Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Музей при театре как пространство патриотического воспитания крымчан»

Аннотация. В статье рассматривается специфика музейного и  театрального текста. Автор анализирует воспитательный потенциал пространства музея при театре в оценке подвига актёров-подпольщиков современным поколением крымчан.

Ключевые слова: музейная коммуникация, музейный и театральный текст, музей при театре, воспитательный потенциал, музейная педагогика.

Актуальность рассмотрения вопросов, связанных с презентацией музейных фондов, с музейной педагогикой – качественно новой сферой образовательной деятельности, инновационной педагогической технологией, обусловлено тем, что мир современного музейного пространства характеризуется как одно из быстро развивающихся явлений культуры, обладающее ресурсным потенциалом для системы образования и воспитания подрастающего поколения.

Не являясь самостоятельной образовательной организацией, музей может выступать местом для организации педагогического процесса, а с другой стороны – эффективным средством патриотического воспитания и социализации обучающихся.

В данной статье предпринимается попытка дополнительно остановиться на опыте взаимодействия музея и театра, на специфике музейного и театрального текста, видах коммуникации в информационно- образовательной среде.

Активное исследование современных музейных форм, сам процесс музейной коммуникации напрямую связан с рассмотрением использования познавательного и образовательного потенциала средств передачи и восприятия информации в культурном пространстве. Сохранение и накопление в музеях огромного пласта культурного наследия эпох, народов и отдельных личностей позволяет использовать результаты синтеза социокультурной информации для формирования у подрастающего поколения гражданских и патриотических чувств. Чем выше уровень развития общества, тем существеннее взаимосвязь поколений, передаваемая через ядро культуры. Нарушение преемственности, утрата взаимосвязи, понимания ценности достижений предшествующих поколений, их негативная оценка превращает ядро культуры из открытой, динамической системы в замкнутую нефункциональную «сокровищницу».

Использование потенциала музейного пространства в организации образовательного процесса по приобретению и передаче знаний, безусловно, сопровождается воспитанием. Через музейную коммуникацию процесс воспитания посетителей протекает как непосредственно, так и опосредованно. В этом направлении театральная коммуникация и театральный текст идентичен с музейным. Театр, как культурный институт, имеет давние традиции экспериментирования и развития способов влияния на зрителя. Будучи знаковой коммуникативной системой, театр создаёт свой уникальный текст, прочтение и дешифровка которого способны определять социокультурные ориентиры зрителя в повседневной жизни, влиять на выбор модели поведения в обществе.

Музеи как учреждения культуры, выполняют свою главную задачу по сохранению национального культурного наследия, которое по образному определению М. Б. Пиотровского, – «…ДНК народа и страны, что всякое нарушение памяти делает народ таким же болезненно беспамятным, как это бывает отдельно с больным человеком» [1]. «Музеи являются средством познания мира, средством объяснения мира, средством передачи культуры и воспитания поколений. Они являются элементом политической, экономической и ценностной системы отдельных обществ и человечества в целом» [ 2, с. 6].

Поэтому создаваемый в разных формах музейный текст в информационном пространстве несёт и социальную, и национально- культурную память. Она передается и отражается в музейных предметах и коллекциях. Через музейную коммуникацию, посредством осмысления взаимосвязи прошлого и настоящего, понимание самих себя и других, через разнообразие текстов,  их  декодирование  осуществляется  связь поколений. А. Н. Дьячков считает, что «судьба памятников зависит от отношения к ним людей, живущих возле них и постоянно с ними соприкасающихся. Государство может издавать хорошие законы и постановления, выделять крупные денежные средства на уход за памятниками, создавать широкую сеть органов охраны и, тем не менее, не получать желаемых результатов, если его действия не будут поддержаны широкими слоями общества, восприняты ими с пониманием» [3, с. 11].

Театральный текст, так же как и музейный, непосредственно связан с восприятием зрителя, его рефлексией, оценочными суждениями. Театральная и музейная коммуникация осуществляют не только передачу информации, но и оказывают эмоциональное воздействие, способствуя   пониманию, сопереживанию, диалогу со зрителем. Опосредованно, в дальнейшем, эта работа продолжается через внутренний диалог зрителя, развитие личности, раскрытие творческого потенциала.

По мнению В. Ю. Борисова музейная педагогика – «особый процесс представления посетителю культурных ценностей с целью погружения (соучастия, сопереживания) последнего в представляемую тему, событие или исторический период средствами информационно-коммуникативных и интерактивных технологий» [4, с. 5].

Организовать такую работу по обучению и развитию личности средствами культурных ценностей в пространстве музея и театра становится возможным. Если брать во внимание, что цель музейной педагогики отражена в приобщении подрастающего поколения к музею через его специфику, что способствует творческому развитию личности, то она совпадает с функцией и спецификой театра – включением зрителя, субъекта культуры в театральное пространство, представляющее  системную совокупность реальных взаимодействий человека с действительностью и интерпретацию данным субъектом драматургической действительности через восприятие.

По мнению Л. М. Шляхтиной, «музей как коммуникативное пространство, открыт для художественной практики, привнесения образного, многозначного, игрового начала в построение музейной экспозиции, органичное существование в художественных музеях и галереях «пограничных» жанров: перформансов и театрализованных акций, а также полноценных театральных постановок, которые все чаще осуществляются в музеях разного профиля, на территории музеев- заповедников [5, с. 48].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В. Ю. Борисов также предлагает ввести дополнительно термин «музейная презентация» как « особое представление фондовых коллекций в экспозиции музея средствами театрализации, живой игры, квестов, интерактивных экскурсий для достижения эмоционально-психологического отклика, соучастия, сопереживания у экскурсанта в рамках изучения определенной темы» [4, с. 5]. Эмоционально-психологического отклика, соучастия и сопереживания достигает и театральная коммуникация. Через различные формы театрального языка она объединяет зрителей, влияет на их духовно-нравственную сферу.

В процесс коммуникативного общения могут быть вовлечены современники, ранее удаленные друг от друга. Одновременно с этим, уникальность театрального и музейного пространства даёт возможность духовной взаимосвязи с личностями, разделенными историческим временем. Происходит реальная связь поколений. Представленные зрителю театральные и музейные тексты передают мысли и чувства людей предшествующих эпох, их можно понимать, оценивать, принимать за идеалы.

Символы, аллегория и метафора театра, музейные экспонаты и коллекции открывают зрителю многогранность мира культуры, ценности и традиции, примеры личностного развития  и  человеческого взаимодействия. Успешность раскодировки музейного и театрального текста, в конечном итоге, влияет на выбор индивидуальной модели поведения. Внутренний диалог и осмысление открывают путь применения на практике всего многообразия знаний об общих законах человеческого бытия, что способствует личностной идентификации с действующими эстетическими, этическими и социальными нормами, помогает адаптироваться к ним.

Показательным в данном направлении использования потенциала музейной педагогики и презентации музейных фондов в патриотическом воспитании подрастающего поколения может служить пример создания театрально-музейного проекта, посвящённого памяти подвига подпольщиков группы «Сокол» в Симферополе.

Ежегодно, начиная с 1973 года, музей при театре и спектакль «Они были актерами» собирает полный зал зрителей. Обязательное посещение музея театра перед спектаклем стало важнейшим приемом знакомства с историей, отражённой в экспонатах и спектакле. Такая практика взаимодействия со зрителями КАРДТ им. М. Горького, позволяет на протяжении 45 лет существовать театральному тексту параллельно с музейным, представленным документальными источниками. Художественные, театральные образы героев-подпольщиков, созданные и играемые на протяжении десятилетий, сотканы из голосов реальных актёров, смотрящих с довоенных фотографий на посетителей музея в театре.

Музейная коммуникация помогает интегрировать понимание сложной категории «подвиг» в художественную канву спектакля. В театральном пространстве в качестве средства смыслового осознания и личного принятия зрителем воспитывается важная составляющая духовной культуры – героизм во имя Отечества.

Безусловно, театр, как пространственно-временное искусство, зависит от  непосредственного  контакта  «здесь»  и  «сейчас»  актёров  со  зрителем. Театральная коммуникация, данном режиме, воздействует на эмоциональную и оценочную сферу зрителя, а соотнесение реального, исторического, событийного и художественного образного ряда формирует личностную оценку. Последовательный ряд образов спектакля «Они были актёрами» обретает свой окончательный духовно-нравственный смысл через признание зрителем ценности и смысла подвига. Сам факт оценки становится не только умственным актом, в результате которого устанавливается отношение субъекта к оцениваемому объекту, но и смысловым определением данной оценки, её значения для жизни, дальнейшей личностной деятельности в пространстве культуры – бесконечного многообразия раскодировки культурных текстов.

Многочисленные, разнообразные интерпретации и театрального, и музейного текста будут присутствовать в будущем. При этом хочется верить, что патриотически воспитанные в пространстве музея и театра крымчане, понявшие смысл и культурный код подвига участников группы

«Сокол», сохранят память о нём. Они не будут переписывать историю в угоду сиюминутным интересам и выгоде, крушить памятники, снимать мемориальные доски и низвергать героев.

Список использованных источников

1. Пиотровский М. Б. [Вступительная статья]/ М. Б. Пиотровский // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. – № 6.
2. Философия музея: Учеб. пособие / Под ред. М. Б. Пиотров- ского. М.: ИНФРА-М, 2013 – (Высшее образование: Магистратура). С. 6.
3. Дьячков А. К. Нравственный фактор в сохранении недвижимого культурного наследия // Памятники в изменяющемся мире: Материалы международной научно-практической конференции. – М., 1993. – С. 11.
4. Борисов В. Ю. Статья Чему учит музей или что такое музейная педагогика? Сетевой электронный журнал ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (ИХО РАО) ISSN 1997-4558 Педагогика искусства. Режим доступа: http://www. art-education. ru/electronic-journal № 4, 2017
5. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие / Л. М. Шляхтина. – 2-е изд. стер. – М.: Высш. шк., 2009. –183 с.: ил. – (Образование через искусство).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1021

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке