Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Инновационный потенциал и инновационная активность российского бизнеса»

Аннотация: Статья посвящена анализу экономических категорий «инновационная активность» и «инновационный потенциал». Проведена оценка инновационной активности российского бизнеса.

Ключевые слова: инновации, экономический рост, инновационная активность, инновационный потенциал.

Динамика развития инновационных процессов, протекающих в стране, является определяющим показателем экономического положения предприятий, области, способности хозяйствующих субъектов к рыночным преобразованиям путем создания и внедрения (практического использования) новой техники, новейших технологических процессов, новой продукции и сырья, современных методов организации производства и его материально-технического обеспечения.

В условиях экономической нестабильности, санкционной политике, современный российский бизнес вынужден искать новые пути к экономическому росту. Основополагающим фактором эффективного функционирования является создание конкурентоспособной продукции, которая будет удовлетворять потребностям российских и зарубежных потребителей. Для этого необходимо применение новых инновационных методов в технологическом, производственном, маркетинговом, управленческом процессах, направленных на развитие инновационного потенциала предприятия [1, c. 40].

По мнению Кравченко С.И. инновационный потенциал – это способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.).

С другой стороны, инновационный потенциал определяется совокупностью технологических, научно-технических, инфраструктурных, финансовых, социокультурных, правовых и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций.

Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Инновационная активность предприятия – характеристика динамизма инновационной деятельности производства, оцениваемая по скорости и объемам создания, продвижения на рынок и использования инноваций в хозяйственной деятельности. Инновационная активность отражает интенсивность использования инновационного потенциала.

Таким образом, инновационная активность показывает степень интенсивности инновационной деятельности и способность реализовать инновационный потенциал, а инновационная восприимчивость характеризует способность системы к освоению различных новшеств и отражает степень адаптации системы к запросам потребителей [3, c. 88-90].

Согласно исследованиям, проводимым совместно Корнельским университетом, школой бизнеса INSEAD, а также Всемирной организацией интеллектуальной собственности с целью оценки инновационного потенциала стран мира, Российская Федерация по глобальному инновационному индексу находится на 48 месте среди 141 исследуемой страны. Показатель инновационной активности составляет 39,32, что превышает среднесписочное значение по рейтингу [2, c. 217]. Данный индекс рассчитывается на основе учета уровня эффективности инновационной деятельности, характеризующийся соотношением инвестиций в инновации результатов от них.

В российской практике для измерения уровня инновационной деятельности широко используется понятие «инновационной активности организаций», которая ежегодно измеряется и оценивается Федеральной службой государственной статистики. Данный показатель отражает удельный вес российских предприятий, осуществляющих инновации (технологические, организационные, маркетинговые) в их общем числе за отчетный период. В таблице 1 представлены основные показатели инновационной деятельности российского бизнеса в 2013- 2015 гг. [4].

Таблица 1. Основные показатели инновационной деятельности российского бизнеса в 2013- 2015 гг.

Показатель инновационной активности российского бизнеса за последние три года снизился на 0,6% от общего числа предприятий. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций с 2013 г. имеет тенденцию к сокращения. Подоб-
ная тенденция может быть вызвана сокращением спроса на данный вид деятельности в современных условиях – организационные и маркетинговые инновации оказывают косвенное воздействие на результаты финансово-хозяйственной деятельности. Однако объем произведенных товаров, работ и услуг от российского инновационного бизнеса увеличился.

Проведенный анализ свидетельствует о недостаточно высоком уровне инновационной активности при наличии инновационного потенциала в Российской Федерации и негативных тенденциях динамики показателя, что можно объяснить как внешними факторами (политическая и экономическая нестабильность), так и внутренними (замедление темпов роста научно- исследовательских разработок, отказ предприятий от инновационного производства и т.д.).

Таким образом, рассматривая инновационный потенциал российского бизнеса, как комплекс взаимосвязанных и взаиобуславливающих составляющих, следует оценить проблемы и организовать по-иск их решений системно. Для этого целесообразно разделить всю совокупность существующих проблем на 4 категории в соответствии с видом осуществляемых инноваций (технологические, маркетинговые, организационные, экологические), а также выделить группу факторов, оказывающих сдерживающее воздействие на расширение инновационного потенциала и развитие инновационной деятельности независимо от вида осуществляемых инноваций. Это поможет оптимизировать процессы поиска решений и формулировки рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности.

Достижение роста эффективности функционирования экономической системы, в качестве конечной цели реализации инновационной потенциала, возможно при комплексном подходе к решению проблем инновационного потенциала страны.

Список использованных источников

1. Барбашова, С.А. Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей стран БРИКС и «Большой семерки» в условиях рыночной нестабильности // С.А. Барбашова, К.С. Уварова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2016. № 1 (17). С. 38-47.
2. Бондаренко, В.В. Управление инновационным потенциалом и факторы, способствующие его активизации: корпоративный аспект // В.В. Бондаренко, К.С. Уварова // В сборнике: Управление ре-формированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов сборник науч-ных трудов VII Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, преподавателей и практиков. 2016. С. 217-219.
3. Тихонов, С.В. Инновации, инновационная деятельность, инновационный потенциал: обзор литературных источников // С.В. Тихонов // В сборнике: Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народно-хозяйственных комплексовсборник статей VIII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 87-92.
4. Уварова К.С. Методы поддержки малого предпринимательства на примере Пензенской об-ласти // К.С. Уварова, Р.А. Таишев // В сборнике: Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, преподавателей и практиков. 2016. С. 220-222.
5. Официальный сайт государственной статистики // http://www.gks.ru/

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1782

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке