Ключевые слова: Дистанционное обучение, Skype, информатизация, технологии, онлайн.

Сегодня технические возможности позволяют преподавателю читать лекции студентам, находящимся в другом городе, другой стране – в любой точке земного шара, где есть компьютер с выходом в Интернет: стали доступны технические средства трансляции видео и аудио конференции. На рынке дистанционного обучения представлены различные обучающие электронные системы для дистанционного обучения, позволяющие проводить онлайн лекции, консультации, тестирования; организовывать форумы студентов и преподавателей. Если недавно вокруг электронного обучения в нашей стране велись споры, то сегодня уже очевидно, что это не временное увлечение.

Процесс информатизации является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. Он проявляется во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Во многом благодаря этому процессу стала возможной новая синтетическая форма обучения — дистанционное обучение, которое вбирает в себя лучшие черты традиционных форм обучения и хорошо с ними интегрируется. Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным откликом системы образования на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу [2;3].

При дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затрудненные для достижения в обычном обучении:

во-первых, усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях.

Во-вторых, резкое увеличение объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для детей из любого населенного пункта, имеющего телесвязь.

В-третьих, увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ.

В-четвертых, более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для творческого самовыражения ученика, возможность демонстрации учениками продуктов своей творческой деятельности для всех желающих, широкие экспертные возможности оценки творческих достижений детей. [1, c. 343-350]

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Педагогическая деятельность в системе дистанционного обучения отличается от традиционной, так как требуется наличие специфических знаний, умений, навыков как у обучающихся, так и у педагога. Сюда можно отнести знание и умение применять современные информационные технологии при подготовке учебного материала, умение поддержать ученика, способствовать его успешному продвижению и другие. Учитель в системе дистанционного обучения становится:

  1. специалистом по разработке и интерактивному предоставлению учебных курсов;
  2. специалистом, который помогает обучаемым найти и реализовать свою образовательную траекторию в разработанном учебном материале;
  3. специалистом по методам контроля за результатами обучения, ответственным за организацию и проведение тестов, зачетов, экзаменов.

На сегодняшний день наиболее актуальной и востребованной программой для проведения дистанционного обучения является программа Skype. Она покорила Интернет и активно применяется в дистанционном обучении в школах, техникумах и в ВУЗах.

Термин «Skype» с английского языка переводится как «небо для равных». Программа создана для общения людей, удаленных друг от друга, через сеть Интернет. Её авторами считаются эстонцы Ахти Хейнла, Прийт Казесалу, Ян Таллинн. В 1989 году ещё в СССР на закате советской эпохи они разработали интересную компьютерную игру «Kosmonaut».

Продолжили разработку программы Skype, основанной на пиринговой технологии, в 2000 году шведский инженер Никлас Зеннстрём и бизнесмен датчанин Янус Фриис. Как инновационная дистанционная технология Skype — это проприетарное программное обеспечение с закрытым кодом, которое обеспечивает шифрованную голосовую связь и видеосвязь через интернет, используя пиринговые сети. Skype практически невозможно прослушать. Главным элементом для данной программы является сервер.

Первая версия Skype, поддерживающая более 10 языков и имевшая очень простой интерфейс под голосовую связь, появилась в 2003 году. При этом, перехватить и расшифровать информацию со Skype невозможно. Единственным способом является блокировка. Именно за это спецслужбы, эксперты и даже хакеры критикуют Skype. Штаб-квартира компании Skype со штатом более 1000 сотрудников находится в Люксембурге.

Дистанционное обучение по Skype — это удивительный способ, который предсказывали ещё фантасты в 19 веке – не только слышать, но и видеть своего собеседника. Skype-технологии позволяют студенту и преподавателю осуществлять голосовые звонки в любое время, независимо от расстояния (что немаловажно для студента — бесплатно), отправлять файлы с учебной и научной информацией, записывать видеосообщения, организовывать и проводить видеоконференции, получать и отправлять сообщения в чате и другие возможности Skype [2;4].

В условиях университетской студенческой среды технологии дистанционного электронного обучения по Skype трудно переоценить. Процесс обучения становится гибким и высококачественным, позволяет привлекать к чтению лекций, семинарских занятий, консультаций, вебинаров опытнейших преподавателей, ученых, методистов, ведущих специалистов предприятий и учреждений, школ, колледжей, проводить видео и аудио конференции в режиме онлайн. Это способствует подготовке компетентных, грамотных, успешных и конкурентноспособных на рынке труда специалистов, выпускников вузов [3].

Основными конкурентными преимуществами Skype являются свободный и бесплатный доступ к платформе, а также простота в его использовании.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В рамках исследуемой темы на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета было проведено социологическое исследование. В ходе его проведения студентам и преподавателям задавались вопросы о том, как опрашиваемые относятся к дистанционному обучению через Skype. В опросе принимали участие те, кто непосредственно имеет дело с данным видом обучения. Предполагался теоретический переход к системе дистанционного образования. 

Результаты исследования свидетельствуют о том, что не все студенты и преподаватели полностью и безоговорочно одобряют дистанционное образование с использованием платформы Skype. Это объясняется, на наш взгляд, следующими причинами:

  • труднее воспринимается информация в режиме телетрансляции: мешают посторонние шумы в большой аудитории, особенно плохо воспринимается точная информация;
  • затруднена обратная связь: требуется больше времени на то, чтобы задать вопрос и получить ответ;
  • слушатели занятий по Skype быстрее утомляются;
  • не хватает «живого» общения студентов с преподавателем.

Таким образом, несмотря на огромный ряд плюсов, связанных с дистанционным образованием через Skype, существуют негативные факторы, которые не позволяют в полной мере использовать данный вид обучения в качестве доминирующего. Однако не стоит отказываться от его потенциала. Skype — перспективный инструмент для обучения студентов, с помощью которых обеспечиваются высокие результаты обучения за счет повышения мотивации и познавательной активности студентов, делая её личностно ориентированной и мобильной, а, следовательно, перспективной.

Список использованных источников

1. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии. Челябинск, 2013. Том Книга 1 С. 343-350
2. Зайцев, В.С. Проблемы современного образования в России // В сборнике: Фундаментальная и прикладная наука. Редакторы: М.В.Потапова, Д.И.Трушков, Л.Ю.Нестерова. Челябинск 2015. С. 218- 220
3. Прохорова С. Использование скайп-технологий в дистанционном обучении // Вестник ВГУ. – 2014. – С. 83-86.
4. Яковлева Е.С. Самоучитель Skype. Бесплатная связь через Интернет. –СПб.: Б.Х.В. — Петербург, 2008 – 304 С