Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Использование информационных возможностей музея при организации исследовательской работы обучающихся»

Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования краеведческих и школьных музеев при организации исследовательской работы обучающихся в Старооскольском городском округе.

Ключевые слова: Музейный предмет и музейные коллекции, информационные возможности краеведческого музея, специфика школьного музея.

Одной из важнейших составляющих современного образовательного процесса является организация научно-исследовательской работы учащихся с целью формирования образованной, гармонически развитой, творческой личности.

Под исследовательской деятельностью обучающихся понимают такую форму организации воспитательно-образовательного процесса, которая предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

При организации исследовательской работы педагог выявляет область интересов учащегося, знакомит его с методиками исследования, помогает разработать план исследования, его структуру, определить цель, предмет, объект исследования, сформулировать проблему (гипотезу) исследования, а также определить необходимый круг источников. Именно на этом этапе, наряду с другими возможностями можно с успехом использовать информационный потенциал музея.

Музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, музейная педагогика используется в сфере дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме – «символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного  и  услышанного» [1].

Любой музей обладает большим научным потенциалом, производя отбор предметов и документируя явления, наиболее значимые для человека и общества. Музейный предмет обладает особыми свойствами – он носитель социально-значимой информации, способный вызывать правильные эмоции, чувство сопричастности, развивает ассоциативное мышление.

Продолжая оставаться местом хранения коллекций, реликвий и раритетов, музей становится не только местом культурно-образовательной деятельности, но и базой для научных исследований, изучения и сохранения культурно-исторических традиций и ценностей. Музей любого профиля обладает базой для научных исследований, но особое место занимают краеведческие и школьные музеи.

Краеведческие музеи – самые многочисленные, доступные, они работают практически в каждом городе. Несмотря на то, что некоторые исследователи считают краеведческие музеи скучными, устаревшими,

«исполнителями чужой воли и ретрансляторами государственной исторической политики» [2], они по-прежнему являются основными центрами краеведческих знаний в регионе. Возможно, многие музеи, являясь муниципальными казенными учреждениями культуры, не имеют финансовых возможностей для проведения качественной реэкспозиции, внедрения передовых музейных технологий и креативных дизайнерских идей, но именно они обладают главным богатством – коллекциями, собираемыми и изучаемыми десятилетиями.

Особенность музеев этого профиля заключается в том, что собранные и экспонируемые предметы имеют принадлежность к определенной относительно небольшой территории. Вторая особенность – в разнообразии музейных коллекций. Краеведческие музеи собирают, хранят и изучают предметы, рассказывающие об истории края, его культуре, природе, полезных ископаемых. В них собраны естественнонаучные, археологические, этнографические, художественные, нумизматические коллекции. Богатейший документальный и фотоматериал, предметы быта, предметы, связанные с историей Великой Отечественной войны и многое другое – все то, что отражает каждую страницу истории края с древнейших времен до современности.

Кроме того, вместе с материальным наследием аккумулируется краеведческая информация. Как правило, краеведческий музей имеет свою библиотеку, в которой хранится не только подобранная по тематике литература, но и периодические местные издания, произведения местных писателей и поэтов. Весь накопленный материал может стать дополнительным источником информации для исследования.

Какие же возможности предоставляет краеведческий музей и как ими воспользоваться? Обычная музейная экспозиция предоставляет возможность    для    решения     учебных     задач     проблемного  характера. Экспозиционный комплекс представляет собой ряд предметов, тематически связанных, раскрывающих какую-либо идею, заложенную экспозиционером.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Объектом исследования может служить музейный экспонат, предметом исследования – его свойства. Музей предоставляет возможность визуального осмотра, критического анализа внешних и внутренних свойств предмета, практическую деятельность с некоторыми экспонатами.

Создавая базу для исследований, музей вводит в научный оборот музейные предметы, документы, изобразительные источники. Отдельные предметы и целые коллекции могут быть предоставлены исследователю для изучения предметов в комплексе.

Федеральным законом от 26. 05. 1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в редакции от 03.07. 2016 № 357-ФЗ), главой VI «Обеспечение доступности музейного фонда Российской Федерации» определено, что музейные предметы и музейные коллекции, включенные состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для

доступа граждан. Этот же закон определяет причины ограничения доступа граждан к музейным предметам (например, неудовлетворительная сохранность предмета, реставрационные работы). На основании данного закона, музеи разрабатывают Положение о порядке и условиях доступа к музейным предметам и коллекциям. Учитываются реальные возможности конкретного музея (технические, наличие кадров). Согласно положению, музеи обеспечивают доступ граждан к культурным и историческим ценностям, в том числе и юных исследователей.

Школьные музеи имеют свои особенности. Они являются центрами музейно-педагогической деятельности образовательного учреждения. Музеи образовательных учреждений создаются в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Они адресованы детям и строят свою работу на основе активного вовлечения в деятельность учащихся. Экспозиция также построена в расчете именно на детскую аудиторию.

Собрание школьного музея, как правило, состоит из типовых предметов, предметов, имеющих отношение к истории  данного учреждения, истории края, или узкую направленность собрания. Здесь нет такого разнообразия и полноты музейных коллекций, как в государственных музеях. Но главное отличие, и в данном случае преимущество – предметы более доступны. В школьном музее юный исследователь имеет возможность более подробно изучить предмет, взять его в руки. Многие музеи были созданы, именно как база для образовательной и воспитательной деятельности. Основная задача школьного музея, в отличие от государственного, не хранительская, а просветительная. Многие музеи одновременно являются лабораториями или мастерскими. Это дает дополнительные возможности исследователям.

Использование преимуществ каждого типа, вида и профиля музея позволяет наиболее полно задействовать их информационные возможности при организации исследовательской работы обучающегося.

Определение круга источников, их изучение, систематизация и интерпретация являются частью научно-исследовательской работы. И для решения поставленных в исследовании задач необходимо использовать информационные ресурсы музея, что позволит сделать исследовательскую работу учащегося интересной, многогранной и социально-значимой.

Список использованных источников

1. Таушканова А. О., Шанц Е. А. Роль музея в образовательном процессе школы // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 98-100. – Режим доступа: https://moluch. ru/conf/ped/archive/64/2986/
2. Стурейко С. А. Музей и музейщики: кризис краеведческого музея и опыт его трансформации// Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. – № 104 (6/2015) – М.: Редакция журнала «Новое литературное обозрение». – Режим доступа: https:// nlobooks. ru›node/6837

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

627

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке