Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестирование, инфраструктура.

В 2003 г. в России на высоком правительственном уровне впервые было упомянуто словосочетание государственно-частное партнерство. За 5 лет этот термин стал в России синонимом волшебной палочки, решающей все проблемы социально — экономического развития во всех сферах общества и экономики, стоит только ей взмахнуть, то есть создать минимальные необходимые условия [2, с.307]. Действительно, государством было инициировано принятие законодательных актов в поддержку деятельности частного бизнеса прежде исключительно государственных сферах, на федеральном и региональном уровне создан ряд институтов развития, предназначенных для экономического стимулирования частного бизнеса.

На наш взгляд, очень важно сформулировать, что же такое проект ГЧП. Для Центра ГЧП эти термины имеют операционное значение, очерчивают конкретную сферу деятельности. ГЧП — это привлечение на контрактной основе частного сектора для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к публичному сектору, в ситуации бюджетных, финансовых, мотивационных, компетентностных ограничений, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций сторонами [4, с.120]. ГЧП является альтернативой прямому бюджетному финансированию капитальных вложений при дефиците и профиците бюджета [1, с.78]. При этом оно использует свой весьма специфический и ценный ресурс — способность в рамках правовой системы и политической стабильности создать «коридор будущего», формирующий определенность для инвестора и возвратность частных капиталовложений [6, с.275].

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Концессионное соглашение — этот ГЧП-инструмент, который можно определить как некую договорную форму предоставления инвестору права на хозяйственное использование государственной или муниципальной собственности, при этом инвестор должен уплачивать государству определенную договором концессионную плату.

Life Cycle Contracts (LCC) — Это долгосрочные контракты или контракты жизненного цикла, заключаемые в целях реализации инфраструктурных проектов, имеющих государственное или муниципальное значение. Срок LCC контрактов равен нормативному сроку эксплуатации инфраструктурного объекта в соответствии с техническими требованиями (СНИПами) [7, с.13].

Федеральные целевые программы (ФЦП) и федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП) — основная часть бюджетных инвестиций осуществляется посредством ФАИП и ФЦП.

Инфраструктурные облигации — реализация ГЧП-проектов с использованием инструмента инфраструктурных облигаций является весьма перспективным направлением. Однако механизмы при-влечения инвестиций путем эмиссии инфраструктурных облигаций в настоящий момент находятся в стадии разработки полноценной схемы реализации в рамках соответствующих пилотных проектов ГЧП.

К основным инструментам взаимодействия государства и бизнеса следует отнести следующие:

1. Обеспечение баланса интересов государства и бизнеса на взаимовыгодной основе. В наибольшей степени интересы государства и бизнеса совпадают в развитии высокоэффективных сек-торов промышленности, обеспечивающих формированием новых рынков конкурентоспособной высококачественной наукоемкой продукции, а также в обеспечение конкурентных преимуществ отечественного товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках [10, с. 48].

2. Привлечение бизнеса к формированию требований для проведения прикладных научных исследований и разработок, полноправное участие в процессах коммерциализации их результатов, начиная с самых ранних стадий разработки научной продукции, непосредственное участие в подготовке и реализации крупных инновационных проектов.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

3. Совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности, в том числе за счет развития современных финансовых инструментов и механизмов для привлечения в высоко-технологичную сферу экономики внебюджетных инвестиций. И в первую очередь – это развитие системы венчурного инвестирования.

4. Развитие малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере, создание и развитие специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг, в том числе на базе частного сектора, активное участие малых инновационных структур в реализации механизмов частно — государственного партнерства.

5. Обеспечение возможности участия бизнеса в разработке технологической и образовательной государственной политики. В частности, предлагается создать общероссийские, отраслевые и региональные советы работодателей по технологической политике.

Таким образом, государственно-частное партнерство является основным инструментом достижения устойчивого экономического роста страны. В настоящее время можно говорить лишь о начале формирования практики его применения. Однако уже сейчас становится ясным, что реализовать глобальные инфраструктурные проекты силами исключительно государства либо частного бизнеса невозможно. Проведение мудрой сбалансированной инвестиционной политики с использованием сильных сторон государственного и частного секторов, возможно, позволит достичь оптимальных результатов высокого качества.

Список использованных источников

1. Ивлева Н.В., Комаревцева О.О. Статистический анализ прогнозирования динамики инвести-ций в экономику России // НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИИ, ИНТЕГРАЦИЯ И РАЗВИТИЕ Мате-риалы Международной научно-практической конференции: В 2 частях. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ; Ответственный редактор Искужин Т.С. 2014. С. 77-86.
2. Ивлева Н.В., Комаревцева О.О. Применение имитационного моделирования в процессе управления финансово-инвестиционными ресурсами муниципального образования // Вестник Белго-родского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 3 (51). С. 303-310.
3. Комаревцева О.О. Управление изменениями в дорожном строительстве города на основе сравнительного анализа // Juvenis scientia. 2016. № 1. С. 52-56.
4. Матвеева Е.В. Модернизация государственного управления: зарубежный опыт // Вестник гос-ударственного и муниципального управления. 2015. Т. 4. № 4. С. 119-124.
5. Печенкина В.В., Комаревцева О.О. Улучшение инвестиционного климата и повышение инве-стиционной привлекательности региона // Вестник государственного и муниципального управления. 2013. № 1. С. 102-106.
6. Тычинская И.А., Астафичева Е.Ю., Комаревцева О.О., Федотов А.И. Формирование методики оценки реализации целевых программ муниципального образования как эффективного инструмента территориального маркетинга // Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 11 (286). С. 61-70.
7. Федотов А.И. Анализ показателей бюджетного процесса муниципальных образований Орлов-ской области//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 275.
8. Bishop J. (ed.) The Economics of Ecosystems and Biodiversity in Business and Enterprise. London-New York: Earthscan, 2011. С. 13.
9. Drovnikova O.N., Komarevtseva O.O. Berichtigung wirtschaftsraum durch change-management // V МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАУЧНЫЙ ДИСПУТ: ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» Сборник тезисов научных работ. Финансово-экономический научный совет. 2016. С. 56-59.
10. Komarevtseva O.O. Economic rationality areas: a mandatory requirement in the conditions of nega-tive changes // Living Economics: Yesterday, Today,Tomorrow The International Scientific and Practical Web-Congress of Economists and Jurists. ISAE «Consilium». 2016. С. 47-52.