Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Мини-проект как технология изучения темы «дыхание»

В настоящее время в образовательном процессе особое место отводится к формированию опыта ведения здорового образа жизни. Реализация проектной деятельности в школьной практике ведёт к изменению позиции ученика к здоровью.

Из пассивного носителя готовых знаний он превращается в активного участника проектной деятельности, реализующий принцип «лучше один раз сделать, чем сто раз услышать». В связи с этим меняются приоритеты обучения на продуктивные виды деятельности, такие как исследовательский, поисковый и творческий. Ключевым моментом в освоении валеологических знаний являются максимальная наглядность и приближенность, получаемых знаний к практике. Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречием между соответствием исследовательских умений структуре проектной деятельности и не разработанностью методики использования проектного обучения для формирования у школьников опыта ведения здорового образа жизни и существующей методикой обучения курса «Человек». Целью данного исследования заключается в разработке методики формирования умений проектировать как один из исследовательских умений учащихся основной школы при использовании мини-проектов по теме «Дыхание».

Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.

Раскрытие методики формирования умений проектировать деятельность учащихся при использовании мини-проектов осуществлялось на основе научных работ Степановой М.В., Шашенковой Е.А. и Пономаревой И.Н. В этих трудах и у различных авторов были рассмотрены вопросы: что такое метод мини-проектов? каковы преимущества использования метода мини-проектов? Выявлено место проектной деятельности в структуре учебного процесса курса «Человек» по примерным программам Пасечника В.В., Пономаревой И.Н., Сонина В.И., ими предложены проектные вопросы по темам изучения. Например, по учебнику линии Пономаревой И.Н. после каждой темы даются задания, в которых даются вопросы. На тему «Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей»  предложены вопросы: Для чего при проверке одной ноздри надо закрывать вторую? Какие заболевания можно выявить этим приемом? По теме «Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды» даются вопросы: Почему вентиляция легких возможна только при условии, когда полости, в которых находятся легкие, герметически замкнуты, в плевральной полости поддерживается давление ниже атмосферного? Почему неповрежденное легкое может работать, несмотря на то, что второе легкое выведено из строя? В чем вредное действие пыли? И т.д.

В основу исследования по внедрению метода учебных проектов в курсе «Человек» как способа организации учебно-познавательной деятельности учащихся положены методологические основания, изложенные в  трудах Е.С. Полат,  Н.Ю. Пахомовой, Е.А.Шашенковой.  Изучение и анализ литературы показало, что мини-проект — как метод обучения: ориентирован на достижение целей обучения, формирует различные исследовательские умения и навыки, формирует не только умение планировать, но и развивает опыт ведения здорового образа жизни.

Проектная деятельность предполагает при осуществлении учебно-воспитательного процесса соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности на выполнении соответствующих элементов проектной деятельности. Освоение элемента проектной деятельности приводит к поэтапному формированию опыта ведения здорового образа жизни.

Процесс формирования здоровьесберегающей ответственности школьников состоит из III этапов:

На I- этапе важную роль мы уделяем следующим действия учителя: передача информации учащимся о здоровье с точки зрения разных наук (педагогика, валеология), приведение статистических данных о проблеме, пропаганда, реклама, положительные примеры результативности здоровьесбережения, научные доказательства и факты о  ценности здоровья. Это позволяет с одной стороны, проводить диагностику сформированности интереса учащихся к проблемам здоровья, ценностного отношения к проблеме здоровьесбережения при помощи опросов, тестирования, анкетирования, творческих заданий, диалогов, бесед; с другой, конкретизировать направление дальнейших действий, направленных на формирование у учащихся устойчивой мотивации здоровьесбережения, вовлечения в деятельность укрепления и сохранения здоровья.

II- этап предполагает формирование у учащихся здоровьесберегающей деятельности путем вовлечения их в активным участием на уроках, организованные учителем. Целью этого этапа является расширение знаний учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; гигиенических требованиях к воздушной среде, обоснование вредного воздействие курения.

III- этап процесса формирования здоровьесберегающей ответственности школьников посвящен закреплению полученных знаний учащихся о здоровье, методах здоровьесбережения и правилах ведения здорового образа жизни, умений правильного применения полученных знаний на практике.

В процессе проведения педагогического эксперимента была разработана методика формирования умений проектировать деятельность по теме «Дыхательная система». Для апробации данной методики, класс был разделен на три группы. 1-я группа «Знатоки» — работали с контрольно-измерительными материалами — базового уровня. 2-я группа «Исследователи» — исследовали как на организм человека влияет вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом учащиеся работают парами, они готовят самостоятельно мини-сообщения, используя  дополнительную литературу. 3-я группа «Эврика» делится на подгруппы. 1-я подгруппа должна сочинить стихотворение на тему «Пока я дышу, я живу…», используя только глаголы — «лежать», «дышать», «улыбаться». 2-я подгруппа рисует антирекламу курения и составляет правила гигиены, предупреждающие заболевания органов дыхания на творческом уровне. В ходе учебного занятия ученики представляют презентации мини-проектов, проводится обсуждение и защита результатов работ.

Учебные занятия курса «Человек» основываются на принципах построения образовательного и воспитательного процесса — на этапе актуализации темы «Дыхание» принцип индивидуальности, на этапе закрепления знаний — принцип самоактуализации, самими учащимися выявляется необходимость ведения здорового образа жизни и практическая направленность, включающая использование метопредметных, внутрипредметных и личностных  связей. Примерив на себя роль настоящих ученых, ученики стали более активны в выражении собственных идей, учебные занятия курса «Человек» стали более эмоционально окрашены и содержательны. На этапе актуализации повторения и систематизации опорных знаний использованы индивидуальная работа учащихся и работа в парах. Проводится связь с изученным ранее материалом, при этом осуществляется составление усложненной структуры КИМов. В ходе обобщения пройденного материала устанавливали связь с литературой ученики сочиняли стихи, составляли антирекламу табакокурения и составляли правила гигиены дыхания. Использована диалоговая форма опроса, где вопросы были направлены на выявление причинно-следственных связей гигиены, профилактики заболеваний органов дыхания с образом жизни человека, что способствовало реализации развивающей цели учебного занятия. В завершении занятия даются задания на дом с использованием дополнительного материала для подготовки сообщения, также задания дифференцированного характера, направленные на творческую самореализацию личности и формирования ценностного отношения к своему здоровью.

Проектирование как один из элементов исследовательской деятельности включает:  планирование распределения деятельности между членами группы и установка задач каждому из них на получение определенных результатов и по их способностям. Выбор темы мини-проектов предполагает достижение 1-го уровня сложности планирования. Составление плана этапов деятельности мини-проекта это достижение результатов 2-го уровня сложности. Формулирование поэтапного достижения цели, задач и выполнение со сложной структурой схематических и графических представлений мини-проектов  показывает результат 3-го уровня сложности.

Итак, на основе типологических признаков планирования и требований к организации и проведению исследовательских работ нами разработана методика формирования умений планировать мини-проекты.

В ходе педагогического эксперимента выявлены умения планировать мини-проекты: развивать навыки постановки целей и задач исследования; грамотно назвать тему мини-проектов о ведении здорового образа жизни; творческие умения — сочинять, фантазировать, изобретать, рационально использовать время. В целом использование исследовательской деятельности как в учебной, так и во внеучебной работе, весьма эффективный инструмент стимулирующий развитие у школьников интеллектуальных, творческих способностей, необходимых навыков проектирования, при формировании опыта ведения здорового образа жизни.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Список использованных источников

1. Андреева А.Е., Андреев Н.Д. Программы для общеобразовательных учреждений. Естествознание 5 класс. Биология 6-9 классы. – М.: Мнемозина, 2008.-128с.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей — М., 1997.
4. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровнего обучения. Монография, М., 2005

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

831

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке