Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Экологическое образование в ходе проектной деятельности»

Аннотация. Статья посвящена применению метода проектов на примере исследования свойств нового экологического материала карран, созданного из отходов переработки корнеплодов. Во внеурочной деятельности школьники не только собрали материал по теме, но смогли применить свои знания по физике и химии и обосновали возможность изготовления каррана в Саратовской области.

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, новые материалы, экологические материалы, карран.

Современные масштабы экологических изменений создают реальную угрозу для жизни людей. В данной ситуации остро встает проблема правильного отношения между человеком и окружающим миром. Изменить отношение человека к природе возможно, если направленно осуществлять экологическое образование, под которым понимают – систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие у человека экологической культуры. Задачи экологического образования состоят в формировании экологических знаний, воспитании любви к природе, стремлении беречь и приумножать её, в формировании умений и навыков деятельности в природе (Фицула, 2000).

Первые слова о многообразии природы, её ранимости и исчерпаемости ребёнок должен услышать от родителей дома, затем от воспитателей в детском саду, потом от учителя в школе. Более глубокое экологическое образование призвана дать школа при изучении таких школьных предметов, как биология, экология и физика. На этих уроках обучающиеся входят в мир наук о природе, постигают взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов между собой и с окружающей средой, накапливают экологические знания, умения и навыки.

Расширение кругозора школьника, глубина его научных знаний об окружающем мире и человеке способствуют осмыслению своих возможностей и своего места в жизни, формированию убеждений, увеличивают разнообразие мотивов деятельности и поведения. Ценностное отношение к природе формируется в комплексе с ценностными отношениями к окружающим людям, обществу и к самому себе. Осознание современных экологических проблем подкрепляется умением видеть их в реальной жизни. Активная жизненная позиция, реализованная в ценностных отношениях к себе и к окружающим людям, становится важной предпосылкой активной природоохранной деятельности старшеклассников. При такой организации воспитательного процесса прагматические ценности не противоречат экологическим, а дополняют их, усиливая мотивацию бережного отношения к природе как необходимому ресурсу жизнеобеспечения человека. (Меделян, 2011).

Таким образом, можно сказать, что экологическое образование должно настойчиво и целенаправленно сочетаться с экологическим воспитанием. Ведь ученику нельзя навязывать правила «поведения в окружающей среде». Нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения и конкретные действия. Кроме этого постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету.

Модернизация образования и внедрение стандартов второго поколения в среднюю школу побудило педагогов по-новому взглянуть на процесс обучения. Целью данного процесса служит формирование личности, оптимально взаимодействующей с окружающей средой. Хорошим подспорьем в достижении подобной цели служит метод проектов.

Методика проектной деятельности позволяет учащимся наиболее тесно взаимодействовать с окружающим миром. (Михайленко, 2012).

В рамках «Концепции непрерывного экологического образования населения области на 2009–2019 гг.» и областной целевой программы «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009–2013 гг.» мы предложили семиклассникам познакомиться с новейшим наноматериалом «карран» (curran), изобретённым шотландскими учеными.

В процессе работы учащиеся не только научились находить дополнительную учебную информацию, отыскивать новую информацию, сопоставлять её с известной, делать обзоры по сформулированной заранее теме и представлять их в виде презентаций, но и предложили гипотезу исследования: «Карран – действительно жёсткий и лёгкий материал, его можно успешно изготавливать в Саратовской области» и успешно её защитили.

Этот проект направлен на развитие ценностного отношения учащихся к природе и основным объектом взаимодействия школьников с природной средой служит изучение свойств и применение новых материалов, полученных из отходов.

Что было известно до исследования семиклассников? То, что шотландская компания Cellucomp создала новое вещество, которое вдвое прочнее углеродного волокна (карбона, углепластика). При этом оно значительно дешевле и экологичнее, поскольку производится из моркови (curran – «морковь» на гэльском языке). За основу были взяты отходы переработки корнеплода, которые обычно отправлялись на корм скоту. Из них, оказалось, легко выделить волокна целлюлозы. Высушенные и спрессованные до размера крохотных гранул, они затем могут использоваться в составе промышленных жидкостей и композиционных материалов, повышая их устойчивость (Электронный ресурс).

Специалисты компании обнаружили, что при замене моркови на свёклу эффективность производства будет значительно выше. В Шотландии расположено множество заводов по переработке сахарной свёклы. Лишь в 20% от общего объёма корнеплода содержится сахар, а остальное является отходами и теперь выпущен новый, «свекольный» карран.

Правительство Шотландии финансово поддержало компанию Cellucomp. По мнению экспертов, такая разработка могла бы стать источником многомиллиардной прибыли для страны.

Неоспоримыми преимуществами являются дешевизна, а также экологически чистое производство. Первым выпущенным продуктом стала удочка: прочная и прекрасно гнущаяся. В настоящее время изучаются возможности использования других видов сырья: клубней картофеля и плодов пальм.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Пока что карран востребован у производителей лаков и красок: материал дает фантастическую вязкость, экологичность и стойкость окрашивания – редчайшее пока сочетание свойств. А ввод компонента в краски составляет всего 0,6%. Компания «Уитсон» даже сняла рекламный ролик о преимуществах работы с «каррановской» краской: ни потёков, ни растрескивания, ни выгорания цвета, ни шелушения. Новое слово в науке и технике!

В ходе работы над проектом ученики не только узнали о существовании такого материала карран, но и обосновали возможность его производства в Саратовской области.

В своём проекте ученики 7 класса Черникова Настя и Гурдисов Илья предложили построить завод для изготовления каррана в Саратовской области, так как у нас есть значительная сырьевая база. Во-первых, Балашовский сахарный комбинат, который за сезон перерабатывает более 120 тыс. т. корнеплода. Побочными продуктами при переработке свёклы являются меласса свекловичная (патока), использующаяся в кулинарии и для производства спиртов, и жом сушёный – обессахаренная и высушенная в виде гранул свекловичная стружка. Жом используется на корм скоту, а также применяется как исходное сырьё для биогазовых установок и как экологически чистое топливо для котельных. Причём частично жом в сезон просто сгнивает – не до него.

Во-вторых, в Заволжье уже второй год успешно перерабатывают мусор Энгельсский и Балаковский мусороперерабатывающие комплексы. В них открыты уникальные для России цеха биокомпостирования древесины. Но из древесных отходов можно получать не только компост, но и наноцеллюлозу для производства каррана.

В-третьих, настоящим бичом всех водоёмов является тростник обыкновенный, нередко образующий чистые заросли, встречающийся обыкновенно по всей области (Еленевский, Буланый, Радыгина, 2008). Ежегодно его скашивают, часть зелёной массы идёт на корм скоту, но большая часть просто сгнивает. Так как содержание клетчатки в тростнике достигает 32%, то его тоже можно использовать в качестве сырья для получения наноцеллюлозы.

В ходе проекта учащиеся получили запас представлений не только общеэкологического цикла, но и обогатили свои знания из других областей:

  • физики: ребята узнали, что такое наноматериалы, процессы их получения и применение;
  • химии: растительная масса в основном состоит из целлюлозы;
  • английскому языку: практически все материалы по теме доступны только на английском языке.

Проект учащихся был представлен на IX открытой научно-практической конференции школьников «Шаг к успеху» (Саратов, 2017), где он занял третье место. Члены жюри – преподаватели физики и химии аграрного университета – посоветовали обратиться к руководству области с данным проектом и пожелали удачи в его реализации.

Ребята показали готовность к активной экологической деятельности, проявили экологически значимые качества личности и стремление помочь родному краю. Учащиеся, используя теоретический материал, открыли для себя основные экологические закономерности организации окружающего мира и выстроили систему естественнонаучных знаний.

Внедрение в учебный процесс элементов экологического образования позволяет повысить интерес к предмету за счёт реализации межпредметных связей. Участие учащихся в конференциях по защите окружающей среды также способствует экологическому воспитанию.

Список использованных источников

1. Еленевский А.Г., Буланый Ю.И., Радыгина В.И. Конспект флоры Саратовской области. Саратов: ИЦ «Наука», 2008. 232 с.
2. Меделян Е.В. Природа как предмет познания, ценности и личной заботы школьников // Биология в школе. 2011. № 2. С. 58–63.
3. Михайленко В.Я. Проектно-исследовательская деятельность по экологии как средство формирования социального опыта школьников в условиях промышленного города // Биология в школе. 2012. № 9. С. 42–51.
4. Фицула М.М. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. высших пед. учеб. заведений. М.: ИЦ «Академия», 2000. 554 с.
5. [Электронный ресурс] https://en.wikipedia.org/wiki/Curran_(material) Создан сверхпрочный материал из свёклы. 6. [Электронный ресурс]. http://www.nat-geo.ru/science/792375-sozdan- sverkhprochnyy-material-iz-svekly/

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1015

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке