Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Метод проектов в системе практикоориентированного обучения студентов экскурсионному обслуживанию в Тверском государственном техническом университете»

Аннотация. Статья посвящена вопросам практикоориентированного обучения студентов экскурсионному обслуживанию в Тверском государственном техническом университете.

Ключевые слова: метод проектов, практикоориентированное обучение, экскурсионное обслуживание, экскурсоведение.

В настоящее время современная российская школа базируется на развивающей парадигме и использовании практикоориентированного подхода [1]. Метод проектов является одним из инструментов развивающей парадигмы, формирующих практикоориентированные навыки обучающихся.

Проект – это целенаправленная, организованная, самостоятельная работа студента для получения каких-либо результатов, которые должны обладать практической, теоретической и познавательной значимостью [2].

В ходе работы над проектом интеллектуальное партнерство преподавателя и студента способствует созданию сильной мотивации для самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, глубокому освоению современных инструментальных средств и технологий. Подобная совместная работа стимулирует ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему, поиск дополнительной информации. При таком подходе изменяется и роль преподавателя. Он становится консультантом, авторитетным источником информации [3].

Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий не только для креативных способностей и качеств личности обучающегося, но и формирования конкретных умений и навыков, необходимых для последующей успешной профессиональной деятельности [3]. Так, например, при реализации метода проектов активно используются современные информационно-коммуникационные технологии [4].

В целом, следует выделить несколько этапов работы над проектом. На первом – идейном, происходит формирование идеи проекта и поиск возможностей её осуществления, изучение соответствующей литературы, обсуждение полученных результатов. На втором автор проекта приступает к его формированию и проработке отдельных деталей. В итоге проект предстаёт в задуманной автором форме. На третьем этапе может осуществляться обсуждение и защита проекта или его практическая реализация. Количество этапов, их временное и смысловое наполнение зависит от специфики и направления проекта. Каждый из этапов может быть разделён на более мелкие самостоятельные уровни.

На наш взгляд, использование метода проектов как инструмента образовательного процесса в вузе обусловлена следующими положительными чертами:

— формирование и совершенствование навыков практической работы в выбранном направлении;
— развитие творческого подхода к поставленной проблеме;
— повышение интереса к предмету и усвоение дополнительной информации;
— возможность использования комплексного подхода к решаемой проблеме;
— самореализация обучающихся;
— получение практического опыта решения поставленных профессиональных задач;
— при возможности реализации проекта разработчики фиксируют положительные стороны и возможные недоработки;
— проект может стать отправной точкой для решения дальнейших научных проблем и практикоориентированных задач, выбора профессионального направления;
— разработанный проект показывает работодателю степень подготовки будущего работника и его профессиональные интересы.

Учитывая все положительные моменты практикоориентированного подхода, на кафедре социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета было решено активно использовать метод проектов в процессе обучения студентов по направлениям «Сервис» и «Туризм» в области подготовки и проведения экскурсий. Студентам предлагается разработать и апробировать проекты экскурсий различной тематики по г. Твери и интересным с точки зрения организации экскурсионного обслуживания туристским направлениям Тверской области. Для этого была разработана система мероприятий, которая включает в себя несколько этапов подготовки проектов по экскурсионному обслуживанию, учитывая специфику этого направления.

Изучение курса “Краеведение”, являющегося одним из первых элементов этой системы, проходит с ориентацией не только на событийный, но и на бытовой и культурный аспекты жизни Тверского края. Значительное место отводится истории перспективных с точки зрения туристических ресурсов районных городов Тверской области.

На втором этапе занимающий важное место в программе обучения курс экскурсионного обслуживания включает в себя не только обширную теоретическую базу в плане разработки и проведения экскурсий, но и реальное осуществление и обсуждение представленных проектов. Экспериментальной площадкой для этих целей в настоящее время служат города Тверь, Торжок, Вышний Волочёк, Калязин, Осташков, Старица, а также комплексы усадебной архитектуры и другие интересные в туристическом отношении места Тверской области. Студенты готовят экскурсии разных видов и направлений, которые в дальнейшем проводят в местах расположения экскурсионных объектов.

Разработка студенческих проектов включает в себя обоснование выбора тематики экскурсии, портрет предполагаемого потребителя, название, цель, задачи экскурсии. Особое внимание уделяется разработке индивидуального текста с использованием методических приёмов, методов показа и рассказа. Проект также включает в себя технологическую карту и план-схему экскурсии, библиографический список. При необходимости он дополняется объектами из «портфеля экскурсовода».

Подготовка проекта включает в себя несколько этапов, на каждом из которых происходит активная совместная работа преподавателя и студента. Первый этап предполагает выбор темы экскурсии и её обоснование с точки зрения актуальных тенденций в современной туристской отрасли Тверской области. При разработке экскурсионного обслуживания обязательно учитываются потребности той категории экскурсантов, на которую оно рассчитано.

Второй этап работы предполагает выбор объектов, соответствующих тематике экскурсии и помогающих достичь цели и решить поставленные задачи. Объекты распределяются по принципу значимости для раскрытия темы на основные и дополнительные. С учётом особенностей дорожного движения и виду экскурсии строится экскурсионный маршрут, отражаемый в план-схеме. В ней указываются остановки группы и возможные варианты расстановки экскурсантов у объектов. Этап заканчивается объездом или обходом предполагаемого маршрута и уточнением его характеристик.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Третий этап включает в себя написание индивидуального текста экскурсии, оформление технологической карты и подбор объектов для «портфеля экскурсовода», если это необходимо. Написание индивидуального текста экскурсии – это процесс, предполагающий усвоение студентом как методики разработки новой экскурсии, так и использование творческого и исследовательского потенциала личности. Здесь особо следует выделить положительную роль контроля и организацию возможности консультирования обучающихся как с ведущим преподавателем, так и со специалистами в отдельных исторических и искусствоведческих дисциплинах (при возникновении такой необходимости). Опыт показывает, что при подготовке текстов по каждому туристическому объекту важную роль играет демонстрация их обучающимися в группах и их обсуждение с точки зрения правильности использования методики и представления информации. Особую роль играют связки между объектами в виде разнообразных логических переходов. Практическая работа над проектом позволяет студентам более заинтересованно воспринимать и анализировать предлагаемый им для прослушивания экскурсионный материал, поэтому на этом и последующим этапах рекомендуется организация посещения обучающимися разноплановых экскурсий в ведущие экскурсионные учреждения города с возможностью организации мастер-классов и выездных семинарских занятий.

Четвёртый этап подготовки экскурсионного проекта предполагает отработку навыков техники ведения экскурсии. Здесь необходимо дать возможность каждому участнику продемонстрировать свои навыки на небольшом участке экскурсионного материала, затем провести их критический анализ и высказать рекомендации по совершенствованию указанных навыков. В дальнейшем происходит пробная реализация всего проекта, которая выявляет его достоинства и недостатки и предполагает доработку материала и техники ведения экскурсии при возникновении такой необходимости.

На пятом этапе происходит реализация проекта планируемым экскурсантам. Роль практической реализации в методе проектов трудно переоценить. Это связано с достижением практикоориентированной работы студентов на протяжении всего времени разработки проекта, повышением ответственности и работоспособности обучающихся. Кроме того, студентам предоставляется возможность увидеть все положительные моменты и недоработки проекта. Практика показывает, что при таком подходе повышается мотивация и ответственность ребят при работе над проектом, а публичное обсуждение и реализация проекта, включающие соревновательные моменты, положительно влияют на общий результат практикоориентированной работы.

Площадками для практической реализации экскурсионных проектов студентами ТвГТУ стали как музеи и исторические комплексы в городе Твери, так и туристские места Тверской области.

Ежегодно организуется проведение экскурсий для студентов-первокурсников всех специальностей и направлений подготовки в Музее боевой и трудовой славы ТвГТУ. Иногородние студенты первокурсники ежегодно приглашаются на ознакомительные обзорные пешеходные экскурсии по городу Твери. Это помогает ребятам познакомиться с этапами развития города Твери, увидеть самые известные его достопримечательности, а также узнать о том, чем живёт наш город сегодня. Указанные мероприятия занимают важное место и во внутривузовской программе по адаптации первокурсников Центра молодёжной политики ТвГТУ. Ребята проводят экскурсии в свободное от основной учебы время и поощряются Центром молодёжной политики за свою работу экскурсионными поездками по России.

Особо следует выделить практическую работу студентов старших курсов по подготовке и реализации экскурсионного сопровождения туристских маршрутов для студентов своей группы или младших курсов [5].

Комплексная и системная деятельность в области использования метода проектов в практикоориентированном подходе к формированию навыков обучающихся в области экскурсионного обслуживания дает свои плоды.

Так, студенты ТвГТУ наравне с профессионалами ежегодно успешно участвуют в Областном конкурсе профессиональных экскурсоводов, организуемом Тверским союзом туриндустрии, Ассоциацией туризма Тверской области и фирмой “Комильфо”, добиваясь при этом высоких результатов и занимая призовые места [6]. По просьбам работодателей в качестве курсовых и дипломных проектов разрабатываются новые виды экскурсий, выпускники кафедры социологии и социальных технологий успешно работают в различных учреждениях экскурсионного обслуживания.

Список использованных источников

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrinadok.html. Дата обращения: 05.02.2012.
2.Sobolev, A.E. Method of projects as a component of practice-based approach at the teaching nanotechnology in the common learning space “Secondary school – Technical university» / A.E. Sobolev, V.I. Lutsik, T.A. Gorbunova, N.N. Raklistova, N.A. Soboleva // 6th International Conference of Education, Research and Innovation ICERI2013 (Seville, Spain; November 18-20, 2013): Proceedings. Seville: IATED, 2013. Pp. 2553-2541. ISBN 978-84-616-3847-5.].
3. Соболева Н.А. Метод проектов как составляющая практико-ориентированного подхода в формировании профессиональных качеств будущих работников в сфере сервиса и туризма // Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах: Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов факультета управления и социальных коммуникаций, посвящённый 90-летию ТвГТУ/ Под общ. ред. И.И. Повлова. – Тверь: Издатель А.Н. Кондратьев, 2013. С.266-269.
4. Sobolev, A.E. Use of the information and communication technologies in natural science education of schoolchildren / A.E. Sobolev, N.A. Soboleva, T.A. Gorbunova, V.I. Lutsik, N.N. Raklistova // 8th International Technology, Education and Development Conference INTED2014 (Valencia, Spain; March 10-12, 2014): Proceedings. Valencia: IATED, 2014. Pp. 2878-2885. ISBN 978-84-616-8412-0.
5. Варежкина М.А. Соболева Н.А. Проект образовательного и познавательного автобусного тура «Покорение Восточных рубежей» // Актуальные проблемы и перспективы развития индустрии туризма [Текст]: Материалы всерос.науч.-практ.конф. студентов и аспирантов «Актуальные проблемы и перспективы развития туризма и гостеприимства в России – 2-11», Екатеринбург, 14 дек.2011г. — / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». — Екатеринбург, 2012. С.64-67.
6. Соболева Н.А. Система практикоориентированного обучения студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» в области экскурсоведения и туроперейтинга // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2011. С.321-322.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

972

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке