Ключевые слова: местное самоуправление; модернизация местного самоуправления; реформа местного самоуправления; организационные и правовые принципы местного самоуправления.
В условиях нарастающих внешнеполитических трансформационных процессов, новых социально-экономических и политических вызовов, с которыми сталкивается Российская Федерация, необходимость эффективного института местного самоуправления как основы сильного и устойчиво-развивающегося государства [1, с.22-38.], выходит на приоритетные позиции.
Особо важным становится, признание местного самоуправления всеми субъектами публично-властных отношений как неотъемлемой части системы государственного управления. На уровне местного самоуправления осуществляется «соучастие», «соуправление» и «содействие» публичной власти и гражданского общества, в решении как вопросов актуальных в масштабах общегосударственных, так и уровня «локального», т.е. вопросов местного («низового») уровня.
Развитие России как современной, демократической державы во многом зависит от развития и функционирования института местного самоуправления, от его организационно-правовой «архитектуры», которая должна вбирать в себя черты, присущие современному демократически-правовому, социальнои инновационно-ориентированному гражданскому обществу.
Так, на Всероссийском съезде муниципальных образований 8 ноября 2013 года, о необходимости развития местного самоуправления было акцентировано внимание высшего руководства РФ, а именно в своей речи Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обозначил следующее: «<…> сегодня принципиальное значение приобретает качество реализации нашей политики на местах. Поэтому государственная власть и муниципальная власть должны работать, безусловно, как одна команда. И федеральный центр, и регионы, и каждое муниципальное образование <…>, должны чувствовать, что работают в единой системе. У нас общие цели – развитие России и всех ее территорий».
Местное самоуправление служит важнейшим гарантом обеспечения прав граждан на «соуправление» делами государства [2].
Эффективное функционирование, единение, скоординированность действий и консолидация усилий внутри системы местного самоуправления, в рамках, взаимодействующих с ней системообразующих государственно-властных и общественно-гражданских элементов, а именно, представителей всех ветвей власти, групп влияния и общественных сил, способно вызвать качественно-нацеленную «трансформационную волну» структурных изменений в политико-гражданской системе страны. Степень активности граждан в общественной жизни и участие в «соуправлении» делами государства, определяет уровень развития местного самоуправления, как показатель уровня демократизации российского общества в целом.
И в России, и в зарубежных странах давно доказано, на основании практики организации и реализация местного самоуправления, что «каждый новый этап государственного строительства сопровождается модернизацией системы местного самоуправления» [3, с. 116-120].
Колоссальное количество нормативной документации, организующей функционирование муниципальных органов власти, пролонгированная на годы политика модернизации местного самоуправления, продемонстрировали противоречивые результаты. В настоящий момент, местное самоуправление, лишь частично отражает конституционные нормы.
Считается, что организационно-правовой анализ эволюции российской системы местного самоуправления в постсоветский период «политического созревания» позволит раскрыть специфику процесса реформирования муниципальной сферы: этапность, преемственность, комплексность, восприимчивость в отношении сторонних воздействующих факторов, а также даст возможность оценить эффективность предпринимаемых мер по модернизации системы местного самоуправления на определенных этапах реформирования муниципальной сферы.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность изучения теоретических и практических аспектов модернизации местного самоуправления и проведения организационно-правового анализа исторических этапов реформации муниципальной сферы, а также, параллельную оценку эффективности предпринятых мер на разных стадиях совершенствования системы местного самоуправления, изучения практики организации местного самоуправления как при РСФСР, так и по становлении и развитии РФ.
Касаемо вопроса изученности выбранной тематики работы, нам хотелось бы заметить, что в российской управленческой науке, исследование проблем модернизации организационно-правовых аспектов местного самоуправления в России основывается на давней научной традиции.
Среди наиболее значимых работ, по вышеуказанной проблематике, можно выделить труды таких светил российской управленческой мысли, как: Г.В. Атаманчук, В.Т. Батычко, В. Беликов, И.В. Выдрин, И.В. Волков, А.Н. Кокотов, О.Е. Кутафин, В.Г. Игнатов, Д.А. Морозов, А.И. Радченко, А.В. Пониделков, Т.Н. Полтавская, Н.В. Постовой, А.С. Саломаткин, А.А. Слинько, А.М. Старостин, Г. Старцева, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор, М.М. Чернышев, Е.И. Фадеев и др.
Особый интерес в рамках обозначенной проблематики приобретает исследование организационно-правовых аспектов становления и совершенствования института местного самоуправления РФ в постсоветский период (с начала 1985 года по н/вр.).
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
На наш взгляд, для этого необходимо решить следующие задачи:
- выделить исторические этапы модернизации местного самоуправления России в постсоветский период;
- раскрыть содержание реформ в муниципальной сфере на выделенных исторических этапах;
- раскрыть организационно-правовые аспекты в рамках обозначенных исторических этапах модернизации местного самоуправления в РФ;
- определить критерии эффективности проводимых реформ муниципальной сферы через оценку проблем функционирования системы местного самоуправления в России на разных исторических этапах ее модернизации;
- выделить основные направления модернизационных процессов местного самоуправления РФ;
В качестве особого предмета изучения данного вопроса должна стать модернизация местного самоуправления России.
Объектом исследования является историческая эволюция процесса реформирования системы местного самоуправления в контексте организационно-правовых трансформаций. Особый вклад в развитие и изучение вопросов местного самоуправления вносят труды отечественных авторов в области теории государственного и муниципального управления, а также в области муниципального управления и местного самоуправлению.
Эмпирической базой данного исследования являются информационноаналитические и научно-публицистические материалы проектов международных организаций, отечественные литературные источники (монографии, учебные пособия, периодические издания), правовые базы данных, официальные сайты: Правительства Российской Федерации, информационные ресурсы Московского экономико-правового института, периодическое издание «Проблемы местного самоуправления», официальный портал «Школа муниципального политика», материалы проектов, реализованных Общероссийским конгрессом муниципальных образований, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, факты, выводы и положения, опубликованные в электронных научноисследовательских сборниках, информационно-аналитические, отчетные и др. материалы органов исполнительной власти РФ, материалы собранные на: научно-практических конференциях, конгрессах с международным участием, симпозиумах, круглых столах, вебинарах, тренингах, мастер-классах, социальных и молодежных проектах, на практических и образовательных сессиях национальных образовательных платформ, аналитические отчеты экспертов по вопросам касаемо «Муниципального управления и местного самоуправления», а также результаты собственных исследований и расчетов авторов работы.
Посредством проведенного организационно-правового анализа эволюции российской системы местного самоуправления в постсоветский период с 1989 года по настоящее время (прим. авт.: 2016 г.), нами была предпринята попытка раскрытия специфики процесса модернизации в муниципальной сфере, а именно:
- несмотря на реорганизацию (расформирование) «старых органов власти», исполняющих раннее функционально-компетентностные полномочия органов «местного самоуправления», в преобразованных и «новооформленных органах» прописываются те же функционально-компетентностные полномочия, что демонстрирует преемственность основообразующих «механизмов»;
- переплетение гражданско-общественного и государственно-правовых полей на
- «просторах» института местного самоуправления, безусловно, сформировали «острую восприимчивость» в отношении сторонних воздействующих факторов, так как по факту, в таком теснейшем «тандеме двух мощнейших институтов», не остается шансов существовать факторам, не имеющим отношения к формированию направления развития в модернизационных процессах местного самоуправления на современном этапе.
Формирование, реформирование и модернизация системы местного самоуправления в России, с точки зрения современной, постсоветской эпохи развития, по факту началась в 90-е годы по принятию Закона СССР от 09.04.1990 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», и продолжается по сей день. Как правовые, так и организационные основы местного самоуправления постоянно находится в процессе преобразований. Опираясь на основоопределяющий федеральный закон от 06.10.2003
№131-ФЗ можно утверждать о непрерывности со дня принятия закона, процесса модернизации через постоянные и многочисленные внесения изменений, принятие дополнений и новых пунктов в данный закон.
Только за период с 2003 по 2014 гг. вышеуказанный ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ претерпел около ста изменений, безусловно, повлекших за собой и организационноструктурные изменения в органах местного самоуправления.
Таким образом, российское местное самоуправление не является «зрелым» и «полностью сформированным». Модернизационные процессы направлены как на поиск оптимальных моделей функционирования, так и максимизацию интересов граждан (населения).
Поиск моделей функционирования происходит в контексте современных тенденций устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, максимально приближенных к интересам людей.
Список использованных источников
1. Беликов В. Председатель СМО СПб Основные направления совершенствования деятельности ОКМО в современных условиях // Муниципальная Россия. – ноябрь 2015 г. – №9 (65). – С.22-38.
2. Морозов Д.А. Реформирование местного самоуправления в современной России: этапы, тенденции и пути оптимизации: автореф. к дисс. – Тула, 2010 г.
3. Полтавская Т.Н., Слинько А.А. Модернизация института местного самоуправления в современной России: проблемы и перспективы // Вестник ВГУ. Серия: История. По- литология. Социология. – Воронеж. – 2015 г. – №1. – С. 116-120.