Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «К вопросу о порядке регулирования трудовых правоотношений с иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь»

Регалии. Е.П. Бранцевич, старший преподаватель кафедры истории государства и права УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

Ключевые слова: правоотношения, международный, иностранные рабочие

Международная трудовая миграция приобрела в последние годы большую значимость. В современном мире ее разнонаправленные потоки существенным образом влияют на развитие ситуации на региональных и национальных рынках труда. По данным Международной организации труда (МОТ), численность иностранных работников в мире приходится в пределах от 40 до 50 млн. человек. Иностранные рабочие составляют в настоящее время большую долю занятых в различных отраслях экономики крупнейших стран Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Азиатско Тихоокеанского региона и бывших республик СССР. В этой связи исследование обозначенной проблемы представляется актуальным как с теоретической, так и с практической точек зрения.

В соответствии с Конституцией и законодательством Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь. Для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Беларуси. В тоже время иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при условии получения специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь. [1]

Трудовая деятельность трудящихся – мигрантов регулируется Законом Республики Беларусь от 30.12.2010г. «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон «О внешней трудовой миграции»). Согласно Закона, трудящиеся – мигранты вправе осуществлять трудовую деятельность без получения специального разрешения. В Законе дается толкование внешней трудовой миграции. Под ней понимается добровольный выезд на законном основании граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, за границу, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Республики Беларусь, на ее территорию для получения оплачиваемой работы по трудовому договору (контракту). В соответствии с Законом к трудящимся мигрантам не относятся лица, которые получили статус беженца или убежище на территории Республики Беларусь или ходатайствующие о получении статуса беженца или убежища; постоянно проживающие на территории Республики Беларусь; работающие в дипломатических представительствах или консульских учреждениях, аккредитованных в Республики Беларусь, представительствах международных организаций, иностранных фирм, находящихся на ее территории; обучающиеся и проходящие производственную практику в рамках программ учебных заведений, а также работающие во время каникул и т.д.

С трудящимся – мигрантом еще до въезда его в Беларусь наниматель заключает трудовой договор, содержащий в обязательном порядке условия труда и его оплата, организация переезда, питания и т.д. [3]

Наниматель обязан зарегистрировать заключенный трудовой договор в департаменте по миграции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – департамент по миграции). По истечении срока действия трудового договора трудящиеся – мигранты обязаны покинуть государство трудоустройства.

Действующим в Республике Беларусь законодательством установлен разрешительный (лицензионный) порядок трудоустройства белорусских граждан за границей и привлечения иностранной рабочей силы в нашу страну. В соответствии с законодательством привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на осуществление указанных видов деятельности.

Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся учредителями, руководителями, консультантами, инструкторами предприятий с иностранными инвестициями и благотворительных фондов, зарегистрированных в качестве юридических лиц Республики Беларусь, привлекаются для занятия трудовой деятельностью без получения такими предприятиями и фондами разрешения (лицензии) на привлечение иностранной рабочей силы в Республике Беларусь.
Въезд указанных категорий иностранных специалистов согласовывается с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

На иностранцев, временно проживающих на территории Беларуси, для которых трудовая деятельность не является основной целью пребывания в нашей стране и на которых не распространяется Закон «О внешней трудовой миграции» (ст.1 Закона), но которые на момент пребывания на территории Республики Беларусь изъявили желание трудоустроиться здесь, распространяется действие Постановления №30. Однако, данное Постановление не распространяются на иностранных граждан, имеющих разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (вид на жительство). Решение о выдаче либо об отказе в выдаче специального разрешения принимается департаментом по миграции в течение десяти календарных дней со дня подачи иностранцем заявления с приложением документов. [2]

Департамент по миграции письменно информирует иностранца об отказе в выдаче специального разрешения в течение трех рабочих дней после принятия решения.

Специальное решение выдается на срок до шести месяцев, но не более срока действия разрешения на временное пребывание в Республике Беларусь. Срок действия специального разрешения может быть продлен департаментом по миграции на основании решения органов внутренних дел о продлении разрешения иностранцу на временное пребывание в Республике Беларусь до одного года. Продление срока действия специального разрешения производится бесплатно.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Таким образом, наниматель после заключения срочного трудового договора или заказчик после заключения гражданско правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранцем на основании специального разрешения в течение десяти календарных дней представляет в департамент по миграции удостоверенную подписью и печатью копию указанного договора.

Прием на работу иностранцев без специального разрешения влечет ответственность нанимателей или заказчиков работ (услуг) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Однако граждане Российской Федерации и Республики Казахстан осуществляют трудовую деятельность на основании трудовых договоров (контрактов) без оформления специальных разрешений.

Для содействия в поиске подходящей работы различным категориям граждан Министерство труда и социальной защиты формирует Общереспубликанский банк вакансий, который содержит информацию о наличии свободных рабочих мест, а также сведения об имеющихся в организациях республики вакансий. Банк вакансий размещен на сайте и обеспечивает информацией о вакансиях, как граждан Беларуси, так и иностранных граждан.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что на данном этапе Беларусь добилась определенных успехов в создании системы, которая соответствует международным стандартам. Созданы правовые рамки для деятельности Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь – органа, который отвечает за проблемы беженцев.

Вместе с тем, несмотря на достижения, есть и нерешенные проблемы. Существует необходимость совершенствования социального, трудового законодательства в целях повышения исполнения на практике созданной правовой базы. Представляется важным устранить пробелы в законах, а также согласовать законодательство, имплементирующие директивы и практику.

Список использованных источников

1. Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 №105-3 (в ред. от 20.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. Дата доступа: 26.09.2016
2. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.06.2016 N 30 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выдачи заключений о возможности привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства и осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства в Республике «// КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. Дата доступа: 26.09.2016
3. Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 №225-3 (ред. от 05.01.2016) «О внешней трудовой миграции» КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. Дата доступа: 26.09.2016

 

 

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1619

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке