Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Из опыта международного сотрудничества в сфере образования и науки в регионе Большого Алтая»

Аннотация. В работе рассматриваются отдельные аспекты сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере науки и образования в разрезе региональной интеграции на примере вузов региона Большого Алтая. Алтайский региона является трансграничной зоной четырех государств – России, Казахстана, Монголии и Китая, что создает благоприятные возможности для развития сотрудничества в различных сферах. Университеты и научные центры региона являются активными участниками процессов интеграции в сфере науки и образования.

Ключевые слова: Большой Алтай, трансграничные, сотрудничество, интеграция, образование, наука, университет, студенты, ВКГУ им. С. Аманжолова, Россия, Республика Казахстан, Международный Координационный Совет.

В современных условиях ускорения глобализации и усложнения политических и интеграционных процессов на первое место начинают выходить ранее не так значимые рычаги и инструменты, которые в ряде случаев можно охарактеризовать «аполитичными», но от этого не менее действенные. На сегодня мы все чаще слышим об успехах так называемой народной дипломатии. Понятие «народная» (или «гражданская») дипломатия» сегодня прочно вошло в нашу жизнь. В условиях ускоряющихся глобализационных и интеграционных процессов, народная дипломатия является мощным актором современных международных отношений.

Несмотря на то, что, как правило, под народной дипломатией понимается неофициальная внешнеполитическая или внутриполитическая деятельность независимых непосредственно от правительств простых граждан, неправительственных организаций (НПО), движений и институтов, затрагивающая вопросы развития и улучшения межгосударственных отношений, развития дружбы и сотрудничества между разными народами. На сегодняшний день этот подход претерпел значительные изменения, так как результатами подобной деятельности выступают конкретные решения и действующие проекты, имеющие отношение непосредственно к межгосударственным взаимоотношениям и сфере официальной политики.

Среди всего многообразия направлений международного сотрудничества именно гуманитарная сфера, включающая жизненно важные вопросы культуры, образования, науки, информации, миграции и социально-трудовых отношений, занимает одно из приоритетных мест, особенно если речь идет о приграничных районах, где можно говорить о некоторой общности историко-культурного, социально экономического и гуманитарного пространства.

Процессы регионализации, протекающие в современном мировом сообществе, инициируют повышение роли регионов в системе международных связей. Среди различных форм межрегионального сотрудничества в условиях развития интеграционных процессов, безусловно, особое внимание следует уделить приграничному сотрудничеству, поскольку в приграничном взаимодействии непосредственно пересекаются жизненно важные проблемы, включая внешнеполитические, экономические, социальные, гуманитарные, разделенных народов и другие. Регион Большого Алтая является ярким тому примером.

Регион Большого Алтая объединяет Восточно-Казахстанскую область Республики Казахстан, Алтайский край и Республику Алтай России, Синьцзян — Уйгурский автономный район (СУАР) Китая, Баян — Ульгийский и Ховдский аймаки Монголии. Регион представляет собой единую историко-культурную цивилизационную зону. Несмотря на происходившие в конце ХХ столетия политические процессы, к началу ХХI века в регионе сложилась благоприятная политическая и экономическая ситуация для взаимовыгодного приграничного, межрегионального сотрудничества. Представители КНР одни из первых предложили рассматривать Алтайский регион как единое экономическое пространство, а в 1998 году Комитет по науке и техники СУАР КНР разработал концепцию создания Восточно-Среднеазиатской экономической зоны. По их инициативе в 2000 г. была проведена международная конференция по научно-техническому сотрудничеству и экономическому развитию Китая, России, Казахстана и Монголии в Алтайском регионе. В качестве одного из предложений было озвучено создание специального Совета по развитию Алтайского региона. Это предложение было реализовано уже в 2002 г. Алтайским краем Российской федерации: на конференции в г. Белокурихе (Россия) в сентябре 2002 года прозвучало предложение создать Международный Координационный Совет (МКС) «Наш общий дом Алтай», который действует с марта 2003 года.

Следует отметить, что первоначально у истоков МКС стояли именно представители народной дипломатии — экологи-общественники. В марте 2013 г. один из инициаторов и создатель МКС Борис Ларин, вице губернатор Алтайского края, отмечал: «Изначально мы договорились, что будем в большей степени заниматься не вопросами экономики, а скорее гуманитарным сотрудничеством. В наших основных документах записано, что миссия и цель МКС — создание условий для взаимодействия органов государственной власти, бизнеса, общественности, культуры, науки и т.д.» [1].

Но на сегодняшний день МКС превратился в серьезную организацию международного сотрудничества в Алтайском регионе: «Мы рассматриваем Международный координационный совет как некий региональный аспект Шанхайской организации сотрудничества. Последние форумы ШОС, в том числе и Молодежный форум, прошедший в конце прошлого года в Белокурихе, это как раз и подтвердили. Мы рассчитываем на то, что новые структуры ШОС, новые органы управления этой организации будут больше уделять внимания таки формам приграничного сотрудничества, как МКС “Наш общий дом Алтай”. Взять, к примеру, проект создания Университета ШОС. Ведь там учиться будут студенты из стран, из приграничных регионов, которые как раз и входят в МКС» [1].

Международный координационный совет в своей деятельности опирается не только на официальные органы в лице областных, краевых и т.д. администраций. В Восточно-Казахстанской области его работа во многом базируется на взаимодействии с общественными объединениями, культурными центрами, учреждениями науки и образования. Немаловажную роль в этом процессе играют вузы региона, среди которых Восточно-Казахстанский университет им. C. Аманжолова (ВКГУ им. С. Аманжолова) занимает особое место.

На современном этапе международная деятельность университета направлена на решение задач по дальнейшей интеграции ВКГУ имени С. Аманжолова в мировое образовательное и научное сообщество, укрепление международного имиджа университета. Естественно, что наибольших успехов в этих вопросах университет добился именно на уровне регионального сотрудничества, которое осуществляется в рамках программ сотрудничества с ведущими вузами государств Большого Алтая — Алтайский государственный университет (РФ), Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (РФ), Евразийский научный форум 2016 года Горно-Алтайский государственный университет (РФ), Ховдский государственный университет (Монголия), Илийский педагогический университет (КНР) и др. Это сотрудничество осуществляется в форме реализации международных образовательных программ и проектов, проведения совместной научно-исследовательской деятельности, организации научно- практических семинаров и конференций, обмена преподавательскими кадрами и развития студенческой мобильности.

Одним из ключевых направлений межуниверситетского сотрудничества является максимальное содействие разработке и реализации совместных образовательных программ, направ- ленных на предоставление обучающимся возможности стажироваться в зарубежных вузах и получать двойной диплом. Ярким примером сотрудничества ВКГУ им. С. Аманжолова и Монголии является филиал ВКГУ в Баян-Улгий. Образовательная деятельность филиала осуществляется в соответствии со стать- ей 5 Соглашения между Министерством образования и науки Республики Казахстан и Министерством образования, культуры и науки Монголии о сотрудничестве в области образования от 6 августа 2008 года. На сегодня в филиале на 1-2 курсах обучается 189 студентов. Согласно Договору между ВКГУ имени С. Аманжолова и Министерством образования, науки и культуры Монголии с третьего курса студенты продолжают обучение в г. Усть-Каменогорске. В настоящее время решением Правительства РК выделены образовательные гранты для студентов филиала (3-4 курсы), продолжающих обучение в ВКГУ.

Кроме того, ведутся переговоры с вузами Алтайского края о двудипломном образовании, студенты ВКГУ имеют возможность обучаться в рамках академической мобильности, а выпускники продолжают обучение в магистратуре вузов Алтайского края РФ и СУАР КНР. В 2013 г. на заседание МКС был озвучен проект создания Университета ШОС, в котором предполагается обучение студентов из приграничных регионов Большого Алтая, что в значительной степени будет способствовать не только качественной подготовке необходимых региону специалистов, но и формированию единого образовательного, научного и культурного пространства, воспитанию нового поколения молодежи, готовой к открытому диалогу и сотрудничеству.

Немаловажное значение в этом процессе в сфере международного молодежного сотрудничества ВКГУ им. С. Аманжолова занимает Международная летняя школа студентов Алтайского региона «Наш общий дом Алтай».

Осенью 2002 г. в г. Белокуриха (Алтайский край) состоялась Международная конференция «Наш общий дом Алтай», посвященная проблемам правовых аспектов трансграничного сотрудничества в регионе. На конференции, в которой приняли участие главы законодательных собраний, ученые, представители педагогической, культурной и экологической общественности четырех сопредельных стран (Казахстана, Китая, Монголии и России), в качестве одного из важнейших элементов регионального сотрудничества отмечалась необходимость установления тесных научных, деловых, гуманитарных и личностных связей между молодежью четырех стран. Такие связи могли бы «способствовать формированию политической, хозяйственной и научной элиты Большого Алтая, ориентированной на долговременное сотрудничество в интересах всех алтайских народов и исповедующей общие гуманистические ценности» [2].

26 июня – 3 июля 2003 г. в поселке Чемал (Республика Алтай, Россия) состоялась первая Международная летняя школа студентов «Наш общий дом Алтай», которая является одним из проектов МКС «Наш общий дом Алтай».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Ключевая идея проведения всех школ — развитие международного молодежного сотрудничества, единство и дружба народов Алтая, сохранение уникальной природы и культуры. Основная их цель заключается в «установлении тесных научно-образовательных, деловых, гуманитарных и дружеских контактов между молодежью стран Алтайского региона, создании условий для обсуждения актуальных проблем с позиции молодого поколения, актуальных для каждого из государств Большого Алтая» [2]. Региональные проблемы, обсуждаемые на школах, как правило, имеют и глобальный характер. С этих позиций работа школы объективно способствует формированию просвещенных национальных региональных элит, готовых к долговременному плодотворному сотрудничеству в интересах и своих стран, и всех алтайских народов. За 12 лет существования школа работала во всех странах Большого Алтая. Ежегодно в ее работе принимают участие около 30 студентов и магистрантов.

Работа Международной летней школы включает различные виды занятий, в том числе круглые столы. В ходе их заслушиваются выступления студентов, читаются лекции профессионалами в различных областях науки, культуры, общественных отношений, представителями органов власти. Научно-образовательная работа школ совмещается с обширной культурной и спортивной программами: студенты не только учатся, но и активно общаются, устанавливают культурные и межличностные контакты. В ходе 14-й школы, проходившей с 21 по 27 июля 2014 г. на территории Республики Казахстан, было принято решение включить в расписание школы обязательный «этнический» день, когда участники школы будут представлять свои государства и их самобытную культуру, знакомить друг друга с традициями, песнями, танцами, играми и т.д.

По итогам работы школы принимается резолюция, содержащая конкретные предложения по дальнейшему сотрудничеству в Алтайском регионе, которые затем заслушиваются на заседании МКС. Проект является лауреатом конкурса «Национальная экологическая премия 2006», учрежденного Комитетом по экологии Государственной Думы Российской Федерации и Общественным Фондом им. В.И. Вернадского в номинации «Общественная экологическая инициатива».

Кроме того, школа является молодежной дискуссионной площадкой не только МКС «Наш общий дом Алтай», но и международного молодежного форума стран АТР, проводимого ежегодно в Алтайском крае РФ. Школа, активно включаясь не только в общественную, но и в социально-экономическую и политическую жизнь региона в целом, полностью реализует поставленные перед ней задачи, способствуя эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию в Алтайском регионе; помогая сформировать у молодежи навыки межкультурного диалога и этнокультурную компетентность; формируя будущую элиту региона Большого Алтая.

В сфере научного международного сотрудничества ВКГУ им. С. Аманжолова в регионе большого Алтая необходимо отметить открытие в сентябре 2013 г. научно-исследовательского центра (НИЦ) «Алтайтану», о чем сообщили следующим образом: «С учетом уникальности и пограничного состояния Восточного региона на пересечении четырех государств Казахстана, России, Китая, Монголии был создан Научно-исследовательский центр «Алтайтану» приказом ректора ВКГУ им. С. Аманжолова № 290-п от 24 сентября 2013 года» [3]. НИЦ осуществляет комплексные междисциплинарные исследования в области истории, этнологии, этнографии, социальной антропологии, этнопсихологии, этнопедагогики, культуры, литературы, языкознания, тюркологии, географии, экологии и экономики именно Алтайского региона. Особое внимание в научно-исследовательской практике уделяется вопросам изучения и сохранения уникального и богатейшего историко-культурного наследия края.

В своей работе Центр тесно сотрудничает с Алтайским государственным университетом (РФ), Горно-Алтайским государственным университетом ( Республика Алтай), Центром научно-технической и экономической информации Центральной Азии КНР, Акиматом Баян-Ульгийского аймака (Монголия), а также научно-образовательными и культурно-просветительскими учреждениями региона.

Деятельность НИЦ «Алтайтану» нацелена на разработку актуальных теоретико-методологических проблем социально-гуманитарных наук и их прикладных аспектов на стыке междисциплинарных связей трансграничного пространства региона Большого Алтая, участвуя в общем процессе формирования единого научного пространства.

Можно было бы еще долго перечислять все аспекты и проявления международного сотрудничества в сфере науки и образования в регионе Большого Алтая, реализуемого на базе Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова. В перспективе они еще более расширятся. Одно можно сказать твердо: реализация этих программ и их продолжение явятся мощным фактором развития региона в настоящем и будущем, подготавливая не только профессионально-кадровую, научную, социально-экономическую базу для региона, но и способствуя сближению государств Большого Алтая на гораздо прочном и надежном уровне, чем правительственный — на уровне «от сердца к сердцу», «рука к руке», «локоть к локтю», что является гарантом будущего мира, благополучия и процветания жителей не только региона, но и государства в целом.

Список использованных источников

1. Борис Ларин. «Наш общий дом – Алтай» — региональный аспект ШОС [Электронный ресурс] URL: http://www.doc22.ru/information/2008-11-25-12-31-30/3867l-r (дата обращения 11.11.2015)
2. Алтай трансграничный: Официальный сайт Международного координационного совета «Наш общий дом – Алтай». [Электронный ресурс] URL: http://altaiinter.info/council/summer_school (дата обращения 11.11.2015)
3. Научно-исследовательский центр «Алтайтану» [Электронный ресурс] URL: http://www.altaytanunits.com (дата обращения 19.11.2016)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1708

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке