Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Концепция социального предпринимательства и её реализация в России»

Аннотация: Социальное предпринимательство, как практика и поле научного исследования, предоставляет уникальную возможность и переосмыслить понятия из различных областей управления и бизнес-исследований. Эта статья выдвигает вид социального предпринимательства как процесс, который является источником социальных изменений и затрагивает важные социальные потребности в процессе, в котором финансовые выгоды для предпринимателей не являются главенствующими.

Ключевые слова: предпринимательская активность, социальное предпринимательство, инновационный потенциал, среда предпринимательства, социальное воздействие.

Социальное предпринимательство является новой развивающейся областью со множеством конкурирующих определений и различными концептуальными рамками. Рассматривая разницу между обычным бизнесом и социальным, важно отметить, что является приоритетом для предпринимателя – получение прибыли или решение социальной проблемы. Заслуга в популяризацию термина «социальное предпринимательство» может быть присуждена Уильяма Дрейтона, основателю «Ашока»- пер-вой в мире организацией по содействию социальному предпринимательству. Во время визита в Индию в начале 1980-х Дрейтон был вдохновлен общественным движением Бхаве, который пытался разорвать порочный круг нищеты путем справедливого распределения земли между богатыми и бедными слоями населения. Успех этого движения показал Дрейтону эффективность социального предпринимательства в стремлении к положительным изменениям. Компания Ашока теперь продвигает во всем ми-ре идею создания социальных перемен посредством информативного сайта и предлагает консультации по вопросам финансирования и поддержки социальных предпринимателей во всех различных типах экономических условиях по всему миру. [2]

За годы социальное предпринимательство изменилось от благотворительных организаций к реальным предприятиям, которые способны более эффективно решать социальные проблемы и в то же время являться достаточно самодостаточными. Технологии оказали существенное влияние на становление глобального движения, в частности, интернет-сообщества и социальные сети имеют наибольшее воздействие, которое позволяет сотрудничать социальным предпринимателем между собой и обмениваться идеями быстрее, чем когда-либо прежде. Социальное предпринимательство оказывает положительное влияние не только для стимулирования экономического развития, но и непосредствен-но, для обеспечения его устойчивости.

Несмотря на значительное улучшение социальных трудностей путем такого особого вида предпринимательства, процесс часто тормозится из-за отсутствия финансирования или проблем в поиске инвесторов, готовых вкладывать средства в социальные вопросы. Бизнес, который не обещает при-быль в течение пяти-семи лет не привлекательный для традиционных инвестиций, вне зависимости от важности этой работы. Социальные предприятия, как правило, в состоянии быть самоокупаемым, но для некоммерческого социального предприятия, которые полагаются на фонды, благотворителей или правительство, это может стать проблемой, так как гранты в основном скромных размеров и их хватает на короткий срок.

Можно выделить несколько наиболее распространенных форм финансирования социального предприятия:

1. Государственные субсидии. Одним из главных источников привлечения финансовых средств из всех является правительство, поскольку у него имеются ресурсы для спонсорства социальных про-грамм и оно мотивированно созданием положительного социального влияние на общество. Как правило, получение государственного финансирования способствует повышению доверия к организации; если предприятие последовательно получает гранты и выигрывает конкурсы на финансирование, то в результате возможно привлечение инвесторов извне в свой проект.

2. Крауфандинг. Одним из послед-них и наиболее успешных форм финансирования является концепция известная как «финансирование от толпы» или краудсорсинг. Крауфандинг является формой финансирования через интернет, которая не просит одного крупного кредита, но вместо этого состоит из множества маленьких кредитов, полученные от нескольких лиц для достижения большой цели по сбору средств. Изначально должна быть заявлена цель, определена необходимая денежная сумма, составлена калькуляция всех расходов, а информация по ходу сбора средств должна быть открыта для всех.

Организация работы у большинства возникших краудфандинговых веб-сервисов примерно одинаковая. Жертвование средств происходит без каких-либо формальных обязательств, но авторы коммерческих проектов, в большинстве случаев, обещают бэкерам «отблагодарить» их первыми образца-ми выпущенной продукции, услугами на сервисе или иными «бонусами». Сами же платформы удерживают в свою пользу часть собранных средств, примерно 10%, в том числе несколько процентов на транзакции в платежных системах. 3. Венчурная филантропия. Венчурная филантропия объединяет концепцию и методы венчурного бизнеса с целями филантропов. Она направлена на то, чтобы с по-мощью финансовых ресурсов и нематериальной поддержки построить сильные социальные организации и проекты. Социальные инвестиции и гранты направляются в те сферы приложения, которые меняют жизнь людей к лучшему, такие как охрана окружающей среды, борьба с бедностью, образование, здравоохранение. Выделяют три модели привлечения в венчурную филантропию: создание традиционных фондов с системой грантов; создание некоммерческих организаций, финансируемых филантропами, которые работают через профессиональный наёмный штат; создание партнёрств, в которых инвесторы венчурного капитала тесно сотрудничают с получателями.

Идея социального предпринимательства в России приживается. Однако есть значительные отличия в формах социального предпринимательства в России и за рубежом. В основе зарубежных социальных предприятий лежит создание как социальной ценности, так и экономической. Помимо решения социальной проблемы, они создают что-то новое: новый способ финансовой поддержки, оказания услуг, производства товаров и т.д. К тому же помимо социальной миссии, для зарубежных социальных предприятий характерно наличие глобальной идеи. Также социальные предприятия за рубежом действуют в нескольких направлениях: микрофинансирование, трудоустройство, оказание услуг для социально-незащищённых групп населений и т.д. Зарубежные социальные предприятия не зависят от внешних источников финансирования. Они служат скорее дополнительным ресурсом их деятельности.

Деятельность российских социальных предприятий направлена на создание определённой социальной ценности, но экономическую ценность они теряют из виду. Внешние источники финансирования – основной ресурс их деятельности, что ставит под вопрос устойчивость социального предприятия. К тому же в основу деятельности социального предприятия России положена идея решения проблемы локального масштаба, т.е. отсутствует глобальная идея и возможность тиражируемости и масштабируемости, что ставит под вопрос эффективность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе. довольно низкой степенью инновационности.

Несмотря на отсутствие особой законодательной базы, тем не менее в России возможны некоторые виды государственной поддержки: во-первых, социальным предпринимателями доступны целевые субсидии в рамках программ Минэкономразвития России. Максимальный размер субсидии федерального бюджета составляет 600 тыс. рублей на одного субъекта социального предпринимательства — получателя поддержки, обеспечившего софинансирование расходов в размере не менее 15% от суммы получаемой субсидии. Кроме того, социальные предприниматели – одна из приоритетных групп при выделении субсидий начинающим предпринимателям и по образовательным программам. В настоящее время на удовлетворение социальных потребностей направлены усилия всех трех секторов: государства, бизнеса и некоммерческого сектора. Ни один из секторов не в состоянии удовлетворить их в одиночку, основываясь лишь на своих собственных возможностях. Актуальным вопросом остается изучение особенностей взаимосвязи и взаимодействия правительства, бизнеса и некоммерческого сектора в решении социальных проблем и его внедрение посредством социального предпринимательства.

Список использованных источников

1. Дрюкер П., Инновации и Предпринимательство: практика и принципы [Текст] / Русскоязычное издание: Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007 — С. 35-37
2. Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предприни-мательства с учетом возможностей его применения в современной России [Текст] / М.: ГУ ВШЭ, 2007 – С. 15-20
3. Шумпетер Й., Капитализм, социализм и демократия: Пер. с англ [Текст] // Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. М.: Экономика, 1995.
4. Boschee J., McClurg J. Toward a better understanding of social entrepreneurship: some important distinctions, 2003

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1162

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке