Ключевые слова: эффективный контракт, стимулирующие выплаты, качество образования.
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предписано Правительству РФ обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Реализация Указа может быть достигнута с помощью введения «эффективного контракта» с работником.
В настоящее время введение эффективного контракта определено следующими нормативными актами:
1. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
2. Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р;
3. Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. № 2190-р;
4. Приказом Минтруда России №167н от 26 апреля 2013 г. «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»;
5. Письмом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 года № НТ-883/17 «О реализации части 11 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
6. Показателями эффективности деятельности подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденными органами местного самоуправления.
Проблемы модернизации социально-экономической сферы в современной России находят отражение в работах современных ученых-экономистов [1-3]. Эффективный контракт должен обеспечивать такой уровень зарплаты педагогического работника, который является конкурентоспособным с другими секторами экономики.
Целью введения эффективного контракта является увязка повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг на основе:
— введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности;
— установления соответствующих показателям эффективности стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в положениях об оплате труда работников учреждений;
— отмены неэффективных стимулирующих выплат;
— использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг независимой системы оценки качества работы учреждений, включающей кроме критериев эффективности их работы и введение публичных рейтингов их деятельности.
В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы от 26.11. 2012 г. № 2190-р: «Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки».
Эффективный контракт в полной мере соответствует статье 57 Трудового кодекса РФ и не является новой правовой формой трудового договора.
В отличие от трудового договора в эффективном контракте в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы:
1. Трудовая функция;
2. Показатели и критерии оценки эффективности деятельности;
3. Размер и условия стимулирующих выплат, определенные с учетом рекомендуемых показателей.
При этом условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Непосредственно в тексте трудового договора должностные обязанности работника должны быть отражены с учетом действующих обязанностей, установленных должностной инструкцией. Обязательными условиями, включаемыми в трудовые договоры, являются также условия оплаты труда работника. Эффективный контракт предполагает также установление норм труда.
В практике работы образовательных организаций наиболее проблемным в системах оплаты труда работников является конкретизация выплат стимулирующего и компенсационного характера.
Приказом Минтруда России №167н от 26 апреля 2013 г. в системах оплаты труда, трудовых до-говорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками учреждений рекомендуется использовать следующие выплаты стимулирующего и компенсационного характера:
а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
б) выплаты за качество выполняемых работ;
в) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
г) премиальные выплаты по итогам работы;
д) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
е) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;
ж) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
В трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору условия осуществления выплат рекомендуется конкретизировать применительно к данному работнику учреждения [4, с.55].
В соответствии с Программой завершение работы по заключению трудовых договоров с работниками в связи с введением эффективного контракта предполагается на третьем этапе, охватывающем 2016-2018 годы.
Как сказано в Программе, ее реализация позволит:
— повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);
— внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
— повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);
— повысить качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в социальной сфере;
— создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.
— Применительно к образовательному учреждению самое главное во введении эффективно-го контракта с педагогом — это обеспечение качественного образования.
Список использованных источников
1. Артемьев А.А., Бобинкин С.А. Модернизация социально-экономической сферы в современной России: проблемы и суждения. Монография. – Тверь, 2016. – 188 с.
2. Майорова А.Н., Калашникова И.В. Проблемы высшего образования в России // Сборник науч-ных трудов SWorld. – 2014. – Т. 32. – № 3. – С. 77-79.
3. Комиссарова И.П., Майорова А.Н. Роль нематериальных ресурсов в обеспечении эффективности деятельности предприятия // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 3-2 (68-2). – С. 540-542.
4. Шинкарева О.В., Майорова А.Н. Особенности предоставления работодателем социальных налоговых вычетов // Бухучет в здравоохранении. –2016. – № 5. – С. 54-59