Ключевые слова: Малое предпринимательство, социологический опрос, особенности развития бизнеса, Ростов-на-Дону, приоритетные направления.
Основная задача исследования — изучить условия предпринимательской деятельности субъектов малого предпринимательства города Ростова-на-Дону как фактора социально-экономического развития. Сегодня состояние среды, в которой работает малый бизнес, отличается сложным и противоречивым характером, поэтому вопросы развития условий работы предпринимателей сохраняют свою актуальность и являются предметом активных дискуссий о роли, проблемах, потенциале, перспективах и вкладе результатов деятельности предпринимателей в экономику. В нашем исследовании мы попытаемся оценить состояние деловой среды субъектов малого предпринимательства в городе Ростове-на- Дону и еѐ конкретные аспекты. Большое внимание, в частности, будет уделено институтам, инструментам и ресурсам, которые имеются в городе и могут быть использованы для развития предпринимательской среды.
Исследование пройдет в два этапа. В рамках первого этапа (с 1 по 30 апреля 2015 года) собраны данные респондентов, занятых в малом бизнесе. Всего получены данные по 180 субъектам малого предпринимательства города-миллионника Ростова-на-Дону. На втором этапе будет проведено интервьюирование предпринимателей и субъектов, образующих институты поддержки малого бизнеса, а также проведены две фокус-группы для получения данных для более глубокого анализа.
Методология I этапа исследования:
- CAWI: опрос через online-панель
- Пол: мужчины и женщины
- Статус: индивидуальные предприниматели и собственники, ведущие менеджеры предприятий малого бизнеса
- Возраст: 18+
- Выборка: 180 респондентов
Среди опрошенных превалируют зрелые предприятия, возраст которых превышает 5 лет. Их среди всех респондентов – 47,8%. Согласно существующему мнению до 3-х летнего возраста в России доживают только менее 4% всех предприятий (в Европе – около 6%). Наша диаграмма, хотя не опровергает этого утверждения, но выглядит весьма оптимистично. Двухлетний рубеж перешагнуло 49 предприятий, опрошенных респондентов, а еще 28 как раз его преодолевают.
71,7%опрошенных респондентов заявили, что представляют микропредприятия, где трудятся не более 10 человек.
Вопреки сложной экономической ситуации в России, большинство респондентов смотрят в будущее с оптимизмом и намерены развиваться дальше, — их подавляющее большинство – 46,1%. Только 2,2% респондентов отметили, что собираются закрывать свое дело.
67,2% опрошенных отметило, что изменений как таковых не наблюдается — не увидели серьезных изменений, способных повлиять на деятельность предприятий малого бизнеса. И это не удивительно, учитывая, каким непростым выдался прошлый год и начало 2015. 23,9% респондентов ещѐ более пессимистичны, они утверждают, что работать в городе стало сложнее. Это утверждение требует дополнительной проверки и подвергнется анализу в интервью. 6,1% отмечают улучшения проводимой государством поддержки малого бизнеса в г Ростове-на-Дону.
Почти половина респондентов – 47,5% пессимистичны, они утверждают, что ситуация в экономике страны будет ухудшаться. Вместе с тем 37,4% уверены в том, что больших изменений не произойдет и что худшее уже позади. 15,1% респондентов отмечают некоторые улучшения в стране за последний год с точки ведения малого бизнеса.
16,8% респондентов заявили, что в их бизнесе они получают большинство заказов от новых клиентов. 46,4% респондентов не смогли явно выявить доминирующий канал потока клиентов и заявили, что заказы поступают примерно наполовину как от новых, так и от старых заказчиков. Учитывая, что большинство респондентов – это зрелые предприятия, возраст которых превышает 5 лет, то следует отметить высокую долю заказов от старых клиентов – почти 37%.
Активный поиск новых клиентов является самой актуальной задачей для 55,6% опрошенных ростовских предприятий малого бизнеса. Эти данные коррелируют с ответом на вопрос о расширение бизнеса и привлечении новых клиентов: более 16,7% респондентов указали, что планируют расширяться дальше. Вместе с тем, высок уровень тех, кто занимается оптимизацией и сокращением расходов, таких оказалось почти 45%. Об удержании существующих клиентов заявило 31,7% респондентов. 1 респондент заявил, что рассматривает безубыточное закрытие как приоритетную бизнес-задачу.
В России наиболее инновацинно-активными считаются предприятия среднего бизнеса. Однако следует отметить, что 38,2% ростовских респондентов отметили использование в их компаниях инновационных технологий. По нашему мнению, это высокий процент и характеризует ростовских предпринимателей как активных и использующих современные технологии. Здесь следует уточнить, что учитывалось не только производство инновационной продукции, но и ее использование в хозяйственной деятельности респондентов.
Интернет-реклама – выбор ростовского малого бизнеса. Доля интернет- рекламы от всей рекламы, размещаемой предпринимателями, – почти 70%. Остальные рекламные каналы менее востребованы. Ближайшие преследователи – заняли примерно одинаковые позиции, отставая от лидера более чем на 30%. Так, каналами наружной рекламы, рекламы в печатных СМИ и инструментом «холодные звонки» пользуется менее 33% респондентов. При таком распределении сил вполне очевидно, что интернет- рекламу отличают, в первую очередь, простота, доступность, эффективность и возможность получить быстрый результат. Самый дорогой сегмент, телевизионная реклама, не популярен у представителей малого бизнеса Ростова-на-Дону, на ее долю приходится около 3%. Большинство респондентов использует несколько каналов рекламы одновременно (2 и более канала). Достаточно популярным видом распространения рекламы выступает «сарафанное радио». Среди иных каналов продвижения наиболее респондентами были отмечены: личное общение, промо-мероприятия, печатная продукция – флаеры и листовки, промо-акции и интернет- продвижение. Часть респондентов отметили, что рассматривают выставки и презентации как способ заявить о себе и своих продуктах.
41,2% предприятий респондентов не имеют рекламного бюджета, или он составляет менее 5 тыс. руб. 28,2% респондентов отметили, что их рекламный бюджет составляет от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. Таким образом, следует признать, что ростовский малый бизнес имеет достаточно скромные рекламные возможности в части отсутствия запланированного бюджета (около 69%). Около 25% респондентов отметили, что их предприятия располагают бюджетом до 50 тыс. руб. Малого бизнеса, чей рекламный бюджет превышает 50 тыс. руб. в г. Ростове-на-Дону почти 6%.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
37,2% респондентов заявили, что цены на производимые на их предприятиях малого бизнеса товары и услуги в 2015 г. никак не изменятся. При этом почти 6% предполагают даже снижение цен. Вместе с тем самая представительная группа опрошенных указывает на предопределенность роста цен. Так, 35,6% опрошенных заявили, что их цены увеличатся в пределах 10%. Еще 17,2% выразили возможность увеличения цены в пределах 20%. Есть и такие, кто предполагает рост цен на свою продукцию более, чем на 20%, таких оказалось 4,4 %.
Список использованных источников
1. Гербер Э.М. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства: учеб.пособие / Э.М. Гербер. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Олимп-бизнес», 2012. – 230с.
2. Иоффе А.Ф. Малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства // Человек и труд. — 2013. — №1. – С. 61 – 80
3. Мошкин И.В., Бахтеева Е.В., Хубулова В.В. Модели развития предпринимательства: точки роста // Научный потенциал молодежи: будущее России / Материалы II Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 2013. С. 104-110.
4. Мошкин И.В. Система государственной поддержки организации предпринимательской деятельности, ориентированная на повышение качества жизни // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-2 (45-2). С. 827-830.
5. «Карты» сегментов малого и среднего бизнеса РФ Рейтинги перспективности кредитования сегментов МСБ, Исследование [Текст]: Национальный институт системных проблем предпринимательства. 2013