Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Незаконный оборот наркотиков в мире»

Аннотация. Статья посвящена анализу отношений между Европейским Союзом и его государствами-членами с одной стороны и другими странами, с другой стороны, которые возникают в процессе противодействия незаконному обороту наркотиков. Рассматриваются основные договорные соглашения между Европейским Союзом и другими странами, посвященные сотрудничеству в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Также автор дал краткий обзор уголовного законодательства ряда стран, не являющихся членами ЕС. Анализ правовых актов позволяет автору сделать научно полезные выводы о видах и уровнях сотрудничества между Европейским Союзом и третьими странами в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Ключевые слова: Европейский союз, соглашение о сотрудничестве, незаконный оборот наркотиков, уголовная ответственность.

Введение

По шкале международных угроз незаконный оборот наркотиков уступает только терроризму. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков носят сложный и комплексный характер и являются посягательством на несколько групп общественных отношений.

Проблему торговли наркотиками, легализацию доходов, полученных преступным путем, побороть можно лишь усилиями всех государств. «Чем легче становятся сообщения между различными территориями, тем более стушевывается граница, отделяющая действие уголовных законов одного государства от других» — указывал Ф.Ф. Мартенс.

Особенно интересным представляется изучение правовых аспектов противодействия незаконному обороту наркотиков в Европейском Союзе. В настоящее время сотрудничество ЕС с третьими странами регулируется разделом V Договора о Европейском Союзе «Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза и специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности», а также частью пятой Договора о функционировании Европейского Союза «Внешнеполитическая деятельность Союза».

Материалы и методы

Основными источниками для написания данной статьи стали международные договоры, заключенные между ЕС и третьими странами (Китаем, Грузией, Украиной и др.), посвященные сотрудничеству в области противодействия незаконному обороту наркотиков, а также нормативно-правовые акты указанных государств, регулирующие аспекты борьбы с преступностью. В ходе исследования использовались как общенаучные методы познания, так и частноправовые методы (формально-юридический, системно-исторический, метод сравнительного правоведения).

Обсуждение

В настоящее время сотрудничество Европейского Союза с третьими странами регулируется разделом V Договора о Европейском Союзе «Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза и специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности», а также частью пятой Договора о функционировании Европейского Союза «Внешнеполитическая деятельность Союза».

В сфере сотрудничества Европейского Союза с третьими странами в области противодействия незаконному обороту наркотиков представляется логичным выделить два уровня: общий и специальный.

Механизм осуществления общего сотрудничества предусмотрен ст. 217 ДФЕС, согласно которой Союз может заключать с одной или несколькими третьими странами или международными организациями соглашения о создании ассоциации, характеризующейся взаимными правами и обязанностями, совместными действиями и особыми процедурами. Также, в соответствии со ст. 21 ДЕС ЕС может заключать с третьими странами соглашения о партнерстве, которые тоже могу быть отнесены к общему механизму сотрудничества.

Соглашения об ассоциации были известны еще Европейскому объединению угля и стали, первое такое соглашение было заключено с Великобританией в 1954 г., однако регулировало достаточную узкую сферу взаимоотношений.

Соглашение об ассоциации представляет собой универсальный инструмент установления сотрудничества Европейского Союза с третьими странами практически во всех наиболее значимых сферах общественной жизни, включая вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков. Так, например, по Соглашению об ассоциации ЕС и Египта 2004 г. стороны обязуются сотрудничать с целью улучшения политики и мер по борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, снижению спроса на указанные средства, осуществлять совместные операции.

Сотрудничество между Египтом и ЕС также должно принимать форму обмена информацией. Государства обязуются создавать или расширять социальные, медицинские и информационные центры для лечения и реабилитации наркоманов, вводить проекты в сфере исследования профилактики, обучения и эпидемиологии, вводить стандарты в сфере предотвращение утечек прекурсоров и других веществ, необходимых при производстве наркотических и психотропных веществ.

Более детальным представляется Соглашение об ассоциации Европейского Союза и Грузии. Так, согласно ему стороны соглашения подтверждают, что наиболее серьезные преступления, вызывающие озабоченность международным сообществом не должны оставаться безнаказанными и безнаказанность за такие преступления должна быть исключена путем введения мер на национальном и международным уровнях, включая рассмотрение в Международном уголовном суде.

Стороны обязуются координировать свои действия по предотвращению организованной преступной деятельности, в частности торговли людьми, оружием и наркотическими средствами. Особенно важным представляется закрепленное в Соглашении обязательство Грузии и ЕС развивать двустороннее, региональное и международное сотрудничество между правоохранительными органами, включая развитие сотрудничества с Европолом. Грузия и ЕС в рамках собственных полномочий и компетенций осуществляют сотрудничество в целях обеспечения сбалансированного и интегрированного подхода к проблеме наркотиков.

Политика Грузии и ЕС должна быть направлена на формирование институтов по предотвращению и борьбе с незаконным оборотом наркотиков, сокращению поставок запрещенных наркотиков исходя из цели снижения вреда здоровью, равно как и сокращению утечек прекурсоров наркотических средств, необходимых для их незаконного производства.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Примечательно, что стороны обязуются предпринимать совместные действия по противодействию незаконному обороту наркотиков в рамках, очерченных соответствующими международными конвенциями и Стратегией Европейского Союза по борьбе с наркотиками на 2013–2020 гг. Таким образом, Грузия, не являясь членом ЕС, принимает на себя обязательства подчиняться документам, являющимися частью правовой системы ЕС. В соответствии с законодательством Грузии за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков устанавливаются достаточно суровые наказания. Так, за незаконные изготовление, производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств, их налогов, прекурсоров или новых психоактивных веществ устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок до 11 лет (ст. 260 УК Грузии).

Аналогичные условия в части противодействия незаконному обороту наркотиков включает в себе и Соглашение об ассоциации Европейского Союза с Украиной. Однако в Соглашении ничего не говорится о стратегии Европейского Союза по борьбе с наркотическими средствами на 2013-2020 г. Законодательство Украины предусматривает более мягкие наказания за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических веществ. Например, незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка либо пересылка с целью сбыта, а также незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет (ст. 307 УК Украины).

Соглашения об ассоциации могут быть как двусторонними, примеры которых были рассмотрены выше, так и многосторонними. В этом случае с одной стороны выступает Европейский Союз, с другой – определенное количество государств находящихся, как правило, в одном регионе. В качестве примера можно привести соглашение об ассоциации Европейского Союза и Центральной Америки (Коста Рика, Гондурас, Сальвадор, Панама, Никорагуа, Гватемала). В части противодействия незаконному обороту наркотиков соглашение содержит те же взаимные обязательства государств, что и для рассмотренных выше государств.

Первоначально соглашения об ассоциации использовались Европейским Союзом для установления режима тесного сотрудничества с государствами, не являющимися членами Европейского Союза и предоставления им определенных преференций, преимущественно в сфере экономических отношений.

Однако анализ вышеуказанных соглашений позволяет сделать вывод о том, что соглашения об ассоциации Европейского Союза с третьими странами в современное время охватывает практически все сферы общественных отношений. Хотя на сегодняшний день Европейским Союзом заключено более ста подобных соглашений, большинство из них носит типовой характер.

Как указывалось выше, сотрудничество ЕС с третьими странами по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков может быть закреплено соглашением о партнерстве и сотрудничестве. В качестве примера можно привести Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Украиной, с одной стороны, и Европейскими сообществами и его государствами-членами, с другой стороны от 14 июня 1994 г.

В соответствии со ст. 79 Соглашения «В рамках своих полномочий и компетенции Стороны сотрудничают в повышении эффективности и действенности политики и мероприятий, осуществляемых с целью борьбы с незаконным производством, поставкой и оборотом наркотических и психотропных веществ, включая предотвращение распространения рецептурных химических субстанций, а также по предотвращению и сокращению использования наркотических веществ. Сотрудничество по данным вопросам основывается на взаимных консультациях и тесной координации между Сторонами в отношении целей и мер в различных областях, связанных с использованием наркотических веществ». Также, в соответствии со ст. 68 «Стороны согласны с необходимостью принятия всех усилий по сотрудничеству с целью предотвращения использования своих финансовых систем для «отмывания» доходов от преступной деятельности в целом, и, в частности, от преступлений, связанных с наркотическими веществами».

В качестве еще одного примера можно привести Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Ираком, с одной стороны, и Европейскими сообществами и его государствами- членами, с другой стороны, которое предусматривает обязательства по принятию всех усилий по сотрудничеству с целью предотвращения использования своих финансовых систем для «отмывания» доходов от преступной деятельности в целом и, в частности, от преступлений, связанных с наркотическими веществами (ст. 108 Соглашения).

Соглашения о партнерстве и сотрудничестве являются рамочными соглашениями, т.е. создают фундамент для дальнейшего политического диалога и сотрудничества, нежели конкретные обязательства для сторон таких соглашений.

В качестве механизмов специального сотрудничества Европейского Союза с третьими странами по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков можно выделить соглашения, заключаемые специализированными органами и учреждениями Европейского Союза в данной области с уполномоченными органами третьей страны.

Прежде всего, речь идет о соглашениях, заключаемых Европейским полицейским ведомством (Европол) с третьими странами. Европол уполномочен заключать два вида соглашений с третьими странами. Первый вид – Соглашение об оперативном и стратегическом сотрудничестве.

Основное назначение таких соглашений состоит в том, чтобы установить отношения сотрудничества между Европолом и третьей страной в целях поддержки государств-членов Европейского Союза и соответствующего государства в области борьбы прежде всего с терроризмом, организованной преступностью и другими формами серьезной преступности, в том числе незаконным оборотом наркотиков, главным образом путем обмена информацией.

Обмен информацией включает в себя, в том числе обмен специальными знаниями, подготовку общих отчетов о ситуации с преступностью, стратегических прогнозов, обмен информацией о порядке уголовного преследования и методах предотвращения преступлений, а также участие в совместных программах по профессиональной подготовке специалистов.

Соглашение об оперативном и стратегическом сотрудничестве подразумевает создание третьим государством специализированного органа по взаимодействию с Европолом в сфере обмена, хранения и исключения информации.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Общее же взаимодействие осуществляется под руководством национальных органов, уполномоченных в соответствии с национальным законодательством на осуществление мер по борьбе с преступностью.

Соглашение так же предусматривает обязательство государств проводить регулярные встречи Европола и компетентных органов третьего государства с целью обсуждения вопросов сотрудничества и взаимодействия.

Соглашения такого рода заключены Европолом с такими странами, как Албания, Норвегия, США. Как указывалось выше, предметом данных соглашений выступает порядок обмена информацией с целью борьбы с серьезными преступлениями, в том числе и с незаконным оборотом наркотиков. Как и соглашения об ассоциации Европейского Союза с третьими странами, они являются типовыми.

Следующий вид соглашений, заключаемый Европолом с третьими странами – Соглашение о сотрудничестве. Основное отличие от соглашений об оперативном и стратегическом сотрудничестве заключается в том, что оно не затрагивает вопросы обмена персональными данными. Такого рода соглашения заключены с Россией, Турцией. По соглашениям Стороны взаимодействуют в сфере предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений, в частности, в правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров наркотиков.

Другим специализированным учреждением, уполномоченным в соответствии с законодательством Европейского Союза вступать в договорные отношения с третьими странами, является Европейский мониторинговый центр над наркотиками и наркоманией. В большинстве случаев ЕМЦНН оформляет сотрудничество с третьими странами путем подписания меморандумов о взаимопонимании.

Меморандум о взаимопонимании между Европейским мониторинговым центром над наркотиками и наркоманией представляет собой документ, определяющий наиболее общие положения о сотрудничестве ЕМЦНН с третьим государством. По нашему мнению, основным назначением меморандума о взаимопонимании состоит в создании необходимых условий для будущих договорных отношений сторон. В меморандуме о взаимопонимании стороны, как правило, согласуют намерения совершить определенные действия в будущем. В качестве примера можно привести Меморандум о взаимопонимании между ЕМЦНН и Министерством здравоохранения Украины.

Так, указанный меморандум закрепляет основные аспекты сотрудничества Украины и ЕМЦНН по вопросам, связанным с наркотиками. Прежде всего, стороны обязуются сотрудничать в процессе сбора, анализа и распространения информации, связанной с наркотиками, на основе совместно разработанных ключевых показателей мониторинга наркоситуации и системах оценки. Указанный меморандум подразумевает организацию совместных встреч по вопросам, связанным с наркотиками. Одним из наиболее важных положений указанного меморандума, на наш взгляд, является обязательство Украины ежегодно предоставлять отчет ЕМЦНН о ситуации, связанной с наркотиками на Украине, а также любую другую информацию, связанную с наркотиками. В свою очередь, ЕМЦНН обязуется способствовать обучению, обмену экспертами и исследованиями в области наркотиков. Еще одним важным положением меморандума является обязательство сторон создать механизм регулярного обмена информацией о новых наркотических и психотропных веществах.

Вышеуказанный меморандум о взаимопонимании носит срочный характер. Срок его действия составляет 5 лет, однако если ни одна из сторон не изъявит желания выйти из него, по истечении срока действия он будет продлен на пятилетний срок.

Меморандум о взаимопонимании между Европейским мониторинговым центром над наркотиками и наркоманией представляет собой документ, определяющий наиболее общие положения о сотрудничестве ЕМЦНН с третьим государством. По нашему мнению, основным назначением меморандума о взаимопонимании состоит в создании необходимых условий для будущих договорных отношений сторон. В меморандуме о взаимопонимании стороны, как правило, согласуют намерения совершить определенные действия в будущем.

Заключение меморандума о взаимопонимании Европейским мониторинговым центром над наркотиками и наркоманией с третьим государством не является единственным способом установления сотрудничества с этой организацией.

Европейский Союз может заключать соглашения об участии третьего государства в работе Европейского мониторингового центра над наркотиками и наркоманией.

Данные соглашения заключаются прежде всего с государствами кандидатами на вступление в Европейский Союз. Соглашение, прежде всего, подразумевает участие в работе ЕМЦНН практически в том же объеме, что и государство-член Европейского Союза, а также подключение к системе (Reitox).

Сторона, заключившая такое соглашение направляет своего уполномоченного представителя в правление ЕМЦНН для участия в его заседаниях, однако, права голоса представитель третьего государства иметь не будет. В качестве примера можно привести Соглашение об участии в работе ЕМЦНН между ЕС и Турцией.

В сфере противодействия незаконному обороту наркотиков Европейский Союз заключает соглашения о прекурсорах наркотиков, которые, как правило, являются типовыми. Целью таких соглашений выступает укрепление сотрудничества между сторонами для предотвращения утечек прекурсоров наркотиков и веществ, часто используемых при производстве наркотических и психотропных веществ, без ущерба для нормальной торговли ими.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Соглашения предусматривают всего две формы сотрудничества в этой области:

  • мониторинг торговли прекурсорами, с целью исключения их из незаконного оборота;
  • обеспечение взаимной административной помощи, в целях обеспечения законодательства о торговле прекурсорами.

Среди важнейших обязательств сторон по таким соглашениям можно выделить взаимное консультирование и информирование друг друга, при наличии веских оснований полагать, что прекурсоры могут быть выведены в незаконный оборот для производства наркотических средств.

Такими    вескими    основаниями   в    свою    очередь    могут    являться    необычные обстоятельства при экспорте или импорте прекурсоров, либо необычное количество при их продаже.

Важной чертой соглашения является разделение прекурсоров наркотиков на две группы.

В зависимости от того, к какой группе принадлежит определенное вещество, на него будет распространяться определенный режим их оборота.

Так, например, при экспорте эфедрина, принадлежащего к группе А, экспортирующая сторона будет обязана уведомить импортирующую о его поставке.

Импортирующая сторона, в свою очередь, будет обязана ответить на уведомление в течение 15 дней с момента его получения, в случае отказа принять товар импортирующая сторона обязана указать причины отказа. Оставление уведомления без ответа будет означать отсутствие возражений на прием груза.

Оборот прекурсоров группы Б подлежит более мягкому регулированию, в отношении них, компетентный орган импортирующей страны самостоятельно решает проводить проверку или нет в соответствии с национальным законодательством.

Не менее важным представляется право каждой стороны соглашения приостановить поставку прекурсоров, в случае наличия подозрений об их принадлежности к незаконному обороту наркотиков. В этом случае импортирующая сторона направляет соответствующее уведомление о приостановке поставок, с приложением по необходимости свидетельств и доказательств отношения прекурсоров к незаконному обороту.

Соглашением также регулируется порядок оказания помощи каждой из сторон, которая будет включать в себя предоставление доказательств, взаимную административную помощь. Так же в рамках таких соглашений регулируются вопросы технической помощи, подготовки кадров, и т.д.

В настоящее время ЕС заключены и другие соглашения о прекурсорах и иных веществах,  используемых  при  незаконном  производстве  наркотиков,  с  Китаем ,  Чили , США.

Результаты

Таким образом, сотрудничество ЕС с третьими странами в области противодействия незаконному обороту наркотиков может осуществляться посредством нескольких механизмов. Первый из них, наиболее общий – заключение соглашения об ассоциации или о партнерстве и сотрудничестве, предусматривающих установление сотрудничества практически по всем сферам общественной жизни, включая аспекты противодействия незаконному обороту наркотиков. При этом положения таких соглашений, посвященные сотрудничеству в области противодействия незаконному обороту наркотиков в большинстве случаев носят типовой характер. В качестве исключения можно привести соглашение об ассоциации, заключенное между ЕС и Грузией, предусматривающее обязательство Грузии осуществлять противодействие незаконному обороту наркотиков, опираясь на Стратегию ЕС по наркотикам на 2013-2020 гг.

Специальный механизм сотрудничества ЕС с третьими странами в области противодействия незаконному обороту наркотиков предполагает заключение между специализированным учреждением ЕС (Европолом или ЕМЦНН) и третьим государством соглашения о сотрудничестве. Они также носят типовой характер и, главным образом, ограничиваются взаимными обязательствами сторон по предоставлению информации и обмену опытом. К специальному механизму сотрудничества можно также отнести соглашения ЕС с третьими странами, регулирующие конкретную сферу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления противодействия незаконному обороту наркотиков, например Соглашения о прекурсорах наркотиков.

Заключение

Сотрудничество ЕС с третьими странами обладает типовым характером, который, с одной стороны обеспечивает единый подход ЕС к сотрудничеству в области противодействия незаконному обороту наркотиков, с другой стороны исключает особенности каждого третьего государства, в т.ч. ситуацию с наркотиками в нем, объемы незаконного производства и транзита наркотических веществ и т.д.

По нашему мнению, сотрудничество ЕС с третьими странами по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков должно носить более комплексный характер, учитывать указанные выше особенности третьих государств в целях более эффективного противодействия вышеуказанному явлению.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

При этом соглашения о сотрудничестве, заключаемые Европолом с правоохранительными органами третьего государства, должны включать положения о сотрудничестве и взаимной координации при проведении совместных операций, направленных на пресечение незаконного оборота наркотиков.

Список использованных источников

1. Дорогин Д. А. Некоторые вопросы уголовно-правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Наркоконтроль. 2012. № 4. С. 22-24.
2. Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 2-х томах. Том 2 // под редакцией и с биографическим очерком д.ю.н., проф. В.А. Томсинова. М.: «Зерцало», 2008. С. 150.
3. Европейский Союз: право и отношения с Россией: монография / П.А. Калиниченко – М.: Норма : Инфра-М, 2012.
4. Соглашение о сотрудничестве между Европейским полицейским ведомством и Российской Федерацией // URL: https://www.europol.europa.eu/content/page/external- cooperation-31.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2389

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке