Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Методологические ориентиры развития человеческого потенциала и принципов педагогических работников в контексте системного и культурно-исторического подходов»

Аннотация. Статья посвящена актуальнейшей и мало разработанной проблематике. Предпринята попытка раскрытия методологических ориентиров развития человеческого потенциала и принципов педагогических работников через призму системного и культурно-исторического подходов.

Ключевые слова: методологические ориентиры, человеческий и методологический потенциалы, принципы педагогических работников, контекст системного и культурно-исторического подходов.

В настоящее время через призму культурно-исторического и системного подходов (современное понимание последнего связано со сменой парадигм системного мышления, предполагающее его гуманизацию, приспособление к решению социальных и человеческих проблем [5]) фиксируется факт того, что на рубеже ХХ – ХХI веков магистральным вектором, «мейнстримом» социально-экономического, научно-технического, культурного и образовательного прогресса выступают методологические ориентиры на развитие человеческого потенциала.

Так, в свете культурно-исторического и системного подходов выявляется то, что в российской истории с октябрьских событий 1917 г. был принят курс на реализацию самой сложной из всех революций, направленной на формирование (воспитание) нового человека. Эта революция предусматривала «перевоспитание» («переделку», «перековку», «переплавку», «коренную перестройку» и т.п.) старого поколения, проектирование и ускоренное формирование нового человека. При этом предполагалось «развернуть все таящиеся в человеке возможности», сделать «человека в десятки раз умнее, счастливее, красивее и богаче, чем нынче» (А.В. Луначарский), направить «величайшие усилия исследующей мысли и творческой инициативы» на «природу самого человека», которая затаилась «в наиболее глубоком и темном углу бессознательного, стихийного, подпочвенного» («Не для того же род человеческий перестанет ползать на карачках перед богом, царями и капиталом, чтобы покорно склониться перед темными законами наследственности и слепого полового отбора!». Поэтому, «наряду с техникой педагогика — в широком смысле психофизического формирования новых поколений — станет царицей общественной мысли. Педагогические системы будут сплачивать вокруг себя могущественные “партии”. Социально-воспитательные опыты и соревнование разных методов получат размах, о котором ныне нельзя и помышлять») (Л.Д. Троцкий), проектировать всегда «хорошее в человеке» (А.С. Макаренко). Таким образом, непосредственно и опосредованно акцентировалось внимание на человеческом потенциале. С тех времен задачи выявления и развития человеческого потенциала и формирования (воспитания) нового человека приобрели фундаментальный характер (хотя до сих пор сохраняется неоднозначность в оценивании их самих, путей и средств их реализации).

В дальнейшем, в 60-80-х годах прошлого столетия понятие «возможности» становится одним из фокусов исследовательского внимания в многочисленных изысканиях ряда коллективов, возглавляемых прежде всего Л.В. Занковым, В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным, Ю.К. Бабанским, опирающихся на идеи культурно-исторической теории Л.С. Выготского, сформулированные в 20-30-х годах ХХ века.

Резко актуализируется проблема человеческого потенциала в 1970-90-х годах при разработке комплексных междисциплинарных исследований человека и принципов нового (реального) гуманизма под руководством И.Т. Фролова и его сотрудников, что выразилось в создании Центра наук о человеке, Института человека, журнала «Человек» в системе АН СССР (РАН). В 1999 г. выходит книга «Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода» под редакцией И.Т. Фролова, явившаяся одним из первых в России изданий, посвященных теоретическим и методологическим проблемам изучения человеческого потенциала [10]. Этим был дан творческий импульс проведению в последующем целого ряда исследований в различных науках разнообразных аспектов человеческого потенциала, в частности личностного потенциала [3]. Ведущей методологической установкой в большинстве случаев избирался системный подход. Возникла методологическая проблема соотношения системности и комплексности. Генеральной же темой сотрудников Института человека РАН явилось комплексное исследование человеческого потенциала России [9; 12].

Данные исследования проходили фактически синхронно с зарубежными изысканиями по названной проблематике, отвечали мировой тенденции, в частности, деятельности Римского клуба и идеям его президента А. Печчеи. Он особенно подчеркивал: «Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей <…> нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке», о “Новом Гуманизме”, который «способен обеспечить трансформацию человека, поднять его качества и возможности до уровня, соответствующего новой возросшей ответственности человека в этом мире». «Я уверен, — утверждал А. Печчеи, — что острая потребность в системном подходе диктуется самим сложным характером современного мира, где взаимные связи и зависимости между отдельными компонентами зачастую важнее, чем сами компоненты», «в центре этого должна стать целостная человеческая личность и ее возможности», «главное достояние человека — его собственные нереализованные, невыявленные или неверно используемые возможности. А между тем именно в их развитии заключено не только возможное разрешение всех проблем, но и основа общего самоусовершенствования и самовыявления рода человеческого») [4, с. 43, 211, 214, 225].

В последующем для характеристики разнообразных условий существования человека, для его развития все чаще стали использоваться понятия «возможность» и «человеческий потенциал». Теперь понятие “человеческий потенциал” применяется в современной литературе как более полное и объемлющее, чем такие понятия, как “человеческие ресурсы”, “человеческий капитал”, “уровень жизни” и “качество жизни”.

Индийским ученым А. Cеном были разработаны концепция «человеческого развития» (Human Development) и методологический подход «с точки зрения возможностей» (capability approach), предполагающий процесс человеческого развития, который, наряду с возрастанием материально-экономического благосостояния, подразумевает расширение возможностей человека, большую свободу выбора, позволяющую каждому человеку выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными [6]. Теоретические разработки А. Сена получили с 1990 г. конкретизацию и развитие в работах группы исследователей под руководством пакистанского ученого Махбуба Уль-Хака, в разработке понятия «индекса человеческого развития», нашедших отражение в первом глобальном докладе «Отчет о развитии человечества» международной организации «Программа развития ООН» (ПРООН). Программой развития ООН было принято к широкому руководству понятие «индекса человеческого развития» или «индекса развития человеческого потенциала» — «Human Development Index» (HDI). Теперь в ежегодных глобальных докладах о развитии человека, издаваемых с 1990 г. Программой развития ООН, а с 1995 г. в ежегодных национальных докладах, подготовляемых странами-членами ООН, акцентируется внимание на расширение «возможностей человека», то есть на «человеческий потенциал».

Сегодня в фокусе многих философско-научных исследований оказались категория «возможность» и феномен «человеческое измерение». Об этом свидетельствует философско-методологическая рефлексия над эволюцией науки, которая к настоящему времени представлена в наиболее разработанном виде в концепции типов научной рациональности В.С. Стёпина [7; 8]. В историческом развитии науки, начиная с XVII века, возникли три типа научной рациональности и соответственно три больших этапа эволюции науки в рамках техногенной цивилизации «классика — неклассика — постнеклассика». В свете системного подхода в качестве главного критерия различения классической, неклассической и постнеклассической рациональности выступил тип системной организации осваиваемых объектов. Если классическая наука (XVII в.— конец XIX в. обеспечивала преимущественное освоение объектов как «простых систем», а неклассическая наука (первая половина ХХ в.) — как «сложных саморегулирующихся систем», то постнеклассическая наука (вторая половина ХХ в. — начало ХХI в.) стала исследовать объекты как «сложные саморазвивающиеся системы» (сверхсложные, подчас уникальные, исторически развивающиеся системы, сложные синергетические системы, «человекоразмерные» системы, включающие в качестве своего особого компонента человека) [7]. Изыскание каждого типа системной организации объектов требовало особой категориальной «сетки». Показательным в изучении сложных «человекоразмерных» саморазвивающихся систем явилось акцентирование внимания на категории «возможности». Взаимодействуя с саморазвивающимися системами в качестве их органического компонента, человек может видоизменять поле возможных состояний, иметь дело с «созвездиями возможностей». Перед ним возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции саморазвивающейся системы [8].

Указанное можно считать одним из существенных факторов, повлиявших на актуализацию и выделение «философии возможного» («потенциологии»), наряду с «философией сущего» и «философией долженствования». Философия вовсе не обязана связывать себя только с миром сущего и должного. Призвание философии, которое открывается перед ней в современную эпоху, — мир возможного. «Философия до сих пор старалась объяснять или изменять мир, тогда как собственное ее дело — умножать возможные миры» [11]. Философия возможного, возможностный подход позволяют по-новому освещать многие традиционные понятия и проблемы. В частности, важно акцентировать исследовательское внимание на то, что понятия «потенциал» и «принцип» относятся к сфере возможного.

Под потенциалом следует понимать то, благодаря чему потенция ((от латинского potentia — способность, сила, мощь, действенность), скрытая, невыявленная возможность, способность к действию, к достижению чего-то, к воздействию на что-то, внутренне присущая сила, могущая проявиться при известных условиях) переходит в акт (лат. аctus), актуальность, действительность. Любое изменение, становление, развитие и т.п. предполагает переход потенциальности в актуальность. В широком смысле потенциал включает средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана, решения какой-либо задачи, реальные возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Но возможности не могут бесконечно накапливаться. Полностью или частично они должны превращаться в действительность, то есть реализовываться в разнообразной человеческой деятельности (материальной, духовной, экономической, политической, научной и т.д.).

При формировании и развитии человеческого потенциала создаются условия, предпосылки, основания, на которых возникает спектр разнообразных возможностей, возникает человек с его способностями к действию и общению. Человеческий потенциал индивида только отчасти включает данное ему от рождения; в основном он формируется, развивается в процессах социализации и образования личности (И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин, В.Ж. Келле и др.).

При реализации человеческого потенциала акцент делается не только на разные уровни человеческой активности, самовыражение и самоутверждение человека, на проявление его способностей, уровня его знаний, умений, навыков, компетентностей, культуры, личностных качеств, но и на душевно-духовное развитие, на ценностно-смысловое измерение, «другодоминантность», «глубинное общение», со творчество, на решение проблемы выбора пути из нескольких возможных и т.п. (Г.С. Батищев, В. Франкл, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, И.В. Абакумова, А.А. Попов, И.Д. Проскуровская и др.).

Если реализация потенциала физических систем всегда ведет к его уменьшению, то реализация человеческого потенциала в большинстве случаев приводит не к уменьшению, а к его развитию, обогащению.

Существенным и для формирования и развития, и для сохранения, и для реализации человеческого потенциала является фактор его востребованности обществом. Формирование, развитие, сохранение, и реализация человеческого потенциала происходит через его особенные формы, субпотенциалы различных видов человеческой деятельности и общения [2; 3; 9; 10; 12].

Исследование понятия «принцип» через призму культурно-исторического и системного подходов позволило вскрыть его «возможностную природу». На данную природу принципа указывал Гегель в своих фрагментарных записях «Афоризмы» Йенского периода (1801 – 1807). Он отмечал: «Принцип содержит все в скрытом виде, но лишь в скрытом виде, латентно, пустое формальное понятие, но не сам предмет. Он подобен скупому, который держит в мешке все наслаждения как возможность, в действительности же избавляет себя от утомительности самого наслаждения». Кроме того, им подчеркивалось, что принципы «носят общий характер и не так-то много значат. Лишь тот, кажется, может понять их смысл, кто ухватил особенное» [1, с. 537, 539]. Однако «возможностная природа» принципа не стала в последующем предметом пристального исследовательского внимания. Таким образом, на исходе ХХ века переход к «потенциации» и возможностный подход стали приобретать вес в философско-научных, психологических и педагогических изысканиях. Стали возникать новые методологические стратегии, направленные на всемерное расширение возможностей человека.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Развитие человеческого потенциала выступает теперь и для образования и педагогики важнейшим фактором их гуманизации. Сегодня становится насущным переосмыслить в аспекте модальности существующий статус педагогики и обновить ее содержательное наполнение. Возникает острая потребность в ее новом структурировании. Наряду с «педагогикой сущего» и «педагогикой должного», следует разработать в органическом единстве с ними, прежде всего, «педагогику возможного», «ценностно-смысловую педагогику», «педагогику глубинного общения». Так, ключевыми составляющими «педагогики возможного» явились бы идеи: «человека возможного», его практик, имеющих дело с «созвездием возможностей», с «умножением возможных миров»; развития методологического потенциала и принципов; становления, накопления, сохранения, преобразования, реализации, оценивания, развития и т.п. человеческого потенциала. В реальной педагогической практике одного и того же педагогического работника эти разновидности педагогики могут противоречиво сочетаться. Поэтому следует руководствоваться методологическим регулятивом (одним из «золотых правил») Я.А. Коменского – «знай меру».

В этой связи встает колоссальная задача обновления всей подготовки и переподготовки педагогических, управленческих и научно-педагогических кадров. Ее решение зависит от развития у педагогических работников таких составляющих сферы возможного как человеческий потенциал (прежде всего, особой его разновидности — профессионально-педагогического потенциала, на различных уровнях: личности, образовательной организации, муниципальных и региональных педагогических сообществ и др.) и педагогические принципы. Важно развивать в профессионально-педагогическом потенциале, прежде всего, исследовательский, прогностический, проектно-конструктивный, инновационный и практико-технологический субпотенциалы и, в первую очередь, такую их интегральную составляющую как методологический субпотенциал.

В настоящее время научно-педагогическому сообществу присущ феномен неопределенности в отношении нахождения путей решения указанной задачи. Преодолению данного феномена, на наш взгляд, могут послужить:

— разработка в контексте системного и культурно-исторического подходов и наполнение конкретным содержанием проявляющегося ныне «методологического сдвига»: от методологической грамотности – к методологической культуре – к методологической компетентности – к методологическому потенциалу и методологическим стратегиям;
— рассмотренная выше схема «классика — неклассика – постнеклассика», обладающая свойством широкого переноса на педагогическую сферу, которая позволяет определить методологические ориентиры выработки стратегии развития методологического потенциала и принципов педагогических работников.

В свете системного и культурно-исторического подходов данная схема способствует акцентированию исследовательского внимания на выявление оснований педагогической науки и педагогической практики, в частности:

а) на определение идеалов, принципов, установок и норм исследовательской, проектно-конструктивной, инновационной, практико-технологической деятельности с учетом: типов системной организации объектов; специфики форм познания, проектирования и практики; особенностей исторического и социально–культурного измерений;
б) на создание обобщенного(ых) образа(ов) педагогической реальности, посредством которого(ых) фиксируется(ются) ее основные системные характеристики («педагогическая картина мира» и т.п.);
в) на раскрытие философских оснований: философских идей, принципов, парадигм, сетки категорий, служащей матрицей познания и понимания объектов педагогической действительности (категории «процесс», «сущее», «должное», «возможность» и т.п. и их адаптация к потребностям педагогической сферы, области образования), а также категориальных схем, характеризующих познавательные процедуры и их результат («объяснение», «метод», «теория», «факт» и т.п.) [7].

Весомый вклад в подготовку педагогических работников новой формации может внести спектр методологических ориентиров, высвечивающих в контексте системного и культурно-исторического подходов ряд актуальнейших проблем, способствующих развитию человеческого потенциала и принципов педагогических кадров, качественному обновлению педагогической науки и педагогической практики:

— переосмысление существующего статуса педагогики, обновление ее структуры и содержательного наполнения, включающей, по крайней мере, наряду с «педагогикой сущего» и «педагогикой должного», в органическом единстве с ними «педагогику возможного», «ценностно-смысловую педагогику». «педагогику глубинного общения»;
— философско-методологические и концептуальные основания развития человеческого потенциала, методологического субпотенциала и принципов научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров (системный и культурно-исторический аспекты);
— человеческий потенциал и методологический субпотенциал педагогических работников, их содержание, компоненты, структура и функции;
— понятие «принцип» в современной понятийно-категориальной системе философско-научного знания и его исторические трансформации;
— основные направления развития человеческого потенциала, методологического субпотенциала и принципов педагогических работников как ключевого фактора повышения качества педагогических исследований, педагогического проектирования и конструирования, педагогической практики, инновационных процессов в образовании;
— осмысление в контексте системного и культурно-исторического подходов истории становления и развития человеческого потенциала, методологического субпотенциала и принципов научно-педагогических, педагогических и управленческих работников;
— роль философских, исторических, политологических, социальных, экономических, антропологических, педагогических, психологических, естественнонаучных, общетехнических и гуманитарных дисциплин, экологии, валеологии, менеджмента в развитии человеческого потенциала, методологического субпотенциала и принципов педагогических работников;
— вклад искусства и других форм постижения действительности в становление и развитие человеческого потенциала, методологического субпотенциала и принципов научно-педагогических, педагогических и управленческих работников (системный и культурно-исторический аспекты);
— роль человеческого потенциала, методологического субпотенциала и принципов в исследовании, моделировании, прогнозировании, проектировании, конструировании и преобразовании всех подсистем образования, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников;
— значение человеческого потенциала, методологического субпотенциала и принципов научно-педагогических, педагогических и управленческих работников в обновлении кадровой стратегии в современных культурно-исторических реалиях;
— особенности решения проблемы развития человеческого потенциала, методологического субпотенциала и принципов педагогических работников в евразийском культурно-образовательном пространстве;
— разработка обоснования, показателей и методики оценивания развития человеческого потенциала, методологического субпотенциала и принципов научно-педагогических, педагогических и управленческих работников.

Список использованных источников

1. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1973.
2. Келле В.Ж. Человеческий потенциал и человеческая деятельность // Человек. 1997. № 6. — С. 5 -11.
3. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. — 680 с.
4. Печчеи А. Человеческие качества. Изд. 2. М.: Прогресс, 1985.
5. Садовский В.Н. Смена парадигм системного мышления // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1992-1994. М.: Эдиториал УРСС, 1996. — С. 64-78.
6. Сен А. Развитие как свобода. М.: Новое издательство, 2004. — 425 с.
7. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8. — С. 5-17.
8. Степин В.С. История и философия науки. М.: Академический Проект, 2011. — 426 с.
9. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения / Под ред. Б.Г. Юдина. М.: Институт человека РАН, 2002. — 265 с.
10. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Едиториал УРСС, 1999. —176 с.
11. Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб.:Алетейя, 2001. — 334 с.
12. Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала как программа исследований. // «Человек-Философия-Гуманизм»: Основные доклады и обзоры Первого Российского философского конгресса (4– 7 июня 1997 года). В 9 тт. Т. 9. СПб., 1998. — С. 47–54.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1024

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке