Ключевые слова: территория, инвестиционная безопасность, кластеры, малый бизнес.
Функционирование и дальнейшее развитие моногородов, как в России, так и в Кировской области относится к актуальным и социально значимым вопросам государственного и муниципального управления. В истории современной России к ней неоднократно обращались исследователи, проблема обострилась и заявила о себе в кризисные 2008–2009 гг. Исследованиями в данной области занималось Министерство регионального развития, которое обязало моногорода (монотерритории) разработать и представить комплексные инвестиционные планы (КИПы).
В 2013 г. президентом России Путиным В.В. был подписан перечень поручений по вопросам поддержки моногородов. Согласно этому документу полномочия в решении этого вопроса были переданы Министерству экономического развития РФ [1]. Распоряжением правительства РФ от 29.06.2014 г. № 1398-р утвержден перечень моногородов, включающий 319 муниципальных образований, которые разделены на три категории [2]:
- категория с наиболее сложным социально-экономическим положением (94);
- категория – с наличием риска ухудшения социально-экономического положения (154);
- категория – со стабильной социально-экономической ситуацией (71). Согласно данного положения, на территории Кировской области расположено 11 монопрофильных муниципальных образований: к первой категории относятся Городской округ «Город Вятские Поляны» (г. Вятские Поляны), Мурыгинское городское поселение (пос. Мурыгино), Белохолуницкое городское поселение (г. Белая Холуница), Лузское городское поселение (г. Луза); ко второй категории Кирсинское городское поселение (г. Кирс), Демьяновское городское поселение (пос. Демьяново), Уржумское городское поселение (г. Уржум); к третьей категории – Краснополянское городское поселение (пос. Красная Поляна), Омутнинское городское поселение (г. Омутнинск), Стрижевское городское поселение (пос. Стрижи), Городской округ «Город Кирово-Чепецк» (г. Кирово-Чепецк).
В 2014 г. для первой группы моногородов был принят закон о создании в них территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) [3], в 2016 г. в документ были внесены изменения, предусматривающие создание таких территорий во всех моногородах России. Так, в 2016 г. Министерство развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области совместно с Агентством по развитию моногородов Кировской области и администрациями моногородов Белая Холуница, Луза Вятские Поляны подготовило и направило в Министерство экономического развития РФ заявки на создание ТОСЭР.
Всего по данным официальных служб в 11 монопрофильных муниципальных образованиях Кировской области функционируют 1502 коммерческих предприятия (по состоянию на 31.12.2015) различных организационноправовых форм (из числа реально действующих и не с нулевыми значениями по выручке) [4], 97,07% из которых – субъекты малого предпринимательства (далее СМП). Самым крупным монопрофильным муниципальным образованием Кировской области является Городской округ «Город Кирово-Чепецк» (г. Кирово-Чепецк), на территории которого ведут предпринимательскую деятельность 692 предприятия, в том числе 676 малых. Вторым по величине субъектов хозяйствования является Городской округ «Город Вятские Поляны» (г. Вятские Поляны) (332 предприятия, в том числе 323 малых).
Механизм кластерной диагностики (рейтингования) территорий на основе комплексного риск-анализа инвестиционной безопасности СМП состоит в разбиении объектов исследования по параметрам инвестиционного потенциала и риска на кластеры методом балльной оценки и определении интегрального показателя оценки инвестиционной привлекательности для ранжирования предприятий в рамках кластера.
В результате обработки данных, состоящей из 1502 предприятий, в выборку вошли 955 предприятия (СМП с численностью до 100 человек и более 4). Указанные ограничения были введены, во-первых, в силу законодательных ограничений, во-вторых, имеющихся критически малых значениях показателя, то есть максимум 100, минимум 5 – микропредприятия (для предприятий с меньшей численностью сложно говорить о значительном инвестиционном потенциале). На основе выделения четырех типов предприятий по потенциалу и трех по уровню риска, возможно формирования 12 кластеров (таблица 1), однако реально часть кластеров на практике может и не сформироваться, так, например, предприятие не может успешно функционировать и высоким потенциалом и обладать при этом высоким уровнем риска.
В целом, это говорит о том, что подавляющее число малых предприятий в монопрофильных муниципальных образованиях Кировской области относятся к предприятиям с пониженным потенциалом, 175 предприятий (или 18,32%) обладают умеренным потенциалом при различном уровне риска, 65 предприятий (или 6,8%) – высоким потенциалом и 92 предприятия (или 9,63%) – низким потенциалом.
Таблица 1. Возможные типы кластеров
Проблема государственной поддержки малого предпринимательства является в современных условиях одной из наиболее актуальных. В экспертном сообществе по-прежнему поднимается вопрос о недоступности источников финансирования деятельности малых предприятий, реализующих инвестиционные проекты в неторговой и несырьевой сферах.
Основным предложением является включение результатов оценки в паспорт инвестиционной привлекательности территории, что позволит привлечь дополнительные ресурсы и снизить инвестиционные риски для инвестора. Также практика стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что необходимо наличие прямых займов за счет средств фондов поддержки СМП, долевое участие в займах коммерческих банков, гарантирование займов коммерческих банков. Таким образом, необходимо незамедлительное изменение форм и методов государственной политики поддержки кредитования СМП, включая здоровое реформирование системы кредитования, что будет способствовать экономическому развитию нашего региона в частности и государства в целом.
Список использованных источников
1. Об обеспечении выполнения поручений Президента России по вопросам государственной поддержки монопрофильных населённых пунктов [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/orders/selection/404/8107/ (дата обращения: 13.03.2017).
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р (ред. от 13.05.2016)
«Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)».
3. Сводный годовой доклад за 2015 год. [Электронный ресурс]. URL:http://www.kirovreg.ru/econom/gosprog/DELO1_AkFST1_2016_4BFEE_Doklad.pdf
4. Информационно-аналитическая система Глобас-i. Credinform. [Электронный ресурс]. URL:http://www.credinform.ru/ru-RU/globas (дата обращения 01.02.2017).