Ключевые слова: методическая подготовка, будущий учитель математики, педагогическая интернатура, творческая лаборатория.

В современных условиях развития общества особенно актуализировалась проблема подготовки будущих учителей, от которых по большому счету зависит то, какой будет наша страна через несколько десятков лет.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Системообразующим компонентом педагогического образования выступает методическая подготовка будущего учителя, под которой мы будем понимать результат и/или процесс обучения и самообучения студента осуществлению методической деятельности.

В свою очередь методическая деятельность учителя математики рассматривается нами как деятельность по организации и управлению педагогическим процессом, направленного на полноценное усвоение учащимися школьного курса математики.

Овладение какой-либо деятельностью невозможно только через познание ее теоретических основ. Необходимо погружение будущих учителей математики в профессиональную реальность, позволяющую познать ее изнутри. Такую возможность предоставляет обучение студентов в педагогической интернатуре.

Педагогическая интернатура выступает как эффективная форма сопровождения процесса профессиональной подготовки педагога в университете, развития его профессиональной компетентности, расширения спектра его профессиональных ролей, формирования его готовности к реализации различных видов профессиональной деятельности непосредственно в процессе образовательной практики [1]. В интернатуре происходит интеграция института наставничества и самостоятельной профессиональной деятельности студента-интерна. Данная интеграция определяется исследователями как первый этап профессионального становления молодого специалиста, на котором происходит его продвижение от фазы «выживания» в условиях образовательного учреждения, где начинается трудовая деятельность, к фазе «полной адаптации».

В отличие от традиционной педагогической практики интернатура не имеет временных разрывов, во время обучения в ней происходит одновременное овладение теоретическим материалом на занятиях в вузе и творческих лабораториях, в процессе самообразования и освоение профессиональных ролей в практической деятельности, в реальных (а не смоделированных) профессиональных условиях.

Перспективной формой организации методической подготовки в рамках педагогической интернатуры считаем создание сети творческих лабораторий на базах ОУ – объединений педагогов-исследователей, учителей-практиков и студентов, целью которых является интеграция усилий, направленных на создание, освоение и применение новшеств в бобласти обучения школьников, в нашем случае, математике [2]. Студент, вовлекаясь в работу лаборатории, реализует две позиции: педагога – исследователя и педагога – практика, причем процесс этот вполне управляем как со стороны научного руководителя интерна, так и со стороны самого студента. Это позволяет более эффективно подготовить будущих учителей математики к выполнению функциональных обязанностей, новых для современной общеобразовательной школы. Эффективность обеспечивается, прежде всего, тем, что студент вовлекается не в моделируемые ситуации (в которые он может и не поверить, даже если они будут интересны), а в реальные условия профессиональной действительности. Условия, в которых от современного учителя математики требуется инновационное поведение, т. е. активное и систематическое творчество в педагогической деятельности. Условия, дающие будущему учителю математики основной школы возможность проявить себя как творческая личность, сформировать и развить навыки исследовательской, информационной, коммуникативной, инновационной деятельности как составляющие элементы методической деятельности современного учителя математики.

Обучение студента в процессе его работы в лаборатории представляет собой динамическую модель перехода учебной деятельности к профессиональной, когда студенты с самого начала ставятся в субъектную позицию. В процессе работы в творческой лаборатории студенты привлекаются к созданию и освоению инноваций. На этапе создания новшества будущие учителя математики являются, прежде всего, участниками процесса зарождения новой педагогической (методической) идеи. Совместно с другими членами лаборатории студенты исследуют настоящее состояние процесса обучения математики учащихся основной школы, определяют его слабые места, выявляют и анализируют причины их возникновения, предлагают пути реорганизации и т. д. В результате в ходе совместной деятельности «рождаются» новые идеи по совершенствованию образовательного процесса. На этом этапе студенты успешно привлекаются к таким видам работ как проведение срезов, опросов, анкетирования, тестирования; подбирают, анализируют, систематизируют информацию по рассматриваемой проблеме; разрабатывают методическое обеспечение инновационного учебного процесса, проектируют уроки математики в соответствии с новыми идеями, реализуют свои проекты; анализируют свою деятельность и ее результаты и т. д. Замечания и вопросы, возникшие у членов лаборатории на этом этапе, инициируют коррекцию идеи, дальнейшее ее развитие.

Студенты не всегда в силу объективных причин могут быть вовлечены в процесс «рождения» инновации: этот этап может не совпадать с периодом обучения в интернатуре или основной целью творческой лаборатории является внедрение новшества, автором которого не являются ее члены. В этом случае студенты вовлекаются в процесс творческого освоения инновации. Знакомство студентов с внедряемым в образовательный процесс конкретной школы новшеством происходит в рамках творческой лаборатории через: мастер-классы, семинары, научный салон и др. Дальнейшее освоение будущими учителями математики инновации происходит в процессе собственной практической деятельности. При этом будущие учителя математике на собственном опыте осознают положительные и отрицательные стороны осваиваемого новшества, формируют личное отношение к нему.

Вовлечение студентов-интернов в работу таких лабораторий обеспечит подготовку педагогических кадров, способных и готовых к преобразовательной деятельности, обеспечивающей полноценное усвоение обучающимися школьного курса математики.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Список использованных источников

1. Тумашева О.В. Педагогическая интернатура: проблемы, возможности, перспективы // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы II Всерос. научно-метод. конф. Междунар. научно-образовательного форума «Человек, семья, общество: история и перспективы развития». – Красноярск, 2014. – С. 75 –79.
2. Шкерина, Л.В., Кейв М.А., Тумашева О.В. Моделирование креативной компетентностно-ориентированной образовательной среды подготовки будущего бакалавра – учителя математики: монография 2-е изд., доп. и перераб. КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013 (номер гос. регистрации – 0321304685)