Ключевые слова: инновации, государственно-частное партнерство, бизнес.
Одной из важнейших задач нынешнего этапа развития инновационной экономики становится привлечение инвестиций в технологический сектор. В данных условиях необходимо задействовать все источники инновационного роста, к инновационному прорыву и повышению эффективности функционирования национальной инновационной системы ключом может стать новая стратегия компаний и повышение эффективности государственного управления инновационными процессами. Одним из способов привлечения инвестиций в инновационную сферу становится разделение рисков совместно с инвестором, т.е. государственно-частное партнерство. Концепция ГЧП активно развивается в России, ее применение все больше требует к себе повышенное внимание и анализа проблем и рассмотрения дальнейших перспектив.
Согласно определению, которое дано в толковом словаре «Инновационная деятельность», ГЧП – это «институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых инвестиционных проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг» [1]. На основе ГЧП могут реализовываться проекты разного масштаба — международные, национальные, региональные и локальные. Как правило, такие альянсы являются временными, создаются на срок осуществления конкретных проектов.
Одной из характерных особенностей ГЧП как механизма привлечения инвестиций частных инвесторов в инновационные проекты является то, что государство может брать на себя функции страхования рисков, которые сопровождают проекты, предоставляя специальные гарантии сделке, и способствует привлечению частных ресурсов в реализацию проекта в больших объемах, чем просто государственные кредиты или субвенции.
Юридическое, организационное и экономическое партнерства бизнеса и государства позволяет привлечь в инновационный сектор дополнительные ресурсы, объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов: с одной стороны – ресурсы государства в форме его собственности, с другой ресурсы бизнеса в виде применения современного менеджмента, а также привлечения инвестиций и внедрение инноваций. Таким образом, можно говорить о повышении эффективности инновационной сферы, разделении рисков и компенсации затрат.
В середине 2015 г. в России, по данным Федерального информационного портала «ГЧП-инфо», официально зарегистрировано 168 инвестиционных проекта ГЧП: 1 межрегиональный, 32 федеральных, 98 региональных и 37 муниципальных. Из них 36 проектов – планируемые, а 28 – уже реализованные проекты [2]. Большинство проектов реализовано в сфере жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения.
ГЧП-сегмент в России проходит период пилотной стадии, когда каждый проект структурируется в режиме «пилотного запуска».
Консалтинговую инфраструктуру сегодня в России представляют около 20 компаний, среди которых наиболее значимые: VegasLex, Magisters, LegalCapitalPartners и др. Бюджет на юридические услуги по ГЧП-проекту составляет несколько миллионов долларов. При общей стоимости проекта 100–150 млн долл. расходы на юристов могут составить 2–3 млн долл [3].
Как отмечают эксперты, около 50% всех инвестиций в настоящее время приходится на 10 регионов – ведущих игроков, и этот показатель стабильно удерживается в течение последних пяти лет.
К регионам-лидерам относятся субъекты РФ с наиболее высоким уровнем развития государственно-частного партнерства. Первая пятерка регионов данной группы не претерпела сильных изменений по сравнению с рейтингом прошлого года. Лидирующие позиции занимают Санкт-Петербург и Республика Татарстан. Первый раз в данный список попали Москва и Ленинградская область. Перспективы развития ГЧП в регионах будут зависеть от политики, которая проводится региональными и муниципальными властями.
На данный момент – 131 проект в РФ. Данные представлены на основании Рейтинга регионов ГЧП-2014, формируемого ежегодно Центром развития ГЧП, совместно с ТПП РФ.
Дальнейшее развитие государственно-частного партнёрства в России, будет зависеть от того, станет ли публичная сторона квалифицированным заказчиком проектов ГЧП, а также сможет ли государство привлечь в такие сферы, как социальная, ЖКХ, и др., частных инвесторов. Однако, не следует забывать: основная мотивация использования государственно-частного партнерства органами публичной власти заключается в том, что проекты ГЧП могут принести больше экономических выгод, в том числе больший доход при лучшем соотношении цены и качества, чем другие альтернативные варианты.
Список использованных источников
1. Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я). 2-е издание., доп. Новосибирск: Ин-т ИЭиОПП СО РАН, 2008 г., 224 с.
2. Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ // Электронный ресурс : http://pppi.ru/
3. Центр развития государственно-частного партнерства. Аналитика// Электронный ресурс: http://pppcenter.ru