащиеся сельской школы, должен совместно с родителями сформировать требования, предъявляемые к ученику, должен всячески поощрять и поддерживать инициативу родителей, при их участии в управленческой деятельности);

— руководитель должен наладить систему взаимодействия педагогов с сельской средой (должен стремиться к совершенствованию методов взаимодействия персонала школы с местной администрацией, предприятиями, осуществляющими деятельность на территории села, фельдшерско-акушерским пунктом, чтобы грамотно организовать весь трудовой процесс и помогать развиваться не только школе, но и всему селу);

— руководитель должен совершенствовать контроль, анализ и регулирование инновационной деятельности (то есть, ему необходимо создать систему внутришкольной оценки эффективности вводимых инноваций; необходимо также повысить качество оценки педагогической деятельности и при необходимости руководитель школы должен своевременно и сбалансированно по силе и направленности вносить соответствующие поправки в их деятельность);

— управленческим аппаратом сельской школы должно быть организовано информационное обеспечение инновационной деятельности (руководитель должен следить за пополнением библиотечного фонда, созданием школьного архива необходимых данных, созданием инновационного банка с необходимой информацией, а также должен обеспечить удобный доступ к требуемой информации) [6];

— управленческий аппарат сельской школы в силу своих возможностей должен развивать материально-техническую базу инновационной деятельности (необходимо постоянно обновлять учебно-наглядные пособия, при необходимости реконструировать помещения для введения инноваций, производить обновление технических средств, совершенствовать нормы технической безопасности, санитарно гигиенические условия; при этом, руководитель должен обязательно учитывать бюджетные и внебюджетные источники финансирования инновационной деятельности (а в сельской школе их большой недостаток), искать новые источники совершенствования материально-технической базы, которые будут соответствовать требованиям, продиктованным вводимым инновационным процессом) [4].

С целью анализа особенностей и проблем инновационного управления педагогическими работниками в сельских общеобразовательных школах в 2015 году нами было проведено исследование «Использование инноваций в деятельности по управлению педагогическими кадрами школ Холмецкого сельского поселения Оленинского района Тверской области». Исследование проводилось с использованием метода экспертного интервьюирования, было опрошено 11 экспертов.

Респондентам были заданы вопросы о сущности инновационного управления, о содержании необходимых для сельской системы образования инноваций, о существующих в настоящее время препятствиях для осуществления инновационного процесса. Исследование показало, что абсолютное большинство респондентов считает содержанием инновационного управления введение электронного документооборота и новых образовательных программ в рабочую практику педагогов (так ответило 9 человек). Важно отметить то, что эксперт, занимающий должность начальника Управления образования Оленинского района считает, что «…надо уменьшить документооборот, который в последние годы только постоянно растет. Постоянные отчеты и мониторинги не приносят желаемого результата для сельской школы, где не только учитель, но и директор знает каждого ученика с рождения и «мониторить» его на предмет социальной адаптации нет смысла. А у нас мониторинг был прислан на четырнадцати страницах на каждого ребенка». В то же время один из директоров школ указал, что «…вообще нужно поменьше бумажных носителей, раз везде компьютеризация происходит». В качестве необходимых условий для внедрения инноваций в систему сельского образования 4 человека назвали обеспечение достаточного финансирования и доступа к интернету, так как это является существенной проблемой на селе. Так, по словам одного из директоров школ, «…у нас даже на всю школу лишь один компьютер подключен к интернету!». Еще 2 человека указали на такую проблему в современной системе сельского образования как недостаток в молодых кадрах.

В качестве основных причин своего положительного отношения к инновациям в деятельности сельских школ опрошенные назвали: «возможность идти в ногу со временем» (6 человек), «введение инноваций в образовательную практику помогает развиваться ученикам, поддерживать их интерес к учёбе» (2 человека). Недостатками сельской системы образования эксперты считают: неграмотный подбор инновационных программ и неэффективное осуществление работы по их внедрению (4 эксперта). Они отметили, что «поступают приказы о введении и использовании необходимых нововведений, а обучения или консультирования по данной работе не проводится должного, или вообще его нет».

Экспертам так же был задан вопрос: «Каким образом, на Ваш взгляд, изменилась система управления педагогическими работниками в сельской местности в последнее время?». Абсолютное большинство респондентов (9 человек) ответило, что существенных изменений в системе образования не наблюдается. Один эксперт, работающий директором школы уже в течение 17 лет, указал: «Жизнь не стоит на месте, приходится успевать, перестраиваться; с нас требуют, и мы должны требовать, иначе всё придётся делать самому (как это происходит со мной, я требовать совершенно не умею). В нашем коллективе есть взаимопонимание, без этого нельзя работать». Результаты интервью по данному вопросу свидетельствуют, что даже в условиях внедрения изменений в функционирование школы (введении новых образовательных программ, электронного документооборота) активному инновационному развитию «мешает» традиционный «уклад жизни школы».

В процессе исследования также выяснилось мнение 10 из 11 опрошенных экспертов о том, что школы в сельской местности подвержены многим угрозам: «с каждым годом количество учащихся сокращается, а с такой ситуацией школы в нашей местности смогут и функционировать лишь лет 10 не больше», «учителям замены нет и учеников с каждым годом всё меньше», «нет жилья, нет перспективы, т.к. сокращается сельское население, значит, численность школьников тоже сокращается. Самое главное – это развивать село, тогда и проблем особых не будет». Большинство экспертов (8 человек) указали на необходимость развития села, в целом, для того, чтобы школы пополнялись кадрами, чтобы в них направлялись средства финансирования и чтобы был приток учеников (в том числе, например, необходимо осуществлять их подвоз к школам). Методист Управления образования Оленинского района указал: «А если не будет школы – не будет села! В настоящее время необходимо срочно применять меры по решению такой проблемы. Для этого нужно развивать село, привлекать молодых людей, строить жилье, какие-либо предприятия, чтобы работа была. Конечно, это займет много сил и средств, но государство и все мы не должны допустить, чтоб погибли села и деревни». По мнению опрошенных экспертов, если не будет осуществляться деятельность по поддержанию сельских школ, сельских педагогов, то постепенно школы начнут закрываться. Кроме того, уделять внимание необходимо не только поддержке и развитию собственно школ, но и всего села, в целом. Причем, поддержка должна осуществляться со стороны государства. Только в таком случае школы смогут работать, в школы пойдут новые педагоги, будут приезжать новые семьи, а коренные жители будут оставаться здесь жить. Таким образом, мы видим, что в ходе нашего исследования раскрылось много проблем, требующих более глубокого и тщательного анализа, нуждающихся в особом внимании со стороны государства и в как можно более быстром своем решении.

Важную рекомендацию по развитию образовательной системы Холмецкого сельского поселения дал начальник Управления образования: «Хорошо бы для сельских школ ввести сетевое взаимодействие. Например, одну школу оснастить как базу для проведения предметов естественно-научного цикла, другую как физкультурно-эстетическую и т.д. (в зависимости от кадров и направленности работы школы). Далее на базе своей школы для учеников проводились бы основные занятия, а в другие школы ученики выезжали бы на проведение различных совместных занятий лабораторных, практических и т.д.) и соревнований. Лучше было бы, если в таких мероприятиях принимали участие дети из 3-х-4-х близлежащих школ (это дало бы много положительных моментов – соревновательный дух, общение со сверстниками и т.д.)» [2]. Данную рекомендацию можно использовать при разработке программы по инновационному управлению кадрами школ Холмецкого поселения, так как данные мероприятия позволят изменить профессиональный подход педагогов к своей работе, а также сделать учебные занятия намного интереснее и плодотворнее.

Таким образом, если руководители и преподаватели в сельской местности будут обеспечены всей необходимой информацией об инновациях, если им будут предоставлены, по возможности, все необходимые условия для деятельности, если их деятельность будет поощряться, если руководитель будет выстраивать грамотную и слаженную систему управления педагогическими работниками с учётом всех ее особенностей на селе, а сами педагоги постоянно будут участвовать в управлении (самоуправлении), тогда все вместе они будут постоянно осведомлены об особенностях тех новшеств, которые могут их заинтересовать, и сами включатся в инновационный процесс в школе. А создание специальных групп, проведение семинаров позволит и руководителю, и всем участникам следить за ходом инновационной деятельности, контролировать осуществление и введение отдельных инноваций и оценивать их эффективность. Всё это позволит развиваться педагогам, ученикам, школе и селу, в целом, так как в сельской местности школа – это культурный центр, своеобразное «сердце», которое «держит всех на плаву».

Список использованных источников

1. Мартынова О.А. Особенности управления образовательным процессом [Электронный ресурс] / Аспект: научно-издательский центр. URL: http://na-journal.ru/4-2012-gumanitarnye-nauki/143-osobennosti vlijanijasocialno-psihologicheskogo-klimata-v-pedagogicheskom-kollektive-naorganizaciju-obrazovatelnogo-processa (дата обращения: 9.03.2015).
2. Раевская К.С. Инновации в управлении педагогическими работниками сельских школ (на примере школ Холмецкого сельского поселения Оленинского района Тверской области): дипломная работа по направлению «Управление персоналом». Тверь: Тверск. гос. тех. ун-т, 2015. 127 с.
3. Саранцева М.В. Управление процессом совершенствования профессионального мастерства педагогов системы общего образования на муниципальном уровне [Электронный ресурс] / Киберленинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-protsessom-sovershenstvovaniyaobschego-obrazovaniya-na-munitsipalnom (дата обращения: 14.04.2015).
4. Сидоров С.В. Обеспечение устойчивого развития на основе инноваций в управлении сельской средней школой [Электронный ресурс] // RELGA: электронный научно-культурологический журнал. – 2010. – № 10. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=2677&level1=main&level2=articles (дата обращения: 8.02.2015).
5. Сидоров С.В. Инновационные процессы и научно-педагогические исследования в современной сельской школе [Электронный ресурс] // RELGA: электронный научно-культурологический журнал. – 2010. – № 9. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w… (дата обращения: 17.04.2015).
6. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под общ. ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. − 576 с.