Ключевые слова: метод проектов, самостоятельная деятельность, физические качества.

Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка обучающихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях постиндустриального общества, в различных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере физической культуры.

Результаты научных исследований последних лет позволяют говорить о постепенном ухудшении состояния здоровья и физической подготовленности школьников. Традиционные модели физического воспитания оказываются малоэффективными в современной социокультурной ситуации. Чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимы организационные, методические и научные идеи, поиск новых подходов к физическому воспитанию.

За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в реализации проблем обучения, внедрение новых психолого-педагогических технологий, работающих в развивающем режиме. В последнее время внимание педагогов-новаторов привлечено к «методу проектов».

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта и его представлением в рамках устной или пись- менной презентации [2].

Метод проектов — личностно-ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Метод проектов как педагогическая технология — предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Преимущества этой технологии: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций обучающихся, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшее освоение знаний, дисциплинированность.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Выделяют слабые стороны проектного метода обучения:

  • необходимость наличия специальных мастерских и материалов, либо других материальных ресурсов;
  • требование разносторонней подготовки учителя;
  • непроработанность вопроса о способах организации деятельности, контроля и т.д.;
  • необходимость затрат дополнительного время педагога на подготовку и реализацию проектов.

Сильным моментом является то, что проекты, по сути, представляют собой упорядоченные по

степени сложности учебные задания, максимально приближённые к реальным условиям и одновременно посильные учащимся любой возрастной группы. Реализуя проекты, обучающиеся имеют реальную возможность получить предварительную подготовку в соответствии со своими склонностями.

Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов «общественности».

Типологические признаки проектов:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, роле игровая, ознакомительно-ориентировочная и пр.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность выполнения проекта [3]. Основные требования к использованию метода проектов:

1) Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2) Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3) Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

4) Определение конечных целей совместных индивидуальных проектов.

5) Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6) Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

7) Использование исследовательских методов:

  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
  • оформление конечных результатов;
  • анализ полученных данных;
  • подведение итогов, корректировка, выводы[1]. Теоретические позиции проектного обучения:
  • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении;
  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций обучающихся;
  • глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет их применения в различных ситуациях;
  • гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

На итоговом этапе проектирования и обучающийся и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле, при использовании метода проекта существуют, по крайней мере, два результата.

Первый (скрытый) – это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам проект. Поэтому необходимо начинающему руководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдений за обучающимися, что позволит  быть более объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата – это сам проект. Причем, оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Даже неудачно выполненный проект так же имеет большое педагогическое значение. На этапе защиты учитель и обучающийся подробным образом анализируют логику, причины неудач, последствия деятельности. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Таким образом, преподаватель, реализуя инструктивную направленность уроков физической культуры, формирует навыки самостоятельной деятельности обучающихся. Учитель определяет цель, задачи, содержание, принципы, методы, формы и средства, в результате этого у школьников формируются умения, навыки самостоятельного выполнения физических упражнений через приобретенную систему знаний.

В процессе организации самостоятельных занятий соблюдаются следующие условия:

  1. Упражнения должны быть несложными по координации и не требующие страховки.
  2. Необходимо стремиться к осознанному выполнению упражнений детьми, доходчиво объясняя цель каждого
  3. Задание по физкультуре дети получают после ознакомления с учебным материалом на уроке.
  4. Каждое задание должно подробно объясняться с тем, чтобы учащиеся ясно представляли содержание и технику выполняемого упражнения.
  5. Для самостоятельного выполнения подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определенное время.
  1. Для формирования позитивного отношения обучающихся к самостоятельному выполнению физических упражнений необходима постоянная, положительная мотивация к урокам физической культуры, интерес к самостоятельному выполнению упражнений является одним из важных условий эффективности самостоятельной учебной деятельности.
  2. Параллельно с формированием мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, воспитывается интерес к физической культуре.
  3. Большое значение в формировании интереса к занятиям физкультурой играет занимаемая позиция семьи учащегося. Интерес возникает и становится стойким, при условии, когда родители привлекают детей к занятиям физической культурой с младшего школьного возраста.
  4. Каждый ребенок нуждается в одобрении своей деятельности, в поощрении за достижения, ставшие результатом его собственного труда.

Чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы. Прежде всего, учащиеся должны овладевать двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий.

Подготовка обучающихся к самостоятельным занятиям должна начинаться с четкого, немногословного инструктирования школьников о цели и задачах конкретных самостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями о системе тренировок, привития необходимости технических и организационных навыков.

Учитель, руководствуясь целью и задачами урока, должен строить свою работу в следующей последовательности: разъяснение, доказательство, показ, практические упражнения с обязательным инструктажем о дозировке, темпе, ритме исполнения.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся и предполагает решение возникшей проблемы. Его внедрение потребует не только психологической готовности детей к новым способам обучения, но и кардинального изменения педагогической парадигмы — это отношение учителя и ученика к учебному процессу, стиля поведения педагога, когда имеет место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.

Список использованных источников

1. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. — М.: Народное образование, 2000. – 207 с.
2. Дворецкий С. Формирование проектной культуры / С. Дворецкий // Высшее образование в России. – 2003. — № 4. – С. 193
3. Палецкий С. В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие. / С. В. Палецкий. — Омск, 2004. — 71 с.