Ключевые слова: институциональная среда; железнодорожный транспорт; стратегия; региональная политика; государственно-частное партнерство.

В настоящее время железнодорожному транспорту России уделяется достаточно большое внимание. Прежде всего, это связано с возрастающей ролью транснациональных перевозок. Некоторые соседние государства, например Китай, видят и для себя серьезные перспективы в развитии российских железных дорог. Поэтому становится очевидным необходимость модернизации уже существующих дорог, строительстве новых, повышении скорости движения поездов, и как следствие пропускной способности.

Институциональная среда, как регулятор взаимоотношений между субъектами экономики должна стать рычагом для реализации амбициозных стратегических планов правительства и холдинга «Российские железные дороги».

Ввиду того, что институциональная среда – это своего рода правила поведения компании в отрасли и в регионе расположения, это фундамент на котором основываются все партнерские и конкурентные отношения между организациями, важным звеном является региональная политика.

ОАО «РЖД» – огромная компания, инфраструктура которой располагается в большинстве регионов России (только в 7 субъектах отсутствует железнодорожное сообщение), каждый регион из которых имеет свои индивидуальные особенности (полезные ископаемые, ландшафт, климат, площадь, геополитическое расположение), поэтому очень важно выстраивать отношения с каждым субъектом индивидуально, с учетом всех тонкостей.

Региональные власти в настоящее время наиболее заинтересованы в совместной работе. При участии холдинга разрабатывают территориальные стратегии развития экономики региона.

Ярким примером здесь является, проект государственно-частного партнерства при строительстве Северного Широтного хода. По прогнозам реализация данного проекта позволит увеличить транспортную доступность районов нефтедобычи, будут созданы новые рабочие места, как следствие грузопоток будет перенаправлен по северному маршруту, частично разгрузив южный. Реализация данного проекта откроет еще большие перспективы: привлечение инвесторов, развитие арктического пояса, обеспечит выход к северным портам. Все это приведет к развитию северных регионов страны, трудовой миграции населения.

Еще один пример, не менее часто обсуждаемый проект ВСМ «Москва – Казань». Данный проект призван стать не только скоростным участком пути, «сокращающем расстояние» между городами, но также он даст новое дыхание регионам, на территории которых будет реализован. Не случайно макет прокладки маршрута имел несколько вариантов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Вместе с реализацией таких крупных проектов, будет меняться и институциональная среда. Одним из примеров такого изменения является государственно-частное партнерство.

Это связано с тем, что государство и компания не в силах средствами лишь бюджета проложить всю необходимую инфраструктуру, возвести сооружения и здания. Здесь необходима помощь частного капитала. Поэтому в последние годы очень активно разрабатывалась нормативно-правовая база, издан федеральный закон «О государственночастном партнерстве…». В ходе реализации подобных проектов предполагается апробация механизма взаимодействия частного бизнеса и региональных властей, для дальнейшей его корректировки.

Также существенные изменения должны произойти в системе привлечения инвесторов, в системе заключения контрактных соглашений, в законодательстве.

Следует задуматься над снижением забюрокраченности этапов принятия проектов к реализации. Большинство из них слишком долго находятся на рассмотрении, проект может годами лежать на полке, прежде чем будет получено положительное заключение. Конечно же, это существенно отразится на стоимости такого проекта.

Таким образом, хочется сделать вывод, что проблема острой необходимости развития железнодорожного транспорта в России давно всем очевидна, более того разработано множество планов и стратегий, в некоторых уже пройдена стадия проектных обоснований потому необходимо переходить непосредственно к самой реализации.

Вместе с тем, правительство и сама компания должны в первую очередь начать работу над улучшением институциональной среды «РЖД» подготовкой механизмов по созданию максимально благоприятных условий способствующих реализации стратегий.