Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Методическая подготовка будущих учителей математики в педагогической интернатуре»

Аннотация. В работе рассматривается одна из практико-ориентированных форм методической подготовки будущих учителей в педагогическом вузе.

Ключевые слова: методическая подготовка, будущий учитель математики, педагогическая интернатура, творческая лаборатория.

В современных условиях развития общества особенно актуализировалась проблема подготовки будущих учителей, от которых по большому счету зависит то, какой будет наша страна через несколько десятков лет.

Системообразующим компонентом педагогического образования выступает методическая подготовка будущего учителя, под которой мы будем понимать результат и/или процесс обучения и самообучения студента осуществлению методической деятельности.

В свою очередь методическая деятельность учителя математики рассматривается нами как деятельность по организации и управлению педагогическим процессом, направленного на полноценное усвоение учащимися школьного курса математики.

Овладение какой-либо деятельностью невозможно только через познание ее теоретических основ. Необходимо погружение будущих учителей математики в профессиональную реальность, позволяющую познать ее изнутри. Такую возможность предоставляет обучение студентов в педагогической интернатуре.

Педагогическая интернатура выступает как эффективная форма сопровождения процесса профессиональной подготовки педагога в университете, развития его профессиональной компетентности, расширения спектра его профессиональных ролей, формирования его готовности к реализации различных видов профессиональной деятельности непосредственно в процессе образовательной практики [1]. В интернатуре происходит интеграция института наставничества и самостоятельной профессиональной деятельности студента-интерна. Данная интеграция определяется исследователями как первый этап профессионального становления молодого специалиста, на котором происходит его продвижение от фазы «выживания» в условиях образовательного учреждения, где начинается трудовая деятельность, к фазе «полной адаптации».

В отличие от традиционной педагогической практики интернатура не имеет временных разрывов, во время обучения в ней происходит одновременное овладение теоретическим материалом на занятиях в вузе и творческих лабораториях, в процессе самообразования и освоение профессиональных ролей в практической деятельности, в реальных (а не смоделированных) профессиональных условиях.

Перспективной формой организации методической подготовки в рамках педагогической интернатуры считаем создание сети творческих лабораторий на базах ОУ – объединений педагогов-исследователей, учителей-практиков и студентов, целью которых является интеграция усилий, направленных на создание, освоение и применение новшеств в бобласти обучения школьников, в нашем случае, математике [2]. Студент, вовлекаясь в работу лаборатории, реализует две позиции: педагога – исследователя и педагога – практика, причем процесс этот вполне управляем как со стороны научного руководителя интерна, так и со стороны самого студента. Это позволяет более эффективно подготовить будущих учителей математики к выполнению функциональных обязанностей, новых для современной общеобразовательной школы. Эффективность обеспечивается, прежде всего, тем, что студент вовлекается не в моделируемые ситуации (в которые он может и не поверить, даже если они будут интересны), а в реальные условия профессиональной действительности. Условия, в которых от современного учителя математики требуется инновационное поведение, т. е. активное и систематическое творчество в педагогической деятельности. Условия, дающие будущему учителю математики основной школы возможность проявить себя как творческая личность, сформировать и развить навыки исследовательской, информационной, коммуникативной, инновационной деятельности как составляющие элементы методической деятельности современного учителя математики.

Обучение студента в процессе его работы в лаборатории представляет собой динамическую модель перехода учебной деятельности к профессиональной, когда студенты с самого начала ставятся в субъектную позицию. В процессе работы в творческой лаборатории студенты привлекаются к созданию и освоению инноваций. На этапе создания новшества будущие учителя математики являются, прежде всего, участниками процесса зарождения новой педагогической (методической) идеи. Совместно с другими членами лаборатории студенты исследуют настоящее состояние процесса обучения математики учащихся основной школы, определяют его слабые места, выявляют и анализируют причины их возникновения, предлагают пути реорганизации и т. д. В результате в ходе совместной деятельности «рождаются» новые идеи по совершенствованию образовательного процесса. На этом этапе студенты успешно привлекаются к таким видам работ как проведение срезов, опросов, анкетирования, тестирования; подбирают, анализируют, систематизируют информацию по рассматриваемой проблеме; разрабатывают методическое обеспечение инновационного учебного процесса, проектируют уроки математики в соответствии с новыми идеями, реализуют свои проекты; анализируют свою деятельность и ее результаты и т. д. Замечания и вопросы, возникшие у членов лаборатории на этом этапе, инициируют коррекцию идеи, дальнейшее ее развитие.

Студенты не всегда в силу объективных причин могут быть вовлечены в процесс «рождения» инновации: этот этап может не совпадать с периодом обучения в интернатуре или основной целью творческой лаборатории является внедрение новшества, автором которого не являются ее члены. В этом случае студенты вовлекаются в процесс творческого освоения инновации. Знакомство студентов с внедряемым в образовательный процесс конкретной школы новшеством происходит в рамках творческой лаборатории через: мастер-классы, семинары, научный салон и др. Дальнейшее освоение будущими учителями математики инновации происходит в процессе собственной практической деятельности. При этом будущие учителя математике на собственном опыте осознают положительные и отрицательные стороны осваиваемого новшества, формируют личное отношение к нему.

Вовлечение студентов-интернов в работу таких лабораторий обеспечит подготовку педагогических кадров, способных и готовых к преобразовательной деятельности, обеспечивающей полноценное усвоение обучающимися школьного курса математики.

Список использованных источников

1. Тумашева О.В. Педагогическая интернатура: проблемы, возможности, перспективы // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы II Всерос. научно-метод. конф. Междунар. научно-образовательного форума «Человек, семья, общество: история и перспективы развития». – Красноярск, 2014. – С. 75 –79.
2. Шкерина, Л.В., Кейв М.А., Тумашева О.В. Моделирование креативной компетентностно-ориентированной образовательной среды подготовки будущего бакалавра – учителя математики: монография 2-е изд., доп. и перераб. КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013 (номер гос. регистрации – 0321304685)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1249

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке