Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Модернизация местного самоуправления в России: организационно-правовой анализ»

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования и развития местного самоуправления в Российской Федерации, особенности современных тенденций реформы местного самоуправления, обосновывается актуальность проведения организационно-правового анализа. Авторы предлагают в рамках исследования новый сравнительный анализ модернизации местного самоуправления в Российской Федерации за период с 1990 года по 2016 год.

Ключевые слова: местное самоуправление; модернизация местного самоуправления; реформа местного самоуправления; организационные и правовые принципы местного самоуправления.

В условиях нарастающих внешнеполитических трансформационных процессов, новых социально-экономических и политических вызовов, с которыми сталкивается Российская Федерация, необходимость эффективного института местного самоуправления как основы сильного и устойчиво-развивающегося государства [1, с.22-38.], выходит на приоритетные позиции.

Особо важным становится, признание местного самоуправления всеми субъектами публично-властных отношений как неотъемлемой части системы государственного управления. На уровне местного самоуправления осуществляется «соучастие», «соуправление» и «содействие» публичной власти и гражданского общества, в решении как вопросов актуальных в масштабах общегосударственных, так и уровня «локального», т.е. вопросов местного («низового») уровня.

Развитие России как современной, демократической державы во многом зависит от развития и функционирования института местного самоуправления, от его организационно-правовой «архитектуры», которая должна вбирать в себя черты, присущие современному демократически-правовому, социальнои инновационно-ориентированному гражданскому обществу.

Так, на Всероссийском съезде муниципальных образований 8 ноября 2013 года, о необходимости развития местного самоуправления было акцентировано внимание высшего руководства РФ, а именно в своей речи Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обозначил следующее: «<…> сегодня принципиальное значение приобретает качество реализации нашей политики на местах. Поэтому государственная власть и муниципальная власть должны работать, безусловно, как одна команда. И федеральный центр, и регионы, и каждое муниципальное образование <…>, должны чувствовать, что работают в единой системе. У нас общие цели – развитие России и всех ее территорий».

Местное самоуправление служит важнейшим гарантом обеспечения прав граждан на «соуправление» делами государства [2].

Эффективное функционирование, единение, скоординированность действий и консолидация усилий внутри системы местного самоуправления, в рамках, взаимодействующих с ней системообразующих государственно-властных и общественно-гражданских элементов, а именно, представителей всех ветвей власти, групп влияния и общественных сил, способно вызвать качественно-нацеленную «трансформационную волну» структурных изменений в политико-гражданской системе страны. Степень активности граждан в общественной жизни и участие в «соуправлении» делами государства, определяет уровень развития местного самоуправления, как показатель уровня демократизации российского общества в целом.

И в России, и в зарубежных странах давно доказано, на основании практики организации и реализация местного самоуправления, что «каждый новый этап государственного строительства сопровождается модернизацией системы местного самоуправления» [3, с. 116-120].

Колоссальное количество нормативной документации, организующей функционирование муниципальных органов власти, пролонгированная на годы политика модернизации местного самоуправления, продемонстрировали противоречивые результаты. В настоящий момент, местное самоуправление, лишь частично отражает конституционные нормы.

Считается, что организационно-правовой анализ эволюции российской системы местного самоуправления в постсоветский период «политического созревания» позволит раскрыть специфику процесса реформирования муниципальной сферы: этапность, преемственность, комплексность, восприимчивость в отношении сторонних воздействующих факторов, а также даст возможность оценить эффективность предпринимаемых мер по модернизации системы местного самоуправления на определенных этапах реформирования муниципальной сферы.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность изучения теоретических и практических аспектов модернизации местного самоуправления и проведения организационно-правового анализа исторических этапов реформации муниципальной сферы, а также, параллельную оценку эффективности предпринятых мер на разных стадиях совершенствования системы местного самоуправления, изучения практики организации местного самоуправления как при РСФСР, так и по становлении и развитии РФ.

Касаемо вопроса изученности выбранной тематики работы, нам хотелось бы заметить, что в российской управленческой науке, исследование проблем модернизации организационно-правовых аспектов местного самоуправления в России основывается на давней научной традиции.

Среди наиболее значимых работ, по вышеуказанной проблематике, можно выделить труды таких светил российской управленческой мысли, как: Г.В. Атаманчук, В.Т. Батычко, В. Беликов, И.В. Выдрин, И.В. Волков, А.Н. Кокотов, О.Е. Кутафин, В.Г. Игнатов, Д.А. Морозов, А.И. Радченко, А.В. Пониделков, Т.Н. Полтавская, Н.В. Постовой, А.С. Саломаткин, А.А. Слинько, А.М. Старостин, Г. Старцева, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор, М.М. Чернышев, Е.И. Фадеев и др.

Особый интерес в рамках обозначенной проблематики приобретает исследование организационно-правовых аспектов становления и совершенствования института местного самоуправления РФ в постсоветский период (с начала 1985 года по н/вр.).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

На наш взгляд, для этого необходимо решить следующие задачи:

  • выделить исторические этапы модернизации местного самоуправления России в постсоветский период;
  • раскрыть содержание реформ в муниципальной сфере на выделенных исторических этапах;
  • раскрыть организационно-правовые аспекты в рамках обозначенных исторических этапах модернизации местного самоуправления в РФ;
  • определить критерии эффективности проводимых реформ муниципальной сферы через оценку проблем функционирования системы местного самоуправления в России на разных исторических этапах ее модернизации;
  • выделить основные направления модернизационных процессов местного самоуправления РФ;

В качестве особого предмета изучения данного вопроса должна стать модернизация местного самоуправления России.

Объектом исследования является историческая эволюция процесса реформирования системы местного самоуправления в контексте организационно-правовых трансформаций. Особый вклад в развитие и изучение вопросов местного самоуправления вносят труды отечественных авторов в области теории государственного и муниципального управления, а также в области муниципального управления и местного самоуправлению.

Эмпирической базой данного исследования являются информационноаналитические и научно-публицистические материалы проектов международных организаций, отечественные литературные источники (монографии, учебные пособия, периодические издания), правовые базы данных, официальные сайты: Правительства Российской Федерации, информационные ресурсы Московского экономико-правового института, периодическое издание «Проблемы местного самоуправления», официальный портал «Школа муниципального политика», материалы проектов, реализованных Общероссийским конгрессом муниципальных образований, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, факты, выводы и положения, опубликованные в электронных научноисследовательских сборниках, информационно-аналитические, отчетные и др. материалы органов исполнительной власти РФ, материалы собранные на: научно-практических конференциях, конгрессах с международным участием, симпозиумах, круглых столах, вебинарах, тренингах, мастер-классах, социальных и молодежных проектах, на практических и образовательных сессиях национальных образовательных платформ, аналитические отчеты экспертов по вопросам касаемо «Муниципального управления и местного самоуправления», а также результаты собственных исследований и расчетов авторов работы.

Посредством проведенного организационно-правового анализа эволюции российской системы местного самоуправления в постсоветский период с 1989 года по настоящее время (прим. авт.: 2016 г.), нами была предпринята попытка раскрытия специфики процесса модернизации в муниципальной сфере, а именно:

  • несмотря на реорганизацию (расформирование) «старых органов власти», исполняющих раннее функционально-компетентностные полномочия органов «местного самоуправления», в преобразованных и «новооформленных органах» прописываются те же функционально-компетентностные полномочия, что демонстрирует преемственность основообразующих «механизмов»;
  • переплетение гражданско-общественного и государственно-правовых полей на
  • «просторах» института местного самоуправления, безусловно, сформировали «острую восприимчивость» в отношении сторонних воздействующих факторов, так как по факту, в таком теснейшем «тандеме двух мощнейших институтов», не остается шансов существовать факторам, не имеющим отношения к формированию направления развития в модернизационных процессах местного самоуправления на современном этапе.

Формирование, реформирование и модернизация системы местного самоуправления в России, с точки зрения современной, постсоветской эпохи развития, по факту началась в 90-е годы по принятию Закона СССР от 09.04.1990 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», и продолжается по сей день. Как правовые,  так и организационные основы местного самоуправления постоянно находится в процессе преобразований. Опираясь на основоопределяющий федеральный закон от 06.10.2003

№131-ФЗ можно утверждать о непрерывности со дня принятия закона, процесса модернизации через постоянные и многочисленные внесения изменений, принятие дополнений и новых пунктов в данный закон.

Только за период с 2003 по 2014 гг. вышеуказанный ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ претерпел около ста изменений, безусловно, повлекших за собой и организационноструктурные изменения в органах местного самоуправления.

Таким образом, российское местное самоуправление не является «зрелым» и «полностью сформированным». Модернизационные процессы направлены как на поиск оптимальных моделей функционирования, так и максимизацию интересов граждан (населения).

Поиск моделей функционирования происходит в контексте современных тенденций устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, максимально приближенных к интересам людей.

Список использованных источников

1. Беликов В. Председатель СМО СПб Основные направления совершенствования деятельности ОКМО в современных условиях // Муниципальная Россия. – ноябрь 2015 г. – №9 (65). – С.22-38.
2. Морозов Д.А. Реформирование местного самоуправления в современной России: этапы, тенденции и пути оптимизации: автореф. к дисс. – Тула, 2010 г.
3. Полтавская Т.Н., Слинько А.А. Модернизация института местного самоуправления в современной России: проблемы и перспективы // Вестник ВГУ. Серия: История. По- литология. Социология. – Воронеж. – 2015 г. – №1. – С. 116-120.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1101

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке