Ключевые слова: нравственно-правовая культура; виртуализация отношений; правовоспитательная работа; правовая культура; правовой нигилизм.
При формировании долгосрочной стратегии развития нашей страны президент В.В. Путин провозгласил, что в настоящее время все усилия государственных органов будут направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры [6]. Таким образом, в современных условиях формирование культуры и правовой, в том числе представляет собой одну из важнейших задач государства и правовой системы на современном этапе.
С учетом сказанного на сегодняшний день все более актуализируется изучение вопросов формирования нравственно-правовой культуры личности.
Говоря о нравственно-правовой культуре необходимо отметить, что она выступает одной из разновидностей культуры в целом. Ее значимость обусловлена тем, что она превосходит границы нормативного воздействия права на социальные и общественные отношения, и имеет огромное влияние на формирование сознания и деятельность личности в самых различных сферах жизни общества.
В наиболее общем виде под правовой культурой понимается «совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества» [1]. В свою очередь, правовая культура личности представляет собой знание, понимание и сознательное выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности [3].
Что касается формирования правовой культуры личности, то оно должно включать идеологическую и воспитательную работу, поддержку социально-правовой активности, вытекать из целей и задач государства на соответствующем историческом этапе. Полагаем, что цели формирования нравственно-правовой культуры личности применительно к современной России на сегодняшний день следующие: 1) формирование мировоззрения, основывающегося на общечеловеческих ценностях; 2) адекватное сочетание целей и задач государства и интересов личности на данном этапе общественного развития; 3) формирование всесторонне развитой личности с активной гражданской позицией и социальной ответственность.
Думается, что на формирование правовой культуры и правового сознания личности решающее влияние оказывают: непосредственные условия жизни и работы, организованная система обучения и воспитания, средства массовой информации, а также соответствующая государственная политика. Но самую важную роль в формировании правовой культуры личности занимает, та социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, в которой они родились и живут.
Небезоснователен тот факт, что основы нравственно-правовой культуры личности закладываются в детстве, именно поэтому наше государство оказывает огромное внимание правовой культуре молодежи.
Важным моментом в формировании правовой культуры личности является «виртуализация отношений» [5], это связано с распространением компьютерных технологий, использованием Интернета как средства общения и источника различной информации. По средствам различных чатов, социальных сетей и форумов люди пытаются уйти от противоречивой реальности, а также восполняют нехватку реального общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла и просто снимают стрессы.
Тем самым все это негативно отражается на формирование правовой культуры и правового мышления, как отдельной личности, так и всего российского общества, что приводит к дестабилизации взаимоотношений в обществе, порождая множество конфликтов и противоречий.
Более того, в настоящее время сеть Интернет стала содержать огромное количество информации, оказывающей негативное влияние на правовое сознание и уровень правовой культуры – это пропаганда правового нигилизма, различных правонарушений, преступлений, противоправного поведения по отношению к личности, обществу и государству. Такого рода пропаганда влечет установку безнравственных ценностей и приоритетов. Однако бороться с данным явлением очень сложно, так как каким-либо образом ограничить доступ в интернет для граждан не представляется возможным.
Также актуальной проблемой на сегодня является возрастание роли средств массовой информации. Именно они в настоящее время распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, модулируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться.
Ввиду того, что нравственно-правовая культура прививается личности с детства особое значение в ее формировании занимают учебные заведения. Вышеназванные учреждения и общественные организации направлены на повышение уровня правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности, на воспитание позитивного отношения к праву и закону, уважительного отношения к действующим нормам, а также они главным образом направлены на повышение желания у людей следовать требованиям закона и строить свою жизнь в соответствии с принципами правового поведения.
Исходя из вышеизложенного следует, что формированию нравственно-правовой культуры способствует правовое воспитание граждан. По словам Мельникова С.А. «правовоспитательную работу нужно начинать даже не со школы, а с детского сада – на доступном языке объяснять какие-то правовые вещи» [2]. Схожего мнения придерживается и А.А. Редько, который отмечает, что «знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, т. к. это необходимая составляющая всесторонне развитой личности» [4].
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
В связи с чем, мы разделяем мнения ученых, о необходимости принятия Программы развития правовой культуры граждан, которая будет связана с конкретными измеримыми показателями деятельности соответствующих органов, конкретными сроками и ответственными за исполнение. В нашей стране уже имеется практика принятия подобных документов. Так, например, приняты и успешно функционирует Стратегия национальной безопасности РФ, Программа противодействия коррупции РФ, Доктрина образования РФ и т.д. Думается, что принятие данного нормативно-правового акта будет способствовать установлению целей и задач развития правовой культуры и определению направлений культурной политики.
Таким образом, основные проблемы формирования правовой культуры состоят не в количественной, а в качественной стороне, поскольку в нашей стране уже есть все необходимые для этого институты, а психологические установки, менталитет власти и граждан не позволяют в полной мере сформировать полноценную правовую культуру, как отдельной личности, так и общества в целом.
Список использованных источников
1. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура/ Волгоград: Изд-во ВолГУ.2005.
2. Мельников С.А. Продолжение разговора о российской правовой культуре // Информационно-аналитический журнал «Политическое образование». – 2011. – №3.
3. Стрыгина С.В. Правовая культура современной России // Известия Саратовского университета. – 2012. – вып.1.
4. Редько А.А. Место и роль правового воспитания в правозащитной политики России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. – № 1.
5. Ромашов Р.А., Шукшина Е.Г. Правовая культура и правовой нигилизм // Правовая культура. – 2014. – №1.
6. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию 2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kremlin.ru/transcripts/5979 (дата обращения: 09.04.2017).