Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Кластерная диагностика территорий на основе комплексного риск-анализа инвестиционной безопасности субъектов малого предпринимательства»

Аннотация: в статье рассмотрена проблема функционирования и развития моногородов в Российской Федерации, в частности, проблема диагностики территорий на основе комплексного риск-анализа инвестиционной безопасности субъектов малого предпринимательства. Автор предлагает применять кластерную диагностику.

Ключевые слова: территория, инвестиционная безопасность, кластеры, малый бизнес.

Функционирование и дальнейшее развитие моногородов, как в России, так и в Кировской области относится к актуальным и социально значимым вопросам государственного и муниципального управления. В истории современной России к ней неоднократно обращались исследователи, проблема обострилась и заявила о себе в кризисные 2008–2009 гг. Исследованиями в данной области занималось Министерство регионального развития, которое обязало моногорода (монотерритории) разработать и представить комплексные инвестиционные планы (КИПы).

В 2013 г. президентом России Путиным В.В. был подписан перечень поручений по вопросам поддержки моногородов. Согласно этому документу полномочия в решении этого вопроса были переданы Министерству экономического развития РФ [1]. Распоряжением правительства РФ от 29.06.2014 г. № 1398-р утвержден перечень моногородов, включающий 319 муниципальных образований, которые разделены на три категории [2]:

  • категория с наиболее сложным социально-экономическим положением (94);
  • категория – с наличием риска ухудшения социально-экономического положения (154);
  • категория – со стабильной социально-экономической ситуацией (71). Согласно данного положения, на территории Кировской области расположено 11 монопрофильных муниципальных образований: к первой категории относятся Городской округ «Город Вятские Поляны» (г. Вятские Поляны), Мурыгинское городское поселение (пос. Мурыгино), Белохолуницкое городское поселение (г. Белая Холуница), Лузское городское поселение (г. Луза); ко второй категории Кирсинское городское поселение (г. Кирс), Демьяновское городское поселение (пос. Демьяново), Уржумское городское поселение (г. Уржум); к третьей категории – Краснополянское городское поселение (пос. Красная Поляна), Омутнинское городское поселение (г. Омутнинск), Стрижевское городское поселение (пос. Стрижи), Городской округ «Город Кирово-Чепецк» (г. Кирово-Чепецк).

В 2014 г. для первой группы моногородов был принят закон о создании в них территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) [3], в 2016 г. в документ были внесены изменения, предусматривающие создание таких территорий во всех моногородах России. Так, в 2016 г. Министерство развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области совместно с Агентством по развитию моногородов Кировской области и администрациями моногородов Белая Холуница, Луза Вятские Поляны подготовило и направило в Министерство экономического развития РФ заявки на создание ТОСЭР.

Всего по данным официальных служб в 11 монопрофильных муниципальных образованиях Кировской области функционируют 1502 коммерческих предприятия (по состоянию на 31.12.2015) различных организационноправовых форм (из числа реально действующих и не с нулевыми значениями по выручке) [4], 97,07% из которых – субъекты малого предпринимательства (далее СМП). Самым крупным монопрофильным муниципальным образованием Кировской области является Городской округ «Город Кирово-Чепецк» (г. Кирово-Чепецк), на территории которого ведут предпринимательскую деятельность 692 предприятия, в том числе 676 малых. Вторым по величине субъектов хозяйствования является Городской округ «Город Вятские Поляны» (г. Вятские Поляны) (332 предприятия, в том числе 323 малых).

Механизм кластерной диагностики (рейтингования) территорий на основе комплексного риск-анализа инвестиционной безопасности СМП состоит в разбиении объектов исследования по параметрам инвестиционного потенциала и риска на кластеры методом балльной оценки и определении интегрального показателя оценки инвестиционной привлекательности для ранжирования предприятий в рамках кластера.

В результате обработки данных, состоящей из 1502 предприятий, в выборку вошли 955 предприятия (СМП с численностью до 100 человек и более 4). Указанные ограничения были введены, во-первых, в силу законодательных ограничений, во-вторых, имеющихся критически малых значениях показателя, то есть максимум 100, минимум 5 – микропредприятия (для предприятий с меньшей численностью сложно говорить о значительном инвестиционном потенциале). На основе выделения четырех типов предприятий по потенциалу и трех по уровню риска, возможно формирования 12 кластеров (таблица 1), однако реально часть кластеров на практике может и не сформироваться, так, например, предприятие не может успешно функционировать и высоким потенциалом и обладать при этом высоким уровнем риска.

В целом, это говорит о том, что подавляющее число малых предприятий в монопрофильных муниципальных образованиях Кировской области относятся к предприятиям с пониженным потенциалом, 175 предприятий (или 18,32%) обладают умеренным потенциалом при различном уровне риска, 65 предприятий (или 6,8%) – высоким потенциалом и 92 предприятия (или 9,63%) – низким потенциалом.

Таблица 1. Возможные типы кластеров

Проблема государственной поддержки малого предпринимательства является в современных условиях одной из наиболее актуальных. В экспертном сообществе по-прежнему поднимается вопрос о недоступности источников финансирования деятельности малых предприятий, реализующих инвестиционные проекты в неторговой и несырьевой сферах.

Основным предложением является включение результатов оценки в паспорт инвестиционной привлекательности территории, что позволит привлечь дополнительные ресурсы и снизить инвестиционные риски для инвестора. Также практика стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что необходимо наличие прямых займов за счет средств фондов поддержки СМП, долевое участие в займах коммерческих банков, гарантирование займов коммерческих банков. Таким образом, необходимо незамедлительное изменение форм и методов государственной политики поддержки кредитования СМП, включая здоровое реформирование системы кредитования, что будет способствовать экономическому развитию нашего региона в частности и государства в целом.

Список использованных источников

1. Об обеспечении выполнения поручений Президента России по вопросам государственной поддержки монопрофильных населённых пунктов [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/orders/selection/404/8107/ (дата обращения: 13.03.2017).
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р (ред. от 13.05.2016)
«Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)».
3. Сводный годовой доклад за 2015 год. [Электронный ресурс]. URL:http://www.kirovreg.ru/econom/gosprog/DELO1_AkFST1_2016_4BFEE_Doklad.pdf
4. Информационно-аналитическая система Глобас-i. Credinform. [Электронный ресурс]. URL:http://www.credinform.ru/ru-RU/globas (дата обращения 01.02.2017).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

914

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке