Ключевые слова: западный постмодернизм, отечественный постмодернизм, словарь постмодернизма, ключевые слова эпохи 21-ого века, литература, искусство.

Постмодернизм – как современное культурное течение, – характеризуется представителями философии, литературы, живописи как явление парадоксальное и противоречивое. Его интерпретация, представленная у западных и отечественных авторов, – требует особого рассмотрения. Говоря о неоднозначности данного направления, известный российский ученый И.П. Ильин сравнивает постмодернизм с химерой, которая (как и постмодернизм) грозно ниспровергает шаблоны высокого модернизма, своим хвостом сметает в мусор штампы развлекательного жанра.

Определение понятия «постмодернизм» зафиксировано в трудах многих философов, эстетиков, литературоведов, музыковедов. Дефиниция понятия представлена в работах И.П. Ильина, где постмодерн истолкован как явление в литературной критике. Игровое начало постмодернизма отмечает эстетик с мировым именем В.В. Бычков. Глубокое интеллектуальное начало выявлено отечественным философом А.А.Грицановым, который акцентирует внимание на философской сущности направления.

Вопрос о возникновении эпохи постмодернизма многими искусствоведами не решен однозначно. Так, большинство ученых говорят о 1950, другие (К.Батлер, И. Хассан) – о 1930, а третьи (И.А.Добрицына) – о 1970. Хрестоматийным считается связывать появление термина с книгой Р. Паннвица «Кризис европейской культуры» (1917), где речь идет о «постмодерновом» человеке.

Интерпретация постмодернизма связана с целым рядом имен. В поле нашего внимания – литературный посмодернизм. Одно из самых неоднозначных и противоречивых явлений искусства XX – XXI веков до сих пор не изучено в виду отсутствия жестких иерархических категорий. Понятия постмодернизма целесообразно выявить на основе имеющегося литературного знания. Интерпретация литературного постмодерна западными и отечественными мыслителями, представлена в трудах таких ученых как: Н.П. Беневоленская, Д. Затонский, М.Н. Липовецкий, Н.В. Киреева, В.Н. Курицын, Н.Е. Лихина, М.Н. Эпштейн и др.

Взаимоотношение прошлого и настоящего, традиции и современности – устойчивая черта многих направлений. В этой связи, литературоведы говорят о преемственности постмодернизма. Сопоставление двух течений – модернизма и постмодернизма – осуществляет американский литературовед И. Хассан. Если модернизму присущи такие категории, как иерархия, законченность мысли, центрирование, жанровые границы, парадигма, метафора, интерпретация, означаемое, основной код, трансцендентность, то для постмодернизма характерны бинарные термины. В их числе – открытая разомкнутая форма, игра, анархия, открытый процесс/форма, перфоманс, хэппенинг,интертекст, противоинтерпретация/неверное толкование, означающее, ризома, идиолект,идиолект, шизофрения, имманентность и др.

Суммируя основные черты постмодернизма, И.Хассан выстраивает следующую категории постмодернизма: «неопределенность», «фрагментарность», «деканонизация», «безличность», «ирония», «гибридизация», «карнавализация», «перфоманс», «конструктивизм».

Оппозиционный принцип выявления основных признаков постмодернизма оказывается убедительным для многих авторов начала XXI-го века. Среди ученых и отечественный культуролог Т.П. Матяш, который, характеризуя данный феномен, отмечает ряд особенностей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

  1. Постмодерн отказывается от категорий «истина, «сущность», «цель», «замысел», а, следовательно, от таких понятий, как «исток», «причина», замещая термином «след».
  2. Постмодернизм исключает категорию «сущность», которая ориентирует ученого на поиск корней явлений (это в свою очередь привод к появлению понятия «поверхность», или «ризома») . В этих обстоятельствах невостребованными терминами становятся «цель», «замысел» и др., заменяемые на «игра», «случай».
  3. Постмодернизм отказывается от «понятийной иерархии». Взамен предлагается установка на анархию.
  4. Постмодерн противопоставляет «метафизику» — «иронию», а «трансцендентному» — «имманентное»».
  5. Постмодернизм тяготеет к необъяснимости, в виду чего категория неопределенности – становится центральной в числе ключевых слов постмодернизма.
  6. На смену терминам «жанр», граница» приходят такие, как «текст» или «интертекст».

Одним из первых исследователей – сущности западного литературного постмодерна – отмечает американский писатель Лесли Фидлер. Среди его работ – известная статья «Пересекайте рвы, засыпайте границы». В ней ученый постулирует мысль о нивелировании в постмодерне границ между «высоким» и «низким». Помимо этого, именно Л.Фидлер именует постмодернистского писателя «двойным агентом».

Среди западных писателей современной эпохи – Абе Кобо (1924-1993), Джеймс Джойс (1882-1941), Габриэль Гарсия Маркес (р.1928), Умберто Эко (р.1932), Хохе Луис Борхес (1899-1986), Милорад Павич (р.1929) и др., которые по-разному воспринимали современную действительность. Так, ирландский писатель Джеймс Джойс, — автор сборника рассказов «Дублинцы» (1914), пьесы «Изгнанники» (1918), романа «Портрет художника в юности» (1917), — в романах «Улисс» (1922), «Поминки по Финнегану» (1939) выступил «открывателем новой поэтики, способов нового письма, в которых художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения». Художественный метод Д.Джойса характеризуют как «поток сознания». Среди задействованных приемов письма – «пародии», «стилизации», «комические приемы», «мифологические и символические аллюзии».

Манифестом постмодернизма является роман У.Эко «Имя розы». В нем детективная фабульная часть совмещена с авторскими комментариями. Это способствует восприятию многослойности произведения. В послесловии («Заметках на полях») ученый характеризует постмодернизм как «духовное состояние» («Kunstwollen»– подход к работе»). Поэтому, резюмирует автор, справедлива фраза, согласно которой у любого времени есть свой постмодерн. На примере собственного романа У.Эко характеризует постмодернизм, выделяя многие черты, среди которых ирония, метаязыковая игра, высказывание в квадрате, авторская маска, цитирование, ризома и др. У.Эко также говорит об интертексуальности.

Отечественный постмодернизм в большей степени реализовался в литературе. «Плюрализм» и «анархическая свобода» привели к «политизированности» данного явления – языком постмодернизма стал «язык соцреализма». Одним из первых постмодернистских текстов стало эссе Абрама Терца «Что такое социалистический реализм» (1957). Среди многочисленного ряда произведений созданных в это время, отметим прозу В. Сорокина («Очередь» — 1983, «Норма» — 1984, «Дисморфомания» — 1990); В. Ерофеева («Москва – Петушки»); С.Соколова («Школа для дураков», «Палисандрия» — 1980-1985) и др. На основе этих и других материалов эпохи И.С. Скоропанова выводит свой глоссарий эпохи. В числе дефиниций эпохи: «цитатно-пародийное дву-и многоязычие», «пастишизация», «ризоматика», «травестирование», ирония и пародия, многоуровневая организация «двуадресного текста» и др.

Закономерности постмодернизма зафиксированы также М.Н Эпштейном. Литературовед отмечает, что постмодернизму не свойственна иерархия, и указывает на то, что место бинарных оппозиций вытеснено ризоматическими конструкциями. Автор считает, что снимается противопоставление «элитарного» и «массового», «центра» и «периферии», «глобального» и «локального», а также революционная оппозиция обществу, авангардистский вызов традиции. М.Н. Эпштейн отмечает, что личность в постмодерне – это иллюзия сознания. За любой личностью лишь конструкция бессознательного.

Обобщая труды западных и отечественных литературоведов, целесообразно выделить следующие термины: интертекстуальность, ирония, метаязыковая игра, авторская маска, ризома, двойной код, пародийный модус повествования, «мир как текст» и «сознание как текст», фрагментарность повествования, постмодернистская чувствительность, неопределенность, деканонизация, «безличность», гибридизация, карнавализация, перфоманс, конструктивизм и др.. Проработанный терминологический аппарат современного знания может быть применен и любому литературному объекту; перечисленные черты будут проявляться в разной степени. Ключевые слова постмодерна диаметрально противоположны категориям классического фундаментального литературного знания. Наличие новой терминологической базы раздвигает рамки классического анализа, что значительно упрощает исследование литературных артефактов пост-практики.

Полученные результаты позволяют составить картину литературного постмодернизма – как целостного явления. Однако помимо решенных задач «языка» эпохи, остается проблема материала. В связи с постоянным появлением новых литературных объектов, расширяются и терминологические горизонты эпохи. В связи с этим, список понятий и ключевых слов эпохи целесообразно оставить открытым. Процесс изучения литературного постмодернизма может напоминать открытую форму: новые детали будут постоянно обогащать имеющееся знание.