Ключевые слова: экологические ситуации, права, национальный, европейский.

Конституция Украины [1] признала человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность важнейшей социальной ценностью. Кроме того, Основной закон государства закрепил обязанность государства по обеспечению экологической безопасности, поддержанию экологического равновесия на территории Украины и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы (ст. 16). Исходя из конституционных положений, по нашему мнению, есть основания утверждать, что защита прав граждан в условиях чрезвычайных экологических ситуаций приобрела конституционное закрепление, а в дальнейшем – развитие в новых политико-правовых документах концептуального характера.

В частности, обеспечение прав граждан в условиях чрезвычайных экологических ситуаций является составляющей национальной экологической политики, поскольку в соответствии с Законом Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 г. одним из основных направлений государственной политики по вопросам национальной безопасности является принятие организационных, экономических, инженерно-технических и других мер по снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций до приемлемых уровней (ст. 8).

Приведенные выше законодательные нормы были заложены в основание положений Закона Украины «Об основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года» от 21 декабря 2010 г., в котором в качестве важной стратегической цели определено улучшение экологической ситуации и повышение уровня экологической безопасности. Среди задач в рамках указанной цели обозначены: обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; повышение к 2020 г. эффективности функционирования государственной системы координации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оперативности реагирования в случае их возникновения; модернизация к 2020 г. национальной системы информирования населения по вопросам чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение функционирования локальных систем оповещения населения; определение в течение первого этапа всех территорий, в пределах которых существует угроза возникновения чрезвычайных ситуаций в связи с неудовлетворительным техногенным и экологическим состоянием, и районирование их с разделением на категории опасности.

Важность указанных вопросов подтверждается Стратегией устойчивого развития «Украина – 2020», утвержденной указом Президента Украины от 12 января 2015 г. № 5/2015. Достижение цели данной Стратегии осуществляется, в частности, по вектору безопасности, а именно – в отношении обеспечения гарантий безопасности государства. Особое внимание уделено безопасности жизни и здоровья человека, вопросам эффективной медицины, защищенности социально уязвимых слоев населения, безопасного состояния окружающей среды и доступа к качественной питьевой воде, безопасным пищевым продуктам и промышленным товарам, которые являются отдельными гарантиями для обеспечения прав граждан в условиях чрезвычайных экологических ситуаций.

Национальная стратегия в области прав человека, одобренная указом Президента Украины от 25 августа 2015 г. № 501/2015, также отмечает приоритетность защиты прав граждан в условиях чрезвычайныхб экологических ситуаций путем создания предпосылок для уменьшения рисков жизни и здоровью факторами повышенной опасности, что является стратегической целью. В то же время, в указанной Стратегии подчеркивается, что в современных условиях обязанность государства защитить жизнь человека приобретает особый смысл, учитывая существующие системные проблемы, в частности, отсутствие эффективной системы своевременного оповещения населения о возникновении угрозы или чрезвычайной ситуации, что нарушает право граждан на экологическую информацию в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

В соответствии с решением Совета национальной безопасности и обороны Украины «О Стратегии национальной безопасности Украины» от 6 мая 2015 г., утвержденного указом Президента Украины от 26 мая 2015 г. № 287/2015, угрозами экологической безопасности государства являются: чрезмерное антропогенное воздействие и высокий уровень техногенной нагрузки на территорию Украины; негативные экологические последствия Чернобыльской катастрофы; неудовлетворительное состояние единой государственной системы и сил гражданской защиты, системы мониторинга окружающей среды, что обуславливает ненадлежащую защиту граждан в условиях чрезвычайных экологических ситуаций.

Приоритетами обеспечения экологической безопасности согласно данной Стратегии являются: сохранение природных экосистем, поддержание их целостности и функций жизнеобеспечения; предупреждение неконтролируемого ввоза в Украину экологически опасных технологий, веществ, материалов, трансгенных растений и возбудителей болезней. При этом Украина принимает меры по обеспечению биобезопасности, предотвращению распространения опасных инфекционных заболеваний, а также поддерживает международные усилия в этой сфере для предотвращения возникновения чрезвычайных экологических ситуаций медико-биологического характера.

В то же время, основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в условиях чрезвычайных экологических ситуаций, является Кодекс гражданской защиты Украины, принятый 2 октября 2012 г. В ст. 21 данного Кодекса определены основные права граждан в условиях чрезвычайных экологических ситуаций, которые обеспечиваются путем принятия различных мер безопасности, в том числе с помощью оповещения и информирования (ст.ст. 30, 31). Указанные положения Кодекса соответствуют ст. 50 Конституции Украины, в которой закреплено право каждого на свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, право на ее распространение. При этом отдельно оговорено, что такая информация никем не может быть засекречена.

Так, согласно ст. 31 Кодекса гражданской защиты Украины информацию по вопросам гражданской защиты составляют сведения о чрезвычайных ситуациях, прогнозируемых или возникших с определением их классификации, границ распространения и последствий, а также о способах и методах защиты от их последствий. Указанная информация должна содержать данные о субъекте, который ее предоставляет, о сфере его деятельности, о природе возможного риска при авариях, включая влияние на людей и окружающую среду, о способе информирования населения в случае угрозы или возникновения аварии и поведение, которое следует соблюдать. Полномочия по обеспечению граждан данной информацией возлагаются на различные органы государственной власти и местного самоуправления (ст.ст. 17–19). К тому же, в ст. 34 Закона Украины «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» от 13 июля 2000 г. также закреплен принцип обеспечения населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды, возможной угрозе для жизни и здоровья людей, об использовании мер, направленных на нормализацию экологического состояния.

В то же время, в доктрине права неоднократно предлагалось законодательно закрепить виды экологической информации. В частности, анализ действующего законодательства, которое содержит совокупность эколого-информационных правовых норм, дает возможность осуществить определенную классификацию видов экологической информации в условиях техногенно-экологической безопасности и сгруппировать их в относительно самостоятельные блоки. В один из таких блоков предлагается внести информацию об угрозе возникновения и причинах экологически опасных аварий и ситуаций, включающую в себя сведения о последствиях и результатах ликвидации этих явлений; о рекомендации в отношении мер, направленных на уменьшение их негативного воздействия на природные объекты и здоровье населения. Такую информацию в юридической литературе предлагается называть сведениями о событиях и фактах [2].

Считаем необходимым обратить внимание на мнение ученых о том, что законодательные нормы в указанной сфере на практике игнорируются. Кризисное состояние общественной жизни в настоящее время не способствует решению экологических проблем, в частности тех, которые связаны с доступом граждан и общественности к информации и правосудию по обозначенным проблемам [3], в том числе и при обеспечении защиты прав граждан в условиях чрезвычайных экологических ситуаций.

Указанное выше побуждает ученых и практиков к решению данных вопросов, поскольку угрозы возникновения чрезвычайных экологических ситуаций в Украине в течение только нескольких последних лет (техногенная катастрофа на нефтехранилище в июне 2015 г., лесные и торфяные пожары в октябре 2015 г. возле г. Киева, пожар на складе боеприпасов в ноябре 2015 г. в г. Сватово, пожар на Грибо- вицкой свалке летом 2016 г. во Львовской области и др.) свидетельствуют, что при их возникновении население не было должным образом проинформировано или вовремя об этом не узнало, что усилило негативные последствия данных ситуаций. Указанное выше обусловливает важность оповещения и информирования населения в условиях чрезвычайных экологических ситуаций, что является гарантией защиты для тех, кто находится в потенциальной зоне риска.

Следует отметить тот факт, что к источникам правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере необходимо включить и законодательство Европейского Союза, так как важное значение в формировании прав граждан в условиях чрезвычайных экологических ситуаций отведено международно-правовому аспекту, что, в частности, соответствует принципам экологической политики Европейского Союза.

Важность обеспечения прав граждан в условиях чрезвычайных экологических ситуаций как отдельного направления правового регулирования следует из содержания Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергетики и их государствами-членами с другой стороны (ратифицирована Законом Украины от 16 сентября 2014 г.). В Соглашении отмечается, что стороны развивают и укрепляют сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды в различных отраслях и, в частности, в сфере гражданской защиты. Сотрудничество осуществляется путем имплементации отдельных соглашений в этой области, заключенных между сторонами согласно соответствующим властным полномочиям и компетенции Европейского Союза и его государств-членов в соответствии с правовыми процедурами каждой из сторон.

Данное сотрудничество будет направлено на: содействие взаимной помощи в случаях чрезвычайных ситуаций; круглосуточный обмен самыми последними сообщениями и обновленной информацией о трансграничных чрезвычайных ситуациях, в том числе о запросах и предложениях о помощи; оценку влияния последствий чрезвычайных ситуаций на окружающую среду; привлечение экспертов к участию в специфических технических семинарах и симпозиумах по вопросам гражданской защиты; привлечение, в случае необходимости, наблюдателей при проведении отдельных учений и тренингов, организуемых Украиной и/или Европейским Союзом; усиление существующего сотрудничества по эффективному использованию имеющихся возможностей гражданской защиты (ст. 364).

В связи с подписанием Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом актуальными для нашего государства стали положения источников экологического права Европейского Сообщества в данной сфере.

В частности, Директива 2007/60/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС об оценке и управлении рисками, связанными с наводнениями, от 23 октября 2007 г. устанавливает основы для оценки и управления их рисками и нацелена на сокращение негативных последствий для здоровья населения, окружающей среды, культурного наследия и хозяйственной деятельности, связанных с наводнениями в Сообществе.

Директива Европейского Сообщества 89/618/Евратом по информированию широкой общественности в отношении принятия мер по охране здоровья и мер, которые следует предпринимать в случае радиационной аварии, от 27 ноября 1989 г. призвана определить на уровне Сообщества общие цели по поводу мер и порядка информирования широкой общественности с целью совершенствования охраны здоровья, что оперативно предоставляется в случае радиационной аварии. Государства-члены должны позаботиться о том, чтобы пострадавшее население немедленно было проинформировано о факте аварии, действиях, которые должны исполняться в соответствии с конкретным случаем, а также о мерах по охране здоровья населения.

В то же время, Директива Совета 96/82/ЕС о контроле за крупными авариями, связанными с распространением опасных веществ, от 9 декабря 1996 г. направлена на предотвращение подобных несчастных случаев, а также на ограничение их последствий на человека и окружающую среду с намерением обеспечения высоких уровней последовательной и эффективной защиты в рамках всего Содружества.

Договоренности Сообщества о правилах по оперативному обмену информацией в условиях радиационной чрезвычайной ситуации, утвержденные Решением Совета ЕС 87/600/Евратом от 14 декабря 1987 г., применяются для оповещения и предоставления информации каждый раз, когда любое государство-член решает принять широкомасштабные мероприятия с целью защиты общественности в случае радиационной чрезвычайной ситуации.

При этом Программа действия Сообщества в сфере гражданской защиты, утвержденная Решением Совета 1999/847/ЕС от 9 декабря 1999 г., предназначена для поддержки и дополнения усилий государств членов на национальном, региональном и местном уровнях по защите граждан, имущества и окружающей среды в случае природных и технологических бедствий, без ущерба внутреннему распределению компетенции государств-членов. Целью обозначенной Программы является также содействие кооперации, обмена опытом и взаимной помощи между государствами-членами в этой сфере.

В то же время, Решение Комиссии об установлении правил для имплементации Решения 2001/792/ЕС Евратома и Совета ЕС о создании механизма Сообщества, способствующего продвинутому сотрудничеству в области предоставления помощи в целях гражданской защиты от 29 декабря 2003 г., устанавливает правила имплементации данного Решения относительно: информации о соответствующих ресурсах, имеющихся для вмешательства помощи гражданской защиты; основания мониторингового и информационного центра; создания общей системы аварийной связи и информации, в дальнейшем названной «CECIS»; групп оценки и/или координации, включая критерии для отбора экспертов; создания программы обучения; вмешательств внутри Сообщества и за его пределами (ст. 1).

Следовательно, указанные и другие нормативно-правовые документы Европейского Союза, регулирующие отношения в рассматриваемой сфере, являются чрезвычайно полезными для совершенствования национального законодательства Украины. В связи с этим, необходимо отметить, что распоряжением Кабинета Министров Украины от 25 февраля 2015 г. №132 «Об утверждении разработанных Государственной службой по чрезвычайным ситуациям планов имплементации некоторых актов законодательства ЕС» был утвержден План имплементации Директивы 2012/18/ЕС Европейского Парламента и Совета от 4 июля 2012 г. о контроле крупных аварий, связанных с опасными веществами, изменяющая и впоследствии отменяющая Директиву 96/82/ЕС Совета ЕС. В то же время, участие Украины в Программе Европейского Союза по предупреждению, готовности и реагированию на катастрофы природного и техногенного характера для стран Восточного партнерства также будет способствовать повышению возможностей нашего государства по преодолению катастроф на местном, региональном и национальном уровнях путем налаживания эффективного взаи- модействия с Европейским Союзом и государствами-участниками Восточного партнерства в сфере защиты граждан в условиях чрезвычайных экологических ситуаций [4]. Таким образом, правовое регулирование отношений в обозначен- ной сфере в Украине усиливается с помощью европейских эколого-правовых моделей, которые подлежат имплементации.

Итак, можно отметить, что отношения в области обеспечения прав граждан в условиях чрезвычайных экологических ситуаций приобретают все большую актуальность, что обусловливает дальнейшее развитие их надлежащего правового регулирования, поскольку количество угроз возникновения чрезвычайных экологических ситуаций техногенного и природного характера с каждым годом возрастает. К тому же, большинству из них присущ международный характер, поскольку их последствия могут распространятся за пределы одной страны. В связи с этим, важное значение приобретает углубление международно правового сотрудничества Украины, в том числе, и со странами Европейского Союза по преодолению негативного влияния чрезвычайных экологических ситуаций на человека и окружающую среду в целом. Следовательно, вполне очевиден тот факт, что евроинтеграционные процессы, происходящие в Украине, располагают к адаптации европейского законодательства, регулирующего отношения в условиях чрезвычайных экологических ситуаций в целях обеспечения прав граждан.

Исходя из проведенного исследования в этой статье, сделаны выводы о том, что в действующем законодательстве Украины проблемы, касающиеся сферы защиты прав граждан в условиях чрезвычайных экологических ситуаций, в достаточной степени не урегулированы, поскольку не разработан надлежащий механизм реализации задекларированных положений. В связи с этим, указанные вопросы требуют дальнейших научных исследований, а рассмотренные в статье проблемы могут быть интересны для представителей эколого-правовой науки других государств.

Список использованных источников

1. Законодательные, международно-правовые и другие нормативные акты приведены в соответствии с официальным сайтом Верховной Рады Украины // www.rada.gov.ua.
2. Краснова М.В. Экологическая информация: понятие, виды и признаки / М.В. Краснова // Вестник КНУ. Юридические науки. – 1998. – Вып. 36. – С. 27 – 30.
3. Балюк Г.И. Правовые основы доступа граждан к информации в сфере использования ядерной энергии и обеспечения радиоэкологической безопасности / Г.И. Балюк // Вестник КНУ. Юридические науки. – 2003. – Вып. 50. – С. 70 – 73.
4. Официальный сайт Государственной Службы Украины по чрезвычайным ситуациям. – Режим доступа: http://www.mns.gov.ua/content/euro_integration.html.