Ключевые слова: Пенсия, пенсионные накопления.

Мало кто из нас живет, задумываясь о будущем и будущих возможных проблемах, связанных с нашим финансовым благосостоянием, т.е. с нашей будущей пенсией. Данная проблема касается не только людей в возрасте, но и молодежь.

Пенсия – это альтернатива бедности для людей в возрасте, когда они не имеют ни физических, ни моральных сил зарабатывать, как прежде. Самым главным является то, чтобы вовремя сделать правильный выбор в распределении денежных средств, т.е. уже сейчас формировать будущие пенсионные накопления.

Пенсионные накопления – это финансовая основа стабильности, обеспечивающая достойное проведение старости. При текущем экономическом положении страны рассчитывать в будущем на государство в том, что оно обеспечит достойное социальное обеспечение и стабильную платежеспособность не стоит. Пенсия является той частью расходов, которую государство постоянно сводит к минимуму, даже ниже прожиточного минимума.

В нашей стране в последние годы можно заметить то, что большинство людей переводят свои накопления на будущую пенсию в негосударственные пенсионные фонды, т.к. вследствие наблюдаемого нестабильного положения на финансовом рынке государственные пенсионные фонды постепенно теряют своё доверие у граждан в накопление своих сбережений. Государство заинтересовано в том, что люди обращаются в негосударственные пенсионные фонды, нежели в государственные, так как с него снимается некая ответственность по социальному обеспечению граждан.

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительной частью к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем от-дельных отраслей экономики, так и в форме личного пенсионного страхования граждан [1, с. 236-246].

Негосударственные пенсионные фонды зарабатывают свой авторитет на рынке следующими своими плюсами: 1) надежность – вся деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется государством. Это значит, что НПФ отвечают за целостность всех наших накоплений собственным капиталом; 2) уровень профессионализма – в случае передачи полномочий НПФ, до момента наступления периода получения выплат, все ваши инвестиции будут работать на получение прибыли; 3) хороший сервис – негосударственный пенсионный фонд самостоятельно занимается инвестированием регулярных отчислений, осуществляет их учет и выплату. Получение информации по состоянию наше-го счета возможно не 1 раз в году, а по мере нашей необходимости. Кроме того, к каждому клиенту индивидуальный подход, так как они заинтересованы получить в свое полное распоряжение на длительный период наши деньги. Государственный пенсионный фонд таким не занимается.; 4) передача страховой части пенсии по наследству – то есть, если участник программы не дожил до момента первой выплаты, но заключил предварительно соответствующее доверительное соглашение, его приемник может получать накопительную часть пенсии вместо него при наличии какой-либо степени родства; 5) свобода выбора – негосударственный пенсионный фонд – не является окончательным решением. По своему желанию, можно в любой момент передать свои накопления назад государству, отдать другому частному фонду или в любой момент вернуться назад. Оформляют такую процедуру чаще всего в начале года [7, с. 145-148]. Но есть и недостатки:

— повышенные риски – заключается данный недостаток в том, что НПФ – это не государственные, а частые структуры, начало, и окончание деятельности которых определяется частными лицами по собственному усмотрению;

— комиссия за услуги – негосударственные пенсионные фонды работают за вознаграждение, но комиссия берется только с прибыли, поэтому негосударственный пенсионный фонд заинтересован в том, чтобы население получало доход.

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством негосударственные пенсионные фонды могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. Также, они вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости.

Отношения негосударственного пенсионного фонда и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке [5].

Размещение пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда должно удовлетворять следующим требованиям: стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 15 % общей стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 70 % стоимости размещенных пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 80 % стоимости размещенных пенсионных резервов [4].

Принципы расчета пенсии при переводе в негосударственный пенсионный фонд остаются те же, что и при оформлении у государства. Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового, т.е. трудового стажа.

За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных баллов. Максимальное количество пенсионных баллов за год в 2016 году – 7,83, а в 2021 году будет составлять 10.

Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых пенсионных баллов. При формировании только страховой пенсии максимальное количество годовых пенсионных баллов – 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования одновременно и страховой, и накопительной пенсии максимальное количество годовых пенсионных баллов – 6,25, так как 27,5% страховых взносов направляются на формирование пенсионных накоплений.

При выборе варианта пенсионного обеспечения следует учитывать, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, то есть может быть и убыток от их инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов. Пенсионные накопления не индексируются. Любые изменения на протяжении всей трудовой деятельности — увольнение, повышение оклада, декретный отпуск и т.д., влияют на размер пенсии.

К вопросу о накоплении денежных средств на будущее пенсионное обеспечение нужно подходить обдуманно. Необходимо рассчитать рационально ли происходят затраты средств из собственного бюджета, какие расходы можно ограничить в минимальном размере, а какие вообще исключить, и при этом, никак не скажется на нашем благосостоянии. Учитывая текущее нестабильное экономическое состояние страны, лучше всего помимо пенсионного накопления, откладывать на сбережения по 10-20% от ежемесячного заработка [3].

а сегодняшний день просматривается стабильная тенденция расширения рынка деятельности негосударственных пенсионных фондов. Но новые реформы, проведенные в 2014 году, привели к ужесточению отношений не только между самими негосударственными пенсионными фондами, но и с государственным пенсионным фондом [2]. Возможно, данные реформы послужат тому, что в ближайшие 2-4 года на рынке останется только несколько наиболее крупных компаний. Они смогут позволить себе минимизировать риски, связанные с инвестированием, и при этом сохранить стабильную доходность. Поэтому, если сегодня определяться, кому перенаправить свои накопления, то лучше отдавать пред-почтение именно крупным фондам [6, с. 14-22].

Список использованных источников

1. Козлова, Е. В. Основы социального и пенсионного страхования в России: Учеб. пособие. – М. : ИНФРА-М, 2016.
2. Соколова И.С. Об инвестиционной привлекательности конкурентоспособности рынка территорий/ Соколова И.С. //Сборник научных статей VI Международной НПК «Управление реформирование социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов». — Пенза: ПГУ.- 2015.- С.145-148
3. Базилевич A.И., Бобков Л.В., Соколова И.С. и др. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров/ под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк.— М: Изд-во Проспект. 2014. — 424 с.
4. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» http://ivo.garant.ru/#/document/12111456/paragraph/493:3
5. Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Т.Г. Попадюк, проф. Б.Н. Чернышева. – 2-е изд. – М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2014. – 296 с.
6. http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensions/kak_form_bud_pens
7. Барбашова С.А. Реформирование пенсионной системы РФ на современном этапе/ Барбашова С.А., Соколова И.С., Щербаков Е.М.// Вестник НГИЭИ. 2016. № 7 (62). С. 14-22.