Ключевые слова: ЕАЭС, инвестиции, приток, отток, СЭЗ, интеграция, ЕЭК, капиталовложения, прямые иностранные инвестиции.

Выход из современного кризисного состояния и подъем экономики напрямую связан с приток зарубежных капиталовложений. При этом интересы государства не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.

12 августа 2015 вступил в силу Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Кыргызстан стал полноправным членом Союза наряду с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Россией.

Присоединение Кыргызстана к ЕАЭС явилось итогом большой совместной работы по интеграционному сближению. В 2014 году были реализованы «дорожные карты» по присоединению Кыргызстана к евразийскому интеграционному проекту, которые способствовали адаптации экономики страны к законодательству и практикам ЕАЭС. В частности, был решен целый блок вопросов, связанных с модернизацией объектов таможенной инфраструктуры.

Вступление в ЕАЭС открывает для Кыргызской Республики новые перспективы. Снимаются барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Открываются новые инвестиционные возможности и перспективы реализации крупных инфраструктурных проектов, прежде всего в сферах энергетики, транспорта и сельского хозяйства. Граждане страны получают право работать в любом государстве Союза на тех же условиях, что и граждане государства трудоустройства.

Присоединение Кыргызской Республики придает новый импульс развитию потенциала Союза. Интеграционное объединение усиливает свои позиции в глобальной экономической архитектуре.

14 сентября 2016 года в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на круглом столе, посвященном вопросам налоговой политики и администрирования, обсуждены дискуссионные вопросы в сфере налоговой политики и таможенного администрирования.

Мероприятие организовано Департаментом финансовой политики ЕЭК совместно с Международным центром по налогам и инвестициям (МЦНИ). В круглом столе приняли участие представители ЕЭК, МЦНИ и предприятий Российской Федерации и Республики Казахстан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в Евразийском экономическом союзе.

Были обозначены наиболее актуальные на ближайшую перспективу вопросы налоговой политики для государств-членов. Речь, в частности, шла о вопросах совершенствования администрирования взимания НДС во взаимной торговле, вопросах Конвенций об избежании двойного налогообложения, что должно послужить импульсом для привлечения новых иностранных инвестиций и сократить отток инвестиций.

ЕАЭС содержит потенциал для развития каждого государства. Одной из основных причин объединения стран является экономический интерес. Осуществление экономической интеграции, несомненно, имеет положительные эффекты для участвующих сторон. Так, развитие интеграционных процессов значительно способствует расширению товарооборота и кооперационно-производственных связей.

Положительный эффект может быть виден не сразу, поскольку степень интеграции экономик государствчленов разная. Это соответствует одному из ключевых принципов Союза – принципу «разноскоростной интеграции», который позволяет постепенно адаптироваться к единым требованиям. С другой стороны, сами экономики государств ЕАЭС имеют особенности, что позволяет им находить свои сферы специализации при условии сохранения равенства возможностей по доступу на рынки друг друга и конкуренции во всех отраслях.

Несмотря на короткий период членства Кыргызстана в ЕАЭС, первый эффект от интеграции уже смогли оценить как простые граждане, так и специалисты в сфере экономики. Приток прямых иностранных инвестиций в страну в январе-июне 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014 года увеличился в 2,3 раза и составил 498,5 млн долл. США. Отток составил 315,2 млн долл. Объемы поступления прямых иностранных инвестиций из стран СНГ в сравнении с январем-июнем 2014 года увеличились в 2,8 раза. При этом из России – в 7,4 раза.

В 2016 году ситуация на инвестиционном рынке изменилась по сравнению с 2015 годом (табл.1).

Таблица 1. Структура поступления прямых иностранных инвестиций в январе-июне 2016 г., тыс.долл.США

Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики

Таблица 2. Поступление прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в январе-июне 2016 г., тыс.долл.США

Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики

Таблица 3. Поступление прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в январе-июне 2016 г., тыс.долл.США

Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики

К наиболее привлекательным регионам относятся: г. Бишкек, Чуйская и Джалал-Абадская области (табл.3).

После вхождения в ЕАЭС инвестиции из стран вне СНГ сократились, если в 2015 году они составили 393.4 млн. долл., то в 2016 151.7 млн. долл., а приток инвестиций из стран СНГ наоборот увеличился с 105.1 млн. долл. до 189.8 млн.долл. (табл.4).

Таблица 4. Поступление прямых иностранных инвестиций по странам в январе-июне 2016 г., тыс.долл.США

Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики

В Кыргызстане действуют несколько свободных экономических зон (СЭЗ), созданных для при-влечения прямых иностранных инвестиций в республику. СЭЗ имеют особый юридический статус, который создает специальный режим в вопросах регистрации торгово-промышленных и иностранных предприятий, иммиграции рабочей силы, таможенных пошлин, налогов, земельной собственности, международной торговли. СЭЗ предлагают местным и иностранным инвесторам привлекательный пакет льгот, а также предоставляют помещения для складирования, оптовой экспортной и импортной торговли, банковской деятельности, производства товаров на экспорт и транспортные услуги.

Таким образом, к числу важнейших государственных приоритетов в нашей стране следует отнести: топливно-энергетическую инфраструктуру (которая составляет 14,5 млн.тонн, запасы которых размещены в 11 месторождениях), отрасли обрабатывающей промышленности, включая легкую и пищевую, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, машиностроение: создание машин и приборов, оборудования, станков, радиоэлектронный комплекс; производство прогрессивных видов строительных материалов и конструкций.

Необходимо выработать правила недискриминационного подхода к уровню цен на природные ресурсы после интеграции государств. И при приобретении того или иного продукта необходимо соблюдать равные для всего Союза условия.

Таким образом, ЕАЭС для инвесторов является выгодным преимуществом относительно других стран СНГ и Запада. Кыргызстан для инвесторов стал не потребительским рынком не в 6 млн. человек, а в 182 млн. человек. Получить выгоду от этих преимуществ можно в случаях допущения, что у нас существует политическая стабильность и низкий уровень коррупции. Хочется, чтобы эти допущения ста-ли реальностью.

Список использованных источников

1. Международный центр по налогам и инвестициям (МЦНИ)
2. www.kgembassy.org
3. http://www.eurasiancommission.org/
4. http://stat.kg/
5. www.nbkr.kg/