Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Комическое в контексте дискурса СМИ»

Аннотация.  В статье представлен теоретический анализ комического, а также различные классификации комического. Функционирование комического в СМИ зависит от корреляции функций дискурса, функций комического. Зачастую несколько функций могут применяться синкретично в одном контексте.

Ключевые слова: комическое, юмор, дискурс СМИ, газетный заголовок.

В данной работе комическое определяется как категория лингвистической прагматики, несущая социально-критическую направленность, обладающая в своей основе биопсихическими, лингвокультурными, лингвистическими и философско-эстетическими аспектами. Категория комического основывается на несовпадении воспринятой в действительности информации с объективным прогнозом этой информации, построенным реципиентом. Комическое базируется на неоднозначности, неожиданности, противопоставлении и, как правило, рассматривается в связи с языковой игрой или игрой слов [4].

Комическое классифицируется исследователями по-разному. Первые попытки классифицировать данную категорию восходят еще к античности. Так, к примеру,  Марк Туллий Цицерон разделял комическое на несколько типов. Среди них: смешное, берущее начало из самого предмета, а также словесная форма остроумия, которая включает в себя абсурд, амфиболию, неожиданное умозаключение, каламбур, аллегорию, противоположность, карикатурное изображение, иронию, небылицы,

пословицы, насмешку, необычное истолкование имен собственных и др. [5].

Александр Лук разделял известные ему приёмы комического следующим образом: ложное противопоставление, ложное усиление, доведение до абсурда (гипербола, эвфемизм), остроумие нелепости (соединение двух логически несовместимых высказываний, паралогический вывод), смешение стилей (процесс смешения речевых стилей, переноса терминологии, несоответствия стилей и содержания, несоответствие стиля речи и обстановки, где она произносится, псевдоглубокомыслие), двойное истолкование (каламбур, двусмысленность), ирония, обратное сравнение (литерализация метафоры), парадокс и др. [3].

Виктор Раскин различает вербальные виды комического следующим образом: насмешка, насмешка над собой, самоуничижительный юмор, загадка, игра слов и др. [6].

К вопросу исследования комического в языке можно подойти с двух позиций: 1) рассматривать языковой материал как лишь юмористический дискурс; 2) рассматривать его как комическое в контексте различных типов дискурса.

Обе позиции представляются нам равнозначными, так как размытость границ некоторых типов дискурса объясняет перекрещивание характеристик разных жанров различных типов дискурса, которые могут включать в себя и комическое; в то время как институциональность некоторых типов дискурса может противоречить проявлению юмористического эффекта. В то же самое время, жанры некоторых типов дискурса можно рассматривать как отдельный вид дискурса — юмористического, ввиду преобладания комического в их семантике.

Комическое играет важную роль в дискурсе средств массовой информации. На игре слов довольно часто строятся печатные тексты, а именно газетные заголовки. Сама газета, как публицистическое издание, – одно из распространенных средств массовой информации, известное практически каждому. Очевидно, что через нее передаются политические, экономические культурные и другие знания. Газета стремится отобразить многообразие объективно существующей действительности, представить различные точки зрения, подходы к действительности. Включая в себя множество разных текстов, газета представляет собой сложную систему, это помогает ей не превратиться в хаотичный случайный набор текстов различной тематики. Газетный номер состоит из системы текстов, которые объединяются по сходству и подобию, и подсистемы выдвинутых элементов – заголовков, рубрик, подзаголовков, вводов (лидов), врезок (текст в тексте) и анонсов [2].

Заголовок не только отражает содержание текста статьи, но и основное прагматическое отношение автора к этому содержанию. Исследователями замечено, что заголовок, предваряя текст, несет в себе определенную информацию о содержании и об авторской оценке этого текста. Реципиент редко прочитывает весь публикуемый материал, он выбирает только то, что интересует его, руководствуясь названиями только публикаций. Психологи на основе экспериментальных данных утверждают, что около восьмидесяти процентов читателей уделяют внимание только заголовкам [1].

Функционирование категории комического в различных дискурсах зависит от взаимодействия функций данного дискурса, функций комического и языковой игры. Нередко несколько функций могут выступать синкретично в одном контексте. Среди основных социокультурных функций комического в текстах СМИ можно выделить: 1) аттрактивную функцию – привлечение внимания собеседника или аудитории к передаваемой информации; 2) людическую (или эстетическую) функцию – стремление развлечь или развлечься; 3) социально-критическую функцию – вскрытие противоречий в целостной системе социальной деятельности; 4) дискредитирующую (или обличительную, уничижительную) функцию – разрушение отживших ценностей или понижение оценки чего-либо; 5) волюнтативную функцию – призыв или побуждение к каким-либо действиям или умозаключениям; 6) гармонизирующую функцию – освобождение внутренней энергии, снятие напряжения, гармонизация отношений; 7) информативную функцию – объективное сообщение каких-либо событий или фактов.

Список использованных источников

1. Ибрагимова С.З. Игровой заголовок как зона формирования оценки: автореф. дис. … канд. филол. наук. Махачкала, 2010. 23 с.
2. Лазарева Э.А. Заголовок в газете: учеб. пособие. 2-е изд. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. 84 с.
3. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М.: Искусство, 1968. 191 с.
4. Санников В.З. Язык в зеркале языковой игры. М.: Языки русской культуры, 1999. 544 с.
5. Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве / под ред. М.Л. Гаспарова. М.: Наука, 1972. С. 4–73.
6. Raskin V. Semantic Mechanisms of Humor. Dordrecht; Boston; Lancaster: D. Reidel Publishing Company, 1985. 284 p.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1065

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке