Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Методические подходы к анализу коммерческой деятельности торгового предприятия»

Аннотация. В статье рассматриваются основные методики анализа финансовых результатов деятельности коммерческих организаций, предложенные разными авторами. Представлен методологический подход к содержанию экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

Ключевые слова: финансовый результат; комплексный экономический анализ; методика.

В рыночной экономике анализ финансовых результатов составляет важнейшую часть информационного обеспечения для принятия управленческих решений руководством предприятий. В получении подробной информации о финансовой ситуации в компании, ее деятельности заинтересованы практически все субъекты рыночных отношений.

Существует значительное количество методик анализа финансовых результатов. Между тем ведущие экономисты в области экономического анализа и финансового менеджмента подходят к отдельным теоретическим и методическим вопросам анализа в различных аспектах и с разной степенью детализации. Имеются различия и в подходе к составу и последовательности аналитических процедур, проводимых при анализе финансовых результатов предприятия.

Рассмотрим основные методики анализа финансовых результатов с позиций разных авторов.

Так, Г.В. Савицкая предлагает осуществлять анализ финансовых результатов деятельности предприятия [1] последовательно проводя:

  1. Анализ состава и динамики прибыли. При этом в процессе анализа используются следующие показатели прибыли: маржинальная прибыль; прибыль от реализации продукции, товаров, услуг; брутто-прибыль; чистая прибыль; капитализированная прибыль; потребляемая прибыль.
  2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
  3. Анализ ценовой политики предприятия и факторный анализ уровня среднереализационных цен.
  4. Анализ прочих доходов и расходов. В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана.
  5. Анализ рентабельности предприятия. В первую очередь предлагается определить рентабельность продукции, продаж, совокупного капитала. Далее необходимо установить динамику показателей, сравнить с плановыми значениями и провести факторный анализ показателей.
  6. Анализ использования прибыли. В процессе анализа изучаются факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой потребленной и капитализированной прибыли.

Например, А.Д. Шеремет, раскрывая предлагаемую им методику анализа финансовых результатов и рентабельности деятельности [2], предлагает проводить анализ в следующей последовательности:

  1. Формируется ряд показателей, характеризующих финансовые результаты организации.
  2. Анализ на предварительном этапе проводится как по абсолютным показателям прибыли, так и по ее относительным показателям.
  3. Углубленный анализ осуществляется путем исследования влияния на величину прибыли и рентабельность продаж и внутренних факторов.
  4. Затем анализируется влияние инфляции на финансовые результаты от продаж продукции.
  5. Изучается качество прибыли, приводится так называемая обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли.
  6. Проводится анализ рентабельности активов предприятия.
  7. Осуществляется маржинальный анализ прибыли.

О.В. Ефимова считает, что [3] ключевой задачей анализа финансовых результатов является выделение в составе доходов организации стабильно получаемых доходов для прогнозирования финансовых результатов. При этом О. В. Ефимова отмечает необходимость внешнего и внутреннего анализа финансовых результатов и выделяет несколько этапов в их проведении.

Внешний анализ проводится в два этапа. На первом этапе внешнего анализа с помощью изучения комментариев и пояснительной записки к годовой отчетности складывается представление о принципах формирования доходов и расходов на предприятии. Второй этап внешнего анализа представляет собой изучение отчета предприятия о прибылях и убытках.

Внутренний анализ финансовых результатов состоит из трех этапов. На первом этапе изучается влияние действующих на предприятии учетных принципов в части оценки статей активов, доходов и расходов, изменений учетной политики. На втором этапе раскрываются причины изменения конечного финансового результата, выявляются стабильные и случайные факторы, повлекшие эти изменения. Третий этап является углубленным анализом финансовых результатов с привлечением данных управленческого учета о доходах и расходах в разрезе центров ответственности. При этом оценивается качество полученного финансового результата, прогнозируются будущие результаты, проводится анализ доходности (рентабельности) деятельности предприятия.

С.А. Бороненкова, анализируя производство и реализацию продукции, проводит анализ безубыточности продаж [4], в рамках которого изучает взаимосвязь между объёмом продаж, выручкой и прибылью предприятия и определяет «точку критического объёма производства, выше которой идёт зона прибыльности предприятия, ниже — зона убытков»

H.Н. Селезнева и А.Ф. Ионова рекомендуют проводить анализ финансовых результатов и рентабельности организации [5] в следующей последовательности:

1. Дается классификация прибыли, которая рассматривается как показатель эффекта хозяйственной деятельности. В целях анализа прибыль классифицируется:

  • по порядку формирования: валовая прибыль, маржинальный доход, прибыль до налогообложения, чистая прибыль;
  • по источникам формирования: прибыль от реализации услуг, прибыль от реализации имущества;
  • по видам деятельности: прибыль от обычной деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности, прибыль от финансовой деятельности;
  • по периодичности получения: регулярная прибыль, чрезвычайная прибыль;
  • по характеру использования: потребленная и нераспределенная.

2. Формируются показатели прибыли, раскрываются основы их расчета и взаимосвязь между ними.

3. Перечисляются экономические факторы, влияющие на величину прибыли, проводится факторный анализ прибыли до налогообложения.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

4. Рекомендуется при анализе учитывать влияние инфляции на финансовые результаты.

5. Проводится анализ «качества» прибыли, под которым понимается «обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации». Прибыль имеет высокое качество, если растет объем производства, снижаются расходы по производству и реализации, низкое качество прибыли означает, что имеется рост цен на продукцию без увеличения объема выпуска и продаж в натуральных показателях.

6. Рассматриваются денежные потоки организации в целях выяснения степени достаточности поступлений денежных средств по текущей деятельности для обеспечения оттоков по текущей и инвестиционной деятельности предприятия. При этом предлагается увязывать анализ финансовых результатов с анализом денежных потоков.

7. Осуществляется анализ финансовых результатов по финансовой отчетности предприятия, т.е. изучаются их уровень, динамика (горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках) и структура (вертикальный анализ).

8. Предлагается схема факторного анализа общей бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) и прибыли от реализации продукции.

9. Дается оценка воздействия факторов на изменение прибыли от реализации продукции, они обобщаются в двух группах. В состав первой группы входят: изменение объема реализации продукции в оценке по базисной или плановой себестоимости, изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции. Вторая группа факторов представлена экономией от снижения себестоимости продукции, за счет структурных сдвигов, изменением издержек из-за динамики цен на материалы и тарифов на услуги, изменением цен на один рубль продукции.

10. Затем проводится анализ использования прибыли на основе отчета о прибылях и убытках. Автор предлагает в ходе вертикального и горизонтального анализа рассчитывать коэффициент капитализации, темп устойчивого роста собственного капитала, коэффициент потребления прибыли.

11. Завершающий этап – рассмотрение эффекта финансового рычага, затем проводится анализ рентабельности активов, собственного капитала, рентабельности продукции и производственных фондов.

Таким образом, рассмотрев методики проведения анализа финансовых результатов, предложенные разными авторами, можно отметить, что выбор той или иной методики проведения анализа для отдельно взятого предприятия зависит от особенностей его функционирования и целей, которых необходимо достичь в процессе анализа.

Обобщая вышеизложенное, остановимся на том, что методологический подход к содержанию экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия, по нашему мнению, должен заключаться в следующем: анализ финансовых результатов следует проводить, соблюдая логику движения от общего к частному и далее, к определению влияния частного на общее. Иначе говоря, сначала необходимо дать оценку обобщающим показателям, характеризующим финансовые результаты в их динамике, рассмотреть их структуру, определить их изменение в анализируемом периоде по отношению к базисному периоду или к бизнес-плану; выявить факторы, действие которых привело к изменению этих показателей. Затем необходимо провести детальный анализ финансовых результатов на основе углубленного изучения частных показателей и выявления резервов роста прибыли.

Список использованных источников

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. для вузов. – М.: Новое знание, 2000. – 688 с.
2. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 208 с.
3. Ефимова О.В. Финансовый анализ: учеб. для вузов. – М.: Бухгалтерский учёт, 2002. – 528 с.
4. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: учеб. для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 384 с.
5. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. – 470 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1985

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке