Ключевые слова: маркетинг, маркетинг в супермаркетах, методы маркетинга, маркетинговые приемы.

Ежедневно и повсюду мы сталкиваемся с различными проявлениями маркетинга. Маркетинг – это практическая деятельность, система управленческих функций, с помощью которых организуют и руководят комплексом мероприятий, связанных с оценкой покупательной способности потребителей, с ее превращением в реальный спрос на изделия и услуги и приближением этих изделий и услуг к покупателям для получения прибыли или какой-либо другой цели [5].

Каждый из нас практически каждый день посещает различные магазины, для того чтобы приобрести необходимы товары. Часто при выходе из магазина мы можем обратить внимание на то, что планировали приобрести один продукт, а в итоге купили несколько, о которых дома даже не задумывались. Почему это происходит? На самом деле, на нас постоянно оказывает влияние множество приемов маркетологов. Рассмотрим самые распространенные из них.

Мелочь у кассы — самый известный метод увеличения продаж. У кассы должны быть расположены стеллажи с многочисленными мелкими покупками: шоколадные батончики, жевательные резинки, конфеты, мелкая косметика и т.д. Это так называемые «неожиданные» покупки, когда решение об их приобретении приходит в последний момент. К тому же очередь обычно двигается неспешно, а человек все это время будет рассматривать товар рядом с собой. И каждый десятый покупатель обязательно что-нибудь купит [4].

Магия цифр 9. Это основа всех основ маркетинга. Многим покупателям уже давно известен данный метод, но он все равно продолжает действовать на их сознание. Вы видите ценник в 49.99 рублей, при этом прекрасно понимаете, что это почти 50, но если через минут десять спросить, сколько стоил купленный вами товар, то наверняка ответ будет «Сорок с чем-то рублей», но никак не «Практически пятьдесят». На подсознании остается чувство, что данная цена более тяготеет к 40 рублям и выглядит дешевле [3].

Следующий прием — расположение стоек с продуктами и выкладки товаров таким образом, чтобы самое необходимое находились как можно дальше друг от друга (например, хлеб и молочная продукция в разных частях магазина). В данном случае маркетологи рассчитывают на то, что в поисках молока вы сначала пройдете мимо остальных продуктов, захватив попутно что-нибудь еще, с большой скидкой или выгодной акцией [1].

«Два по цене одного» — один из способов продать продукцию, которая плохо продается или со скорым выходом срока годности. Стоит предложить покупателям купить этот же самый товар, но с условием, что купив два (четыре, пять и т.д.) – они получат значительную скидку, и продажи существенно возрастут [4].

Метод «высота имеет значение». Вы когда-нибудь обращали внимание, что весь дорогой товар находится на средней полке прилавка, как раз на высоте ваших глаз? Это сделано для того, чтобы вы сначала увидели самый дорогой товар. Далее идет расчет на психологию, чтобы вы решили, что товары на полках, которые находятся выше или ниже, менее качественный. Также довольно часто это место завоевывают популярные бренды, так как их товары приносят большую прибыль [1].

Дисконтные карты. На самом деле, дисконтные карты дают покупателям совсем небольшие скидки, тем более, в большинстве случаев, их действие начинается после того, как покупатель потратит в супермаркете конкретную сумму. Владельцы магазинов теряют немного прибыли, предоставляя скидки, зато человек после получения дисконтной карты часто становится постоянным покупателем и в дальнейшем ходит именно в этот супермаркет, ведь считает, что здесь он экономит на покупках.

Чувство голода. С помощью приятных запахов вызывается чувство голода, благодаря чему покупатель приобретает больше товаров, чем ему было нужно. При этом кулинарные и кондитерские отделы обычно находятся недалеко от входа, чтобы человек сразу же уловил приятный запах.

Музыка. Практически во всех супермаркетах играет ненавязчивые мелодии или известные песни, которые используется с целью расслабить покупателя и задержать его. К тому же, под спокойную музыку человек будет идти медленнее, замедлять свой шаг, а значит более детально рассматривать прилавки. Чаще всего играет тихая музыка, но если в супермаркете много людей, то включается быстрая, чтобы ускорить передвижение людей по супермаркету [2].

Таким образом, рассмотрев основные и самые эффективные методы маркетинга в супермаркетах, можно задуматься о том, какие товары действительно стоит приобретать, приходя в магазин, а какие – всего лишь ход маркетологов.

Список использованных источников

1. 10 уловок супермаркетов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://subscribe.ru/digest/business/marketing/n909023833.html. — (Дата обращения: 12.04.17).
2. Деловая психология. Маркетинговые приемы в супермаркетах [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.b-sector.ru/psy/marketingovye-priemy-vsupermarketax.html. — (Дата обращения: 13.04.17).
3. Интересный маркетинг: 7 методов маркетинга, применяемых в супермаркетах [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://biz-anatomy.ru/vse-stati/prodazhi-imarketing/230-interesnyj-marketing-7-metodov-marketinga-primenyaemykh-vsupermarketakh. — (Дата обращения: 13.04.17).
4. Маркетинговые приемы в супермаркете [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://basinform.ru/biznec/samoe-glavnoe-o-marketinge/177-marketingovye_priemy_v_supermarkete.html. — (Дата обращения: 12.04.17).
5. Успенский И.В. Интернет – маркетинг [Текст] / Успенский И.В. // Учебник.- СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003.