Ключевые слова: техносферная безопасность, промышленная безопасность, химические дисциплины, компетенция, компетентностный подход.

Безопасность человека – необходимое условие развития общества. Техносфера является частью биосферы, созданной человеком для защиты от естественных опасностей и создания для себя наиболее благоприятных условий жизни. Однако с активной эволюцией современной техносферы появляются новые опасности для человека. Источником этих опасностей, как правило, являются объекты различных отраслей промышленности – опасные производственные объекты (ОПО).

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Исследования показали, что практически все ОПО являются источникам неконтролируемых выбросов опасных веществ, в частности опасных химических веществ (ОХВ). Поэтому, целью развития современной промышленности является модернизация технологических процессов и производств, неразрывно связанная с решением вопросов промышленной безопасности. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, одной из которых является подготовка квалифицированных специалистов.

Институт химии СГУ с 2012 года осуществляет подготовку студентов по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность» профиль «Промышленная безопасность технологических процессов и производств». Цель процесса обучения – подготовка специалистов, способных выдержать конкуренцию на рынке труда и осуществлять производственно-технологическую деятельность, научно-исследовательскую, организационную и управленческую деятельность в области обеспечения промышленной безопасности. Подготовка бакалавров данного направления обусловлена их востребованностью на промышленных предприятиях г. Саратова, Саратовской и других областей РФ.

Практическая направленность обучения реализуется путем проведения лабораторных занятий, практических занятий, учебных и производственных практик. Студенты имеют возможность прохождения практик на ОПО в отделах промышленной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды,  а также в экспертных и контролирующих организациях. К таким организациям относятся ОАО «Саратовский НПЗ», ООО «Саратоворгсинтез». ОАО «НИТИТесар», ТОО «Аспан», ООО Мясокомбинат «Дубки», Атомная электростанция (г. Балаково).

Независимо от «природы» все ОПО в той или иной степени являются объектами, на территории которых хранятся ОХВ. Поэтому подготовка специалистов данного направления требует достаточно глубокого изучения химических дисциплин. В соответствии с учебным планом химические дисциплины составляют приблизительно 10% от общего количества часов. Одной из задач совместной деятельности преподавателей, работающих со студентами этого направления, является согласованность рабочих программ различных дисциплин. Такой подход позволяет более рационально осуществлять процесс обучения на основе ранее изученного материала и в большей степени использовать взаимосвязь между дисциплинами.

Группы студентов данного направления немногочисленные, число студентов от 20 до 24 человек. Для них характерно наличие незначительного конкурса при поступлении, и соответственно, достаточно слабые базовые знания по химии и математике. Основная часть студентов окончила общеобразовательные учебные заведения, в которых изучение химии в старших классах осуществляется в течение 1 часа в неделю.

Современное образование направлено на формирование определенных компетенций, в данном случае на частичное формирование и овладение компетенцией ПК-22, формирующей способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Профессиональная компетенция ПК-22 связана со способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления её возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-11); способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные (ПК-20); способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ПК-23).

Одной из первых дисциплин химического блока является «Общая и неорганическая химия», цель изучения которой – освоение основ обшей и неорганической химии, необходимых для изучения свойств химических веществ и химических явлений, составляющих основу различных технологических процессов и производств.

Изучение данной дисциплины осуществляется во втором семестре первого года обучения. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 7 зачётных единиц, что составляет 252 часа, из них лекции – 72 часа, лабораторные занятия – 72 часа, самостоятельная работа, включая подготовку к зачёту и экзамену – 108 часов. В течение семестра предусмотрено выполнение 3-х контрольных работ одна из них – экспериментальная контрольная работа. Промежуточная аттестация зачет и экзамен с оценкой.

Значительная трудоёмкость химических дисциплин, в частности «Общей и неорганической химии» указывает на их значение для обучения студентов данного направления. В результате освоения дисциплины «Общая и неорганическая химия» обучающийся должен: знать: основные теоретические положения общей и неорганической химии; основные положения теории химической связи; основные закономерности протекания химических реакций и факторы, определяющие их скорость; реакционную способность химических веществ, наиболее часто применяемых в технологических процессах получения продуктов химической промышленности; основные правила работы с химическими реактивами; правила техники безопасности при работе в химической лаборатории; уметь: использовать основные понятия химии и химических систем, их закономерности; выявлять признаки протекания реакции; характеризовать химические свойства (кислотно-основные, окислительно-восстановительные) отдельных элементов и их соединений; определять возможные направления химических взаимодействий; обрабатывать результаты лабораторных работ с использованием представления полученных результатов в графическом виде и в виде таблиц; решать типовые учебные задачи по основным разделам общей и неорганической химии; применять правила техники безопасности и требования охраны труда при работе с химическими веществами; владеть: навыками работы с учебной литературой, основной химической терминологией и понятийным аппаратом общей и неорганической химии; навыками работы с химическими реактивами с соблюдением норм техники безопасности (ТБ) и требований охраны труда (ОТ) в лабораторных условиях.

Процесс обучения химии использует знания, полученные при изучении предыдущих по рабочему плану дисциплин, в частности, раздела «Молекулярная физика и термодинамика» (газовые законы; внутренняя энергия системы, первое начало термодинамики, энтальпия, энтропия; обратимые и необратимые процессы, второе начало термодинамики); основные понятия, а также усвоенные при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: химические негативные факторы, вредные вещества, классификация вредных веществ по видам, агрегатному состоянию, характеру воздействия и токсичности; классы опасности вредных веществ; пути поступления в организм человека, распределение и превращение вредного вещества в нем, характер воздействия, комбинированное и комплексное действие вредных веществ; предельно-допустимые концентрации вредных веществ, основные источники поступления вредных веществ в среду обитания и т.д.

Виды учебной деятельности, реализуемые при изучении дисциплины: освоение теоретического материала, выполнение лабораторных и контрольных работ, тематическое и итоговое тестирование, самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа.

Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Интерактивное обучение способствует увеличению взаимодействия «преподавательстудент» и созданию оптимальных условий процесса обучения. Самым интересным и привлекательным видом деятельности для студентов является выполнение химического эксперимента. Лабораторный практикум является первым в студенческой жизни обучающихся, именно он имеет большое значение в развитии навыков по выполнению и оформлению результатов экспериментальной работы. Каждую лабораторную работу можно считать проблемной ситуацией и её решение позволяет реализовать творческую деятельность, развивать коммуникативную способность каждого студента, научить его аргументированно выражать свои мысли в присутствии других, развивать навыки экспериментальной работы. На занятиях обсуждаются ситуации (сценарии) возможных аварийных выбросов химических неорганических соединений в окружающую среду. Особое внимание заслуживают химические вещества, составляющие основу опасных производств г. Саратова и области. Студент имеет возможность самостоятельно и творчески анализировать предлагаемую ситуацию, находить решение поставленной проблемы, интерпретировать полученные результаты.

Обучение студентов в ВУЗе отличается наличием большого числа часов самостоятельной внеаудиторной работы студентов. К сожалению, многие студенты не могут осознанно оценить роль самостоятельной работы в процессе обучения и считают, что это время они могут использовать по своему назначению. Поэтому роль преподавателя заключается в том, чтобы организовать самостоятельную работу студентов: разработать комплект индивидуальных заданий по каждой теме и обязательно контролировать их выполнение. Студенты должны понимать, что самостоятельная работа это форма и метод обучения.

Кроме того, преподаватели, работающие в группе, должны обращать особое внимание на все виды деятельности студентов и приучать их к общепринятому алгоритму оформления научных исследований. При решении расчетных задач необходимо придерживаться общепринятой формы записи: условие задачи; общие формулы, используемые при решении и сам ход решения с указанием размерности всех физико-химических величин.

На первом курсе происходит сложный период адаптации студентов к новым условиям процесса обучения. Успешность адаптации студентов зависит от их психологических особенностей. Помощь в решении этих проблем оказывает преподаватель «Общей и неорганической химии», являющийся одновременно куратором.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Результаты оценивания различных видов деятельности заносятся в практикантскую книжку, имеющуюся у каждого студента, происходит перерасчёт в баллы (система БАРС), а затем в итоговую оценку за работу в течение семестра. Химическая подготовка бакалавра – формирование химического мышления,  помогающего решать вопросы качества, надежности производственной безопасности, а также многообразные частные проблемы физико-химического характера.

Применение полученных навыков и знаний позволит выпускнику бакалавриата проводить анализ материалов, предоставляемых на ведомственный и общественный контроль состояния безопасности на предприятии; участвовать в проведении научных исследований в области безопасности; решать многочисленные химические проблемы, возникающие при работе в различных отраслях производственной деятельности.