Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования краеведческих и школьных музеев при организации исследовательской работы обучающихся в Старооскольском городском округе.
Ключевые слова: Музейный предмет и музейные коллекции, информационные возможности краеведческого музея, специфика школьного музея.
Одной из важнейших составляющих современного образовательного процесса является организация научно-исследовательской работы учащихся с целью формирования образованной, гармонически развитой, творческой личности.
Под исследовательской деятельностью обучающихся понимают такую форму организации воспитательно-образовательного процесса, которая предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.
При организации исследовательской работы педагог выявляет область интересов учащегося, знакомит его с методиками исследования, помогает разработать план исследования, его структуру, определить цель, предмет, объект исследования, сформулировать проблему (гипотезу) исследования, а также определить необходимый круг источников. Именно на этом этапе, наряду с другими возможностями можно с успехом использовать информационный потенциал музея.
Музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, музейная педагогика используется в сфере дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме – «символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного» [1].
Любой музей обладает большим научным потенциалом, производя отбор предметов и документируя явления, наиболее значимые для человека и общества. Музейный предмет обладает особыми свойствами – он носитель социально-значимой информации, способный вызывать правильные эмоции, чувство сопричастности, развивает ассоциативное мышление.
Продолжая оставаться местом хранения коллекций, реликвий и раритетов, музей становится не только местом культурно-образовательной деятельности, но и базой для научных исследований, изучения и сохранения культурно-исторических традиций и ценностей. Музей любого профиля обладает базой для научных исследований, но особое место занимают краеведческие и школьные музеи.
Краеведческие музеи – самые многочисленные, доступные, они работают практически в каждом городе. Несмотря на то, что некоторые исследователи считают краеведческие музеи скучными, устаревшими,
«исполнителями чужой воли и ретрансляторами государственной исторической политики» [2], они по-прежнему являются основными центрами краеведческих знаний в регионе. Возможно, многие музеи, являясь муниципальными казенными учреждениями культуры, не имеют финансовых возможностей для проведения качественной реэкспозиции, внедрения передовых музейных технологий и креативных дизайнерских идей, но именно они обладают главным богатством – коллекциями, собираемыми и изучаемыми десятилетиями.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Особенность музеев этого профиля заключается в том, что собранные и экспонируемые предметы имеют принадлежность к определенной относительно небольшой территории. Вторая особенность – в разнообразии музейных коллекций. Краеведческие музеи собирают, хранят и изучают предметы, рассказывающие об истории края, его культуре, природе, полезных ископаемых. В них собраны естественнонаучные, археологические, этнографические, художественные, нумизматические коллекции. Богатейший документальный и фотоматериал, предметы быта, предметы, связанные с историей Великой Отечественной войны и многое другое – все то, что отражает каждую страницу истории края с древнейших времен до современности.
Кроме того, вместе с материальным наследием аккумулируется краеведческая информация. Как правило, краеведческий музей имеет свою библиотеку, в которой хранится не только подобранная по тематике литература, но и периодические местные издания, произведения местных писателей и поэтов. Весь накопленный материал может стать дополнительным источником информации для исследования.
Какие же возможности предоставляет краеведческий музей и как ими воспользоваться? Обычная музейная экспозиция предоставляет возможность для решения учебных задач проблемного характера. Экспозиционный комплекс представляет собой ряд предметов, тематически связанных, раскрывающих какую-либо идею, заложенную экспозиционером.
Объектом исследования может служить музейный экспонат, предметом исследования – его свойства. Музей предоставляет возможность визуального осмотра, критического анализа внешних и внутренних свойств предмета, практическую деятельность с некоторыми экспонатами.
Создавая базу для исследований, музей вводит в научный оборот музейные предметы, документы, изобразительные источники. Отдельные предметы и целые коллекции могут быть предоставлены исследователю для изучения предметов в комплексе.
Федеральным законом от 26. 05. 1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в редакции от 03.07. 2016 № 357-ФЗ), главой VI «Обеспечение доступности музейного фонда Российской Федерации» определено, что музейные предметы и музейные коллекции, включенные состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для
доступа граждан. Этот же закон определяет причины ограничения доступа граждан к музейным предметам (например, неудовлетворительная сохранность предмета, реставрационные работы). На основании данного закона, музеи разрабатывают Положение о порядке и условиях доступа к музейным предметам и коллекциям. Учитываются реальные возможности конкретного музея (технические, наличие кадров). Согласно положению, музеи обеспечивают доступ граждан к культурным и историческим ценностям, в том числе и юных исследователей.
Школьные музеи имеют свои особенности. Они являются центрами музейно-педагогической деятельности образовательного учреждения. Музеи образовательных учреждений создаются в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Они адресованы детям и строят свою работу на основе активного вовлечения в деятельность учащихся. Экспозиция также построена в расчете именно на детскую аудиторию.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Собрание школьного музея, как правило, состоит из типовых предметов, предметов, имеющих отношение к истории данного учреждения, истории края, или узкую направленность собрания. Здесь нет такого разнообразия и полноты музейных коллекций, как в государственных музеях. Но главное отличие, и в данном случае преимущество – предметы более доступны. В школьном музее юный исследователь имеет возможность более подробно изучить предмет, взять его в руки. Многие музеи были созданы, именно как база для образовательной и воспитательной деятельности. Основная задача школьного музея, в отличие от государственного, не хранительская, а просветительная. Многие музеи одновременно являются лабораториями или мастерскими. Это дает дополнительные возможности исследователям.
Использование преимуществ каждого типа, вида и профиля музея позволяет наиболее полно задействовать их информационные возможности при организации исследовательской работы обучающегося.
Определение круга источников, их изучение, систематизация и интерпретация являются частью научно-исследовательской работы. И для решения поставленных в исследовании задач необходимо использовать информационные ресурсы музея, что позволит сделать исследовательскую работу учащегося интересной, многогранной и социально-значимой.
Список использованных источников
1. Таушканова А. О., Шанц Е. А. Роль музея в образовательном процессе школы // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 98-100. – Режим доступа: https://moluch. ru/conf/ped/archive/64/2986/
2. Стурейко С. А. Музей и музейщики: кризис краеведческого музея и опыт его трансформации// Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. – № 104 (6/2015) – М.: Редакция журнала «Новое литературное обозрение». – Режим доступа: https:// nlobooks. ru›node/6837