Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «К вопросу о брендировании территории (на примере Саратовской области)»

Аннотация. В статье рассмотрены понятия бренда, брендинга и брендирования территории, обоснована их роль в процессе формирования стратегии регионального развития, выявлены проблемы в данной сфере и пути их решения. На примере Саратовской области рассмотрены особенности регионального брендирования, его нормативно-правового обеспечения, участия региональных органов власти в его реализации. Обоснована актуальность данной темы в современных экономических условиях.

Ключевые слова: брендирование, маркетинг территорий, Саратовская область.

Бренд представляет собой термин, название, символ, дизайн, которые обозначают определённый вид товара или услуги отдельно взятого производителя (или группы производителей), которые выделяют его среди товаров и услуг других производителей. С точки зрения маркетинга бренд – это маркетинговый объект, развивающийся во времени, он наделён определёнными свойствами в сознании потребителей. По факту бренд состоит из совокупности функциональных и эмоциональных элементов, являющихся едиными с самим товаром и способом его представления. Поэтому для формирования бренда региона или города как продолжительного и медленного процесса требуются терпение и настойчивость. Технология создания и внедрения бренда получила название брендинг. Брендинг территорий – понятие относительно новое, появившееся только в XXI веке, хоть и по факту существовавшее веками, потому что люди неосознанно производили ряд действий для повышения популярности и узнаваемости определенной местности среди широких масс людей.

Как показывает анализ, на сегодняшний день брендинг является одним из самых важных элементов в процессе формирования стратегии развития как на микроэкономическом уровне, так и на макроэкономическом уровне региона и страны, так как может послужить инструментом управления взаимоотношениями с различными целевыми аудиториями, которые поддерживают выполнение целей социально-экономического развития и отражают все элементы идентичности объекта управления. Помимо этого, разработка бренда региона или муниципального образования стала новым веянием, необходимостью в реализации российской региональной политики. Это может обуславливаться тем, что совершенствование механизмов брендирования приводит как к повышению инвестиционной привлекательности, так и к усилению хорошей репутации региона. Таким образом, если власть региона найдет место в системе управления вопросам брендирования территории как маркетинговой технологии, то это значительным образом может поспособствовать как его развитию, так и повышению качества и уровня жизни, благосостояния людей.

При всех вышеперечисленных факторах тщательная проработка бренда территории позволит оптимизировать бюджетные и внебюджетные расходы на информационные, социокультурные, спортивные и другие проекты, которые в любом случае реализуются в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Используя комплексный подход в решении этого вопроса, можно целенаправленно синтезировать результаты реализации в усиление бренда, развитие положительного образа региона и его руководителей.

Но важным, по нашему мнению, в настоящее время становится не только создание бренда территории, но и реализация его эффективности, для чего необходимо выстроить логическую последовательность следующих этапов. Первым этапом является определение образа региона, поиск и выделение ряда отличий. Отличием в данном случае являются индивидуальные особенности региона, которые могут быть весьма незначительными. Потом на данном этапе происходит формулировка целей, идеи, миссии. На втором этапе выявленные особенности и отличия увеличивают и прописывают до мельчайших деталей, пока они не смогут быть раскрыты в достаточной для раскрытия бренда степени. Все вышеописанные этапы характерны для разработки бренда любого региона.

Для успешного создания и реализации бренда территории нужно сделать так, чтобы люди хотели жить на своей исторической родине и развивать ее, потому что брендировать город или область, откуда большая часть жителей стремится уехать, очень сложно. При этом действует и обратное утверждение, что бренд не должен являться конечной целью, он должен быть инструментом для повышения качества жизни местных жителей. Благодаря бренду должны возрастать экспортные способности предприятий региона, в противном случае будет только перераспределение благ, циркуляция средств по кругу без притока извне.

При этом любой специалист знает, что в современных региональных городах предложение зачастую обходится дороже спроса, и к масштабным вливаниям в регионы готовы не все. Общепринято, что в столицу вкладывать средства проще, быстрее и выгоднее, однако нельзя концентрироваться исключительно на Москве, для реализации государственной региональной политики необходимо так же прилагать усилия для повышения инвестиционной привлекательности и провинциальных городов.

Итак, можно выделить две глобальные цели, которые могут быть достигнуты благодаря грамотному брендингу. Во-первых, желание людей не уезжать с исторической Родины, что может быть обеспечено в том числе повышением инвестиционной привлекательности региона, его экспортной способности и качества жизни. Во-вторых, обеспечение большей привлекательности региона для туристов, формирование имиджа региона как «открытого» для мира, интересного и известного за пределами России. Еще одна весьма практичная цель брендирования, касающаяся субъектов предпринимательской деятельности, имеет отношение к каждому населённому пункту с множеством производителей различных товаров и услуг. В таком случае сильный бренд региона может и должен быть в качестве своеобразного гарантийного клейма, знака качества, создающего у потребителя уверенность в данном продукте.

Одними из самых узнаваемых брендов, которые имеются у каждого региона, являются флаг и герб. Возникает вопрос, зачем тогда нужны новые значения? Дело в том, что сигнальная система геральдики устарела, на смену ей уверенно движется айнетика и ее логотипы. Каждое последующее поколение все с большим трудом воспринимает гербы, которые в таком случае как бы перестают выполнять свои прежние коммуникативные функции. В России уже есть несколько примеров удачного брендирования, причем на мировом уровне: Казань и Сочи. Но не только большие города следуют этому тренду, такие города, как Пермь, Калуга, Ижевск, делают первые шаги в сторону брендирования, многие города уже утвердили собственные логотипы плюс к имеющимся флагу и гербу, которые и продвигают активно.

Примером брендирования территории, реализуемого на законодательном уровне, является Саратовская область, где было принято Постановление Правительства от 17 февраля 2015 г. N 63-П «Об утверждении концепции брендирования Саратовской области до 2020 года». В региональной концепции, основанной на трудах зарубежных и отечественных авторов по вопросам брендирования территорий, опыте других территорий, на результатах научных исследований, проведенных на конкретной территории и выявивших реальную политическую, социальную и экономическую ситуацию, определены задачи, принципы, приоритетные направления развития Саратовской области. В распоряжении Правительства области от 10 августа 2015 г. N 165-Пр «Об утверждении Плана мероприятий по реализации концепции брендирования Саратовской области до 2020 года» выделены шесть направлений брендинга, четко сформулированы цели, мероприятия в рамках достижения целей, сроки исполнения, ответственные исполнители.

Обсуждения экспертами вопросов брендирования в Саратовской области на круглых столах, начавшиеся еще в 2008 году, по-настоящему активными и продуктивными стали в 2014 году, в рамках которых было отмечено, что разработка субъектами своих узнаваемых брендов для более эффективных продаж является обычной практикой, по словам зампреда облправительства Павла Большеданова,

«у нас есть подходящие для этого объекты – фестиваль «Саратовские страдания», памятники народов Поволжья, Собиновский фестиваль, холодильники «Саратов», энгельсские троллейбусы, саратовская гармоника, консерватория и прочие»; бренд имеет значение не только для инорегиональных жителей, но и для местных: дает им понять, почему не надо уезжать. В результате проведенного студентами исследования в г. Саратове большинство респондентов описывало его как провинциальный, «домашний» город, и начало позиционирования его как мегаполиса может лишить его части привлекательности.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Для успешного брендирования Саратовской области, как нам кажется, необходимо установить пошаговые алгоритмы действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, включающие в себя подробный анализ территории – ее истории, культуры, природы, производства. Примером наиболее полного использования всех преимуществ территории, ее особенностей является Хвалынский муниципальный район. Место же приземления Гагарина, находящееся в Энгельсском районе, используется очень мало, в связи с этим идея о создании музея космонавтики, высказанная Губернатором В.В. Радаевым, добавит еще один бренд. Так же бренд может добавить ледокол, затонувший на Энгельсской стороне моста Саратов-Энгельс в 1968 году, который начали поднимать 8 октября 2015 года, а в дальнейшем отреставрируют и создадут на его базе музей речного флота. Саратовский ледокол дважды участвовал в боевых действиях (в Гражданскую войну и в Великую Отечественную). Мы считаем, что богатая история Саратова и Саратовской области позволяет создать множество качественных брендов. И если со званием первого в России стационарного цирка многие пытаются поспорить, то тот факт, что Саратовский Театр Юного Зрителя стал первым в своем роде в мире, является аксиомой. Несомненно, что власть с этим брендом работает: построено новое здание ТЮЗа, старое, пострадавшее от пожара, находится на реставрации.

Отсутствие общей картины брендирования в субъектах РФ, упор лишь на отдельные составляющие, зачастую бессистемное проведение мероприятий и в основном там, где можно уже на имеющейся основе из мероприятий создать хороший бренд, являются недостатками в реализации поставленных перед регионами задач. Мы считаем, что в целях решения обозначенных проблем и определения плана дальнейших действий в первую очередь необходим анализ тех мероприятий, которые уже проведены, и на которые уже выделены деньги из бюджета, оптимизация бюджетных и внебюджетных расходов, синтез результатов реализации целенаправленно в бренд, обязательная и полная синхронизация действий всех органов власти, как государственных, так и муниципальных, общественников, СМИ, граждан в осуществлении нового регионального бренда.

Список использованных источников

1. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2013.
2. Тэйслина О.Г. К вопросу о перспективных направлениях государственной региональной политики в РФ. В сборнике: Социально-экономические тенденции развития мировых и российских рынков: теория и практика Материалы международной научно-практической конференции. Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015.
3. В правительстве обсудили брендирование региона [Электронный ресурс]. URL: http://news.sarbc.ru/main/2014/10/24/161065.html (Дата обращения: 05.09.2016).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1345

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке