Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Исламский фактор в современной мировой политике»

Аннотация. В данной статье рассмотрено влияние исламского фактора на мировую политику. Исламский мир представлен в географическом религиозно-культурном и политическом аспектах. Определены сильные и слабые стороны исламской уммы.

Ключевые слова: идеологический фактор; исламизм; исламский мир; мировая политика; мусульмане; умма; экономический фактор.

На протяжении последних десятилетий мы можем наблюдать существенную активизацию исламского мира в разных его проявлениях: политическом экономическом, религиозно-культурном и военном. Ислам все чаще проникает во все сферы жизни различных государств, усиливая тем самым свои позиции на международной арене. Мусульманская религия становится значительным и эффективным инструментом в достижении собственных интересов некоторых политических сил. Необходимо подробно изучить эти новые постоянно усиливающиеся тенденции для адекватного понимания и тщательного анализа происходящих в мире политических, социально-экономических, и культурных процессов.

Исламский мир можно представить в трех составляющих: религиозно-культурная составляющая, географическая и политическая.

С точки зрения географии проживания мусульман можно выделить следующий регион их компактного проживания: это обширная территория, протянувшаяся непрерывной полосой от Западной Африки до Юго-Восточной Азии, включая Европу вместе с Россией, Кавказ, Центральную Азию, Индию, Китай, Индонезию.

Центр зарождения мусульманской религии – Мекка и Медина (территория современного Королевства Саудовской Аравии). Здесь сформировались культурные, политические и экономические особенности, позволяющие говорить об исламе как о самостоятельной цивилизации со всеми присущими ей атрибутами. После религия распространилась на запад в сторону северной Африки, достигла Марокко и проникла в Испанию, а также распространилась в Сирию, Ирак на территорию современного Ирана и дальше в среднею Азию. На этих территориях сложились традиции арабо-мусульманской, ираномусульманской и тюрко-мусульманской государственности, и именно здесь получил распространение арабский язык, выступающий в роли языка религиозного, регионального и международного общения. Вместе с тем исламскому Востоку (так принято называть этот регион) присущи современные конфликты, которые негативным образом сказываются на международную стабильность: палестино-израильский, ливийский конфликт, сирийский, пакистанско-индийский, афганский, иракский, суданский.

Как религиозно-культурный аспект мусульманский мир представляет собой сообщество единоверцев, расположенных по все миру и не привязанных к какому-то одному государству и связанных общими религиозными и культурными ценностями, образом жизни. Такое сообщество называется одним словом – умма.

В настоящее время население планеты достигло более 7 млрд человек. Из них 1,57 – 1,7 млрд – мусульмане [1]. Это самая быстро растущая религия в мире. Огромную мобилизующую силу умме и исламу в целом придает тот факт, что данная религия не признает различия по национальным или этническим признакам. Концепция уммы предполагает отсутствие границ и готовность помочь мусульманам в любом уголке мира.

Ислам сегодня укрепляет свои позиции как религия и как цивилизация во внутриполитической делах, государственных структурах, социальной сфере мусульманских государств. Кроме того, исламское сообщество усиливается в мировой политике и идеологии. Это происходит по различным основаниям.

Во-первых, это демографический фактор. Темпы роста мусульман в конце XX начале XXI веков по данным статистики составляют 2,1% в год, а христиан – 1,3% [2]. Это можно объяснить большой ролью коранических традиций, способствующие постоянному усилению устойчивости исламской уммы на основе традиционных репродуктивных установок, которые не особо зависят от технического потенциала. Традиции многоженства, замужества вдов c братьями мужа, многодетность, занятость женщин в основном в домашнем хозяйстве, а также воспитание детей. Например, по данным Мирового банка, в сравнении с 1980 годом население Турции в 2004 году увеличилось с 45 до 70 млн человек, Ирана – с 40 до 65 млн, Пакистана – с 82 до 159 млн, Йемена – с 8,5 до 29 млн, Саудовской Аравии – с 9,4 до 25,8 [3]. Так же растет население и в странах Средней Азии. В Европе наблюдается активный рост мусульманского населения. На сегодняшний день здесь проживают около 14 млн. мусульман. Так, например, во Франции мусульман сегодня насчитывается порядка 5 млн (в основном иммигранты из стран Магриба), а в Германии до 3 млн. (большинство курды или турки) [4]. Учитывая сегодняшнее положение дел на Ближнем Востоке эта тенденция сохранится. Кроме снижения смертности и повышения рождаемости немаловажную роль в увеличении числа мусульман в мире играет миссионерская деятельность – прозелитизм. Пропаганда ислама во внешней политике мусульманских стран сказывается на активизации финансовой и иной поддержке мусульманских общин в немусульманских странах. Такой внешнеполитический подход приводит к втягиванию мусульманских государств в различные локальные конфликты, например, в Афганистане.

Религия в мусульманских странах играет более весомую роль в общественной жизни, нежели другие общественные структуры и политические партии. Мечеть по-прежнему остается одним из главных инструментов по влиянию на общественное мироощущение, именно здесь формируются взгляды прихожан на международные проблемы, а также на взаимодействия между властью и народом.

Экономический фактор играет значительную роль в усилении исламского фактора на мировую политику. Как мы знаем более 2/3 мирового запаса углеводородных ресурсов сосредоточенны в мусульманских районах. В силу того, что современный мир не может обойтись без нефти и газа, а также не заботой ведущих потребителей и производителей об экологии планеты, роль исламских государств в мировой экономике будет расти. Экономика Индонезии, Турции и Саудовской Аравии уже входят в число 20-и лучших экономик мира [5]. Мусульманским странам-экспортерам углеводородов удается не только создавать значительный экономический потенциал путем валютных накоплений, но и инвестировать свой капитал в западные банки и фирмы что позволяет им еще больше увеличивать свои доходы, которые они в свою очередь перенаправляют на реформирование своих традиционных энергозависимых экономик. В деле нефтедобычи эти страны активно внедряют новые технологии и технику.

Расширяется и финансовая мощь мусульманских стран. Так в открытый в 2009 году небоскреб в Дубай являет собой символ могущества нефтеэкспортеров. Кроме того, во время кризиса хорошо показали себя исламские банки, деятельность которых основана на постулатах ислама. В качестве примера можно привести Исламский банк развития, который уже предоставил почти 50 миллиардов долларов кредитов [6].

Как было сказано раннее большая часть инвестиций мусульманских нефтедобытчиков вкладывается в экономику западных государств, усиливая тем самым взаимозависимость Запада и мусульманского Востока в экономическом и политическом плане.

Также мусульманские государства пытаются как можно скорее освоить внедрить последние научно-технические достижения, особенно в военную индустрию. В короткие сроки формируются собственные научно-технические кадры, которые в ближайшем будущем смогут самостоятельно проводить научно-исследовательские проекты по различным областям. Национальная промышленная база также развивается довольно быстро, используя как раз новейшие технологии.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Не стоит на месте и развитие военно-промышленного потенциала. Некоторые из исламских государств обладают ракетным оружием. Активно пытаются получить различные виды оружия массового поражения. Так Пакистан с недавних пор входит в так называемый «Ядерный клуб» – условное название группы государств обладающие ядерным оружием.

Говоря о сильной стороне исламского мира можно отнести то обстоятельство, что он практически не восприимчив к западным культурным, морально-этическим и политическим ценностям. При чем агрессивные попытки запада навязывать свою либеральнодемократическую модель приводит к тому что, влияние ислама на широкие массы населения усиливается.

Идеологический фактор в исламском мире играет практически определяющую роль. По причине разочарования социализмом и негативного отношения подавляющей части населения к капитализму как к корыстной бездуховной общественно-политической модели развития, которая к тому же ассоциируется с колониальным прошлым, ислам считается многими его последователями как лучшая идеология, и образ жизни.

К сожалению, наряду с расширением влияния исламской идеологии распространяется и радикальный ислам. Подъем исламизма может быть обусловлен следующими факторами:, во-первых, это потеря идеологических ориентиров, так как часть населения престала верить в идеи национализма, а также отсутствием во многих исламских странах значимых политических сил демократической ориентации; во вторых можно отметить неудачи в проведении экономических реформ как социалистических либерально-буржуазных, что усилило социальную поляризацию в мусульманских странах; следующим фактором можно назвать последствия активного если не сказать агрессивного вмешательства во внутренние дела мусульманских стран с целью внедрения в исламскую среду либеральнодемократических ценностей и как следствие отрицательное отношение широких масс населения на подобного рода интервенциям.

В итоге экстремистам удалось влиться в обширную часть мусульманского общества, а в последствии завладеть заметным влиянием практически во всех исламских государствах.

На международной арене исламские государства так же начинают игра все более активную роль. В ООН четверть государств являются мусульманскими. Так же мусульманскими странами создана межправительственная организация «Организация Исламского сотрудничества» куда входит 57 государств, представляющие собой значимую силу в международных отношениях. Это крупнейшая после ООН организация. Помимо этого, объединения существует и другая исламская организация – Лига Арабских Государств (ЛАГ). В состав этого межгосударственного политического объединения входят 22 арабские или близкие к арабскому миру государства. Примечательно то, что организация сосредоточила в себе некоторые монархии, являющиеся одними из самых стабильных государств и государства с республиканской формой правления не редко раздираемые серьезными политическими противоречиями. Также если говорить о серьезных игроках в череде мусульманских государств, то можно выделить Турцию, Иран и Саудовскую Аравию, которые на Ближнем Востоке играют одну из ключевых ролей в расстановке сил в регионе. Несмотря на политическую разношерстность государств и противоречия в идейных взглядах и подходах к решению различных проблем современности, правительства исламских стран пытаются активизировать роль исламского мира на международной арене, поднять его престиж и обеспечить мусульманской умме достойное место в мире.

Однако исламский мир кроме видимых сильных сторон обладает и слабыми, сдерживающие усиление исламского фактора на современную мировую политику. Кроме исламского экстремизма, о котором речь шла выше можно отметить и ряд других немаловажных моментов ослабляющие исламское сообщество.

Основной проблемой исламского мира можно назвать религиозную разнородность. Расхождения касаются Сунны, состоящей из Хадисов, которые как раз и являются яблоком раздора у мусульман. Так различные течения признают одни Хадисы, но не признают другие.

В итоге в исламе сформировалось три основных течения: сунниты, являющиеся большинством в исламской умме, шииты, насчитывающие 10% от всех мусульман и хариджиты – самое малочисленное направление. Более того у каждой ветви существует свои различные секты и направления. Многие из этих сект и течений не признают друг друга истинными, правоверными мусульманами. Это как мы знаем серьезно раскалывает умму и подрывает ее авторитет.

Исламский мир представляет собой политически разнородную среду. В зависимости от исторических особенностей, исламские государства могут быть монархическими (Саудовская Аравия, Иордания), республиканскими (Тунис, Египет, Турция), эмиратскими и султанатскими (ОАЭ, Султанат Бахрейн). В некоторых странах как Иран и Пакистан укрепилась теократическая форма правления, где законодательство основывается на нормах шариата.

Ослабляет исламский мир и борьба за лидерство. Самым ярким примером может выступить противостояние Ирана с Саудовской Аравией, кроме ярко выраженного религиозного конфликта между этими страна выступает и борьба за гегемонию на Ближнем Востоке.

Несмотря на очевидные успехи отдельных стран в экономическом плане общая ситуация в социально экономическом плане оставляет желать лучшее рост населения во многих мусульманских странах опережает рост ВВП, что негативно сказывается на экономике этих стран.

Исламский мир хоть и делает ощутимые шаги в достижении собственных научнотехнических достижениях все еще сильно отстает от ведущих стран запада, а посему и зависит от них. Сказывается и довольно низкий процент образованного населения в мусульманских странах.

Для мусульманских стран как мы видим, характерно отсутствие единства. Исламский мир в экономическом плане поделен на богатое меньшинство нефтедобывающих стран и бедное большинство остальных стран. В религиозном отношение мусульмане разделены между большинством суннитов и меньшинством шиитов и хариджитов. Можно признать, что исламский мир остается неустойчив фактически переживающий большие трудности в развитии и остается поляризованным.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В целом роль исламского фактора в мировой политике продолжает возрастать и следует отметить что потенциал исламской уммы очень велик, хотя на пути его существует множество преград. Очень важно не допустить решения проблем в исламе (исламский терроризм) в противостояние между религиями, а тем более в открытый конфликт между государствами и народами.

Список использованных источников

1. The Global Religious Landscape. A Report on the Size and Distribution of the World’s Major Religious Groups as of 2010. // Pew Research Center. D.C., 2012. P. 21.
2. Восток и политика. Политические системы, политические культуры, политические процессы. – М.: Аспект Пресс, 2011.
3. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. – М.: ИБВ, 2005.
4. Деминцева Е.Б. Ислам в Европе и в России: сб. ст. – М.: Изд. дом Марджани, 2009.
5. The World Bank. Gross domestic product, nominal. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://databank.worldbank.org/data/download/GDP.pdf.
6. ОИС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oic-oci.org. (Дата об- ращения: 05.05.2017).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1387

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке